Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляд современных онтологических наук на антиномии




Антиномии подразделяют на логические и семантические

Антиномии возникают не вследствие субъективной ошибки, но связаны с диалектичностью процесса познания. Традиция антиномического мышления связана также с христианской богословской традицией, в которой непостижимость основных догматических положений часто формулируется в виде антиномий (П. Абеляр, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев и др.).

 

66. Однажды когда к нему пришел Ксенократ, Платон попросил выпороть его раба: сам он не мог этого сделать. Он сказал рабу: «Не будь я в гневе, право, я бы тебя выпорол». – В чем вы видите мудрость этой притчи?

Нельзя пороть (действовать,наказывать), когда ты в гневе. (развить мысль дальше)

67. Можно ли знать, не понимая, и понимать, не зная?

68. Ф. Ницше утверждал, что познавший самого себя – собственный палач. – В каком смысле это так?

69. Философия – наука или нет?

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание

процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на

основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени

выполняла по отношению к науке функции методологии познания и

мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много

общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно

причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия -

отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те

моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в

этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Таким образом, можно

сделать выводы:

Философия как наука.

а) Аккумулиpуя pешение научным познанием многих вопpосов в относительно

немногих категоpиях, опpеделяет и поступательность и непpеpывность научного

познания;

б) непpеpывно возвpащается к стаpой пpоблеме соотношения истины и

заблуждения; (в) обобщая достижения конкpетных отpаслей знания, констpуиpует

самую общую методологию общего теоpетического и специального социального

познания;

г) pазpабатывает специальную науку о познании (теоpию познания) как таковую.

 

Аргументы за:

 

Во многих философских словарях и учебниках философии можно встретить определение: "Философия – наука о всеобщих закономерностях развития и функционирования природы, общества и сознания". Это определение также не лишено оснований. Наука – это система знаний, сформированная с учетом специальных требований к их доказательству. Понятие "система" означает, что некоторый предмет или явление рассматриваются не только во всей его целостности и полноте, но и как структура (строение) элементов в единстве всех взаимосвязей этого целого.

 

Наука рассматривает свой предмет системно как на эмпирическом (фактологическом), так и на теоретическом уровнях. Теория – это система логических выводов, сделанных на основе последовательного исследования эмпирии. "Эмпирией" философских систем являются не факты как таковые, а теоретические выводы частных наук. "Теория" философии, таким образом, – это система логических выводов, сделанных на основе целенаправленного исследования уже существующих научных теорий. Философия, следовательно, научным образом анализирует и синтезирует совокупности различных научных теорий, а ее выводы являются предельно системным обобщением.

 

Например, анализируя выводы таких наук, как биология, физика, химия, социология, психология, философия строит на их основе систему определения понятия "жизнь", формируя целую "философию жизни", и от того, к каким именно научным теориям она обратится в процессе построения философского обоснования, зависят ее конечные обобщения. При этом если выводы частных наук относительно легко проверить экспериментальным путем, то для проверки истинности или ложности философских заключений придется проверять систему обоснованности каждой из использованных научных теорий, а кроме того – формальную логику построения данной философской системы.

 

"Работает" философия при этом таким же образом, как и любая частная наука: она выявляет проблему, основные элементы исследуемого целого, формулирует принципы их взаимосвязи и взаимозависимости и логически их структурирует. Отличительная особенность философии как науки заключается, по мнению выдающегося английского математика и философа современности Б. Рассела, в том, что обращена философия не как наука – к разуму, а как религия – к душе человека. В этом смысле философия похожа на теологию (науку о Боге), которая логическими средствами доказывает существование Бога во всех его ипостасях. Если верить в существование Бога – то теология помогает логически обосновать свою веру. Если не верить – то теология может научить только искусству логически правильных рассуждений.

 

В отличие от "философии религии" "философия вообще" занимается проблемой Бога как одним из частных случаев осуществления действительности, и разные философии по-разному относятся и к проблеме существования Бога: если философия католицизма доказывает существование Бога в "католической интерпретации", то философия марксизма – доказывает иллюзорность самой идеи Бога. Существуют философия науки и философия истории, философия культуры и философия медицины, философия природы и философия сознания ит. д.

 

По словам известного путешественника Т. Хейердала, все науки роют вглубь свои "колодцы познания", а философия – это тот человек, в обязанности которого входит следить за состоянием дел в каждом из колодцев, координировать их работу и планировать дальнейший план действий.

 

Аргументы против:

Каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские вопросы, ничем и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. Отсутствие общепризнанных результатов, как коренное отличие философии от науки, было отмечено Ясперсом в его работе «Введение в философию».

 

70. Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?

71. Почему современные проблемы называют глобальными?

Особенности современного мира, входящего в XXI в., заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой - пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем.

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками:

во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер;

во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира;

в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными;

в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств;

в-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.

Принято выделять несколько групп глобальных проблем:

- международное сотрудничество и упрочение мира;

- обеспечение прав и свобод человека;

- национальная и международная безопасность;

- экология;

- народонаселение или установление демографического равновесия планеты;

- научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;

- международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.

72. Имеют ли глобальные проблемы решение?

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками:

во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер;

во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира;

в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными;

в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств;

в-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.

Принято выделять несколько групп глобальных проблем:

- международное сотрудничество и упрочение мира;

- обеспечение прав и свобод человека;

- национальная и международная безопасность;

- экология;

- народонаселение или установление демографического равновесия планеты;

- научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;

- международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.

Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным.

Положение дел с экологией, продовольствием, энергетическими ресурсами и т.д. диктует необходимость повышения ответственности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объединение усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершенствования средств коммуникации на основе утверждения в международных отношениях нового политического мышления, исходящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.

Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков законодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану общественного порядка, также необходимо сориентировать на решение глобальных проблем современности.

73. «Мысль всегда одиночество», - говорил М. Хайдеггер. – Что это значит?

74. «Тот кто придает много значение фактам, оказывается в положении, когда он не может считаться с законами. Тот кто видит факты, не видит законов». – Что сказал М. Пруст?

75. Аристотель: нравственный идеал гражданина и государства.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.