КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архаичная психология
Фактор развития психического аппарата в эволюции психологического знания. 6. Античная психология: Гераклит, Демокрит, Гиппократ. Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний -ощущения и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и наконец умирает.
Демокрит (470-370 гг. до н. э.). Книга «Большой мирострой». Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое здоровье. Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела. Теория истечений: теория познания. Соприкосновение 8ЙД0ЛЫ (невидимые глазу копии окружающих предметов) с атомами души и составляет основу ощущения, именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Все наши ощущения являются контактными. Теория истечений объясняла феномены восприятия. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе -ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине. Воспитание считал трудным делом.
Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) Разработал известное учение отемпераментах, основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об индивидуальных различиях человека. Дал первую психологическую классификацию людей. 7. Античная психология: софисты, эпикурейцы, стоики. К 4 в. до н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занявших высокие политические должности в выборных греческих республиках, но не имевших хорошего начального образования. При этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логично мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели - преимущественно философы - обучали не только философии, но и психологии, риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли «учителями мудрости» - софистами.
Наиболее известными представителями этой школы были Протагор (ок. 490-420 гг. до н.э.) и его ученик Горгий (ок. 483-375 гг. до н. э.). С их точки зрения, способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое суждение. За свои выступления, в которых они публично демонстрировали это умение, и за уроки софисты стали получать значительные суммы денег, что отличало их от большинства других ученых. Можно сказать, что их деятельность положила начало платному обучению науке. Умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи получило название софистики. Доказывая значимость личного мнения конкретного человека и его приоритетность над другими убеждениями, Протагор высказал знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Исходя из этого, он и говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, невозможности выработать общие для всех понятия, в том числе понятия добра и зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, другой может оценивать как зло.
В то же время Протагор говорил о том, что с точки зрения общества существуют понятия блага и зла, хорошего и плохого поведения. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздействуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. При этом целью такого воздействия было не только совершенствование человека с точки зрения объективных критериев нравственности, но и поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живет. С точки зрения Протагора, естественное развитие души ребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может помочь ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые поставлен вопрос о том, какие условия оптимальны для формирования социально активной и адаптированной личности. Протагор пришел к выводу, что с точки зрения социальной адаптации наиболее важным является именно внешнее влияние, которое заключается в обучении людей приемам воздействия на других. В условиях греческой демократии одним из значительных условий такого воздействия как раз и было ораторское искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в правоте собственной точки зрения. Поэтому именно обучение приемам ораторского искусства Протагор считал главным в тех уроках, которые давали софисты. Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и Рима, а потому владение ораторским искусством считалось одним из главных критериев одаренности. Способность к красноречию давала возможность более активно участвовать в общественной жизни, помогала добиться более высокого статусного места. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и упражнению человек может стать более нравственным и более гражданственным.
Примерно с 3 в. до н. э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ. В это время ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.
Эпикур о душе. После Аристотеля и стоиков в античной философии начинаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касаются, прежде всего, вопроса о границах психического. Философы все больше склоняются к тому, чтобы от общебиологических явлений собственно психические, которые были “слиты” в учении Аристотеля. Эта новая точка зрения нашла наиболее полное отражение в философско-психологических взглядах Эпикура (341 – 271 гг.до н.э.). Эпикур считал, что первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека. Исходными элементами всего сущего являются атомы. Атомы находятся в вечном движении, необходимым условием которого является пустота. Душа - это то, что придает движение. А то, что придает движение, не может быть само пустотой. Следовательно, душа человека материальна.Представляя собой тончайшее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеивается, тело же без души - разрушается. Душевные атомы - воздухо-огненной природы. Соотношение в ней огненных и воздушных атомов определяет уровень психической активности.Чем душа ближе к огню и чем ее состояние суше, тем выше ее активность. Преобладание в душе воздушных атомов снижает душевную деятельность. Первой формой психического являются, по Эпикуру, не растительные функции, как это было у Аристотеля, а ощущения и восприятия. В них отражаются внешние предметы и их свойства. Механизм ощущений и восприятий описывался Эпикуром с позиций теории истечений.
Ощущения и восприятия являются исходным материалом, из которого образуются представления. Без ощущений и восприятий представления и память не возникают. Мышление заключается в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять их со вновь поступающими впечатлениями. Критерием истинного знания является совпадение мысли с реальностью, которая с достоверностью дана в первичных восприятиях. В вопросе о природе эмоций и аффективных переживаний взгляды Эпикура сходны с представлениями Демокрита. Чувство удовольствия и положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей и равномерным движением круглых, гладких атомов. Отрицательные аффекты и чувство неудовольствия или страдания возникают в том случае, если потребности организма не удовлетворяются, а движение атомов неравномерно, причем сами атомы шероховаты и имеют крючкообразную форму. Побуждения, чувства, аффекты, переживания рассматривались Эпикуром как ведущие движущие силы человека. Поэтому для философа представлялся очень важным вопрос о взаимном соотношении у человека состояний удовольствия и страданий. Для него удовольствие есть приобретение спокойного расположения духа, устранение страданий и тревог. Для восстановления спокойствия души большое значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей. Помимо этого человек должен иметь ясное обозрение своего прошлого, настоящего и будущего, которое помогает ему целесообразно соотнести страдания и удовольствия в разные периоды его жизни. Эпикур и Лукреций Кар о душе Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам вечного Космоса.
Психологические взгляды стоиков Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. История стоицизма делится на периоды: древний, средний и поздний. Родиной древней стои являются Афины, а средняя и поздняя стоя развивались в Риме. Основателями древней были Зенон, Хризипп и их последователи Аристон и Персей. Первыми и крупными представителями римской стои были Оенека и Эпиктет.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |