Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либо отдельному познавательному методу




Постпозитивизма.

Неопозитивизма,

Второго позитивизма (эмпириокритицизма),

Первого позитивизма,

Кризис пост позитивизма как общенаучной методологии

С возрастанием роли науки в жизни общества и возникающей на основе этого научной эйфории в середине XIX в. зародился позитивизм, переросший затем в философский антропоцентризм сциентистского характера. Позитивизм (от лат. positivus - положительный)- философское направление, основанное на принципе: все подлинное, “положительное” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Понятие “позитивизм" обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивисты считают, что философия увлеклась никому не нужными, оторванными от реальной жизни метафизическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век расцвета позитивной науки, возрастающей роли во всех сферах жизнедеятельности человека точных и конкретных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на “позитивном" в человеческом знании и познании. Позитивизм исходит из признания существовании некой реальности, которая со всей очевидностью непосредственно дана человеку. Понятия позитивное и данное тождественны. Данное - это то, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Эта проверка должна носить общезначимый характер. Главные идеи позитивизма заключаются в том, что любая наука может быть организована на основе таких же принципов, как математика и физика, достигших в то время серьёзных успехов. Науки должны быть основаны на эмпирическом “позитивном знании”, а не на спекулятивных умозаключениях. Из этого следовал вывод о том, что по мере развития конкретных наук отпадает необходимость философии, которая как обобщенное знание растворятся в науках и теряет свой предмет исследования. Позитивизм, оформившись в самостоятельное философское направление в тридцатых годах XIX в., более чем за полуторавековой срок прошел в своем развитии этапы:

21.1. Взаимодействие различных методов в ходе познания. Неоправданность редукции к какому–

Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. «Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода-регулирование познавательной и иных форм деятельности». Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» - метод и «логос» - учение).Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. «Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов». Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуетсянепосредственным исследованием реально существующих, чувственновоспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, чтотолько на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственнымвзаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладаниемрационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и«мыслительных операций». Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании.«Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретическихзаконов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результатами теоретического познаниястановятся гипотезы, теории, законы.Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, неследует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведьэмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой.В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не можетсуществовать без достижений теоретического уровня. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, границамежду ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощьюнаблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание(которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложныезадачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируяна базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, болееширокие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет егов поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов исредств и т. п.К третьей группе методов научного познания относятся методы,используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки иликакого-то конкретного явления. Такие методы именуются частвонаучными.Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет своиспецифические методы исследования.

При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных

сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. Еще одну группу методов научного познания составляют так называемыедисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов,применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасльнауки или возникшей на стыке наук. К последней, пятой группе относятся методы междисциплинарногоисследования являющиеся совокупностью ряда синтетических, интегративныхспособов (возникших как результат сочетания элементов различных уровнейметодологии), нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин.

Редукция – сведение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.