Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика как практическая профессиональная деятельность, ее творческий характер




Типы диалога. Тип диалога определяет, кто из «собеседников» управляет процессом обмена информацией. Соответственно различают два типа диалога: управляемые программой и управляемые пользователем.

Понятие пользовательского интерфейса.

- это программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером. Основу такого взаимодействия составляют диалоги. Под диалогом в данном случае понимают регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретной задачи. Каждый диалог состоит из отдельных процессов ввода/вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.

В основном пользователь генерирует сообщения следующих типов:

-запрос информации

-запрос помощи

-запрос операции или функции

-ввод или изменение информации

В ответ пользователь получает подсказки или справки; информационные сообщения, требующие ответа; приказы, требующие действия; сообщения об ошибках и другую информацию.

Диалог, управляемый программой, предусматривает наличие жесткого, линейного или древовидного, т.е. включающего возможные альтернативные варианты, сценария диалога, заложенного в программное обеспечение. Та­кой диалог обычно сопровождают большим количеством подсказок, которые уточняют, какую информацию необходимо вводить на каждом шаге.

Диалог, управляемый пользователем, подразумевает, что сценарий диалога зависит от пользователя, который применяет систему для выполнения необходимых ему операций. При этом система обеспечивает возможность реализации различных пользовательских сценариев.

Формы диалога. Никакой диалог невозможен, если не существует языка, понятного «собеседникам». Описание языка, на котором ведется диалог, включает определение его синтаксиса - правил, определяющих допустимые конструкции (слова, предложения) языка или его форму, и семантики - правил, определяющих смысл синтаксически корректных конструкций языка или его содержание. В зависимости от вида используемых в конкретном случае синтаксиса и семантики различают три формы диалога:

-фразовую;

-директивную;

-табличную.

Фразовая форма предполагает «общение» с пользователем на естественном языке или его подмножестве. Содержание диалога в данной форме оставляют повелительные, повествовательные и вопросительные предложения и ответы на вопросы. Общение может осуществляться в свободном формате, но возможна и фиксация отдельных фраз. Организация диалога на естественном языке на современном уровне - задача не решенная, так как естественный язык крайне сложен и пока не удается в достаточной степени формализовать его синтаксис и семантику. Чаще всего используют диалоги, предполагающие односложные ответы, например:

Программа: Введите свой возраст (полных лет):
Пользователь: 48.

В этом случае программа содержит ограниченное описание как синтак­сиса, так и семантики используемого ограниченно-естественного языка. Для данного примера достаточно определить синтаксис понятия «целое положи­тельное число» и наложить ограничение на значение числа

Однако существует некоторый опыт создания интерфейсов на базе огра­ниченного подмножества предложений естественного языка в основном для интеллектуальных систем. Синтаксис и семантика языков диалога, реализуемых в таких интерфейсах, достаточно сложны.

При обработке фраз в этих случаях оперируют понятием словоформа. Словоформа - отрезок текста между двумя соседними пробелами или знака­ми препинания. Обработка словоформ вне связи с контекстом называется морфологическим анализам.

Выделяют два метода морфологического анализа:

1) декларативный - предполагает, что в словаре находятся все возможнее словоформы каждого слова, тогда анализ сводится к поиску словоформы в словаре. Данный метод обеспечивает возможность обработки сообщений, состоящих из строчных и прописных букв в произвольной комбинации, при­чем как латинского, так и русского или других алфавитов;

2) процедурный - предполагает выделение в текущей словоформе основы, которую затем идентифицируют.

После распознавания словоформ осуществляют синтаксический анализ сообщения. по результатам которого определяют его синтаксическую структуру, т.е. выполняют разбор предложения. Далее выполняют семантический анализ, т. е. определяют смысловые отношения между словоформами. При этом выявляют главные предикаты, определяющие смысл предложения. Таким образом, интерфейс, реализующий фразовую форму диалога, должен: преобразовывать сообщения из естественно-языковой формы в форму внутреннего представления и обратно, выполнять анализ и синтез сооб­щений пользователя и системы, отслеживать и запоминать пройденную часть диалога.

Основными недостатками фразовой формы при использовании множества естественного языка являются:

-большие затраты ресурсов;

-отсутствие гарантии однозначной интерпретации формулировок;

-необходимость ввода длинных грамматически правильных фраз.

Основное достоинство фразовой формы состоит в относительно сво­бодном общении с системой.

Директивная форма предполагает использование команд (директив) специально разработанного формального языка. Командой в этом случае на­зывают предложение этого языка, описывающее комбинированные данные, которые включают идентификатор инициируемого процесса и, при необходимости, данные для него.

Команду можно вводить:

-в виде строки текста, специально разработанного формата, например, команды MS DOS, которые вводятся в командной строке;

-нажатием некоторой комбинации клавиш клавиатуры, например, комбинации «быстрого доступа» современных Windows-приложений;

-посредством манипулирования мышью, например, «перетаскиванием» пиктограмм;

-комбинацией второго и третьего способов.

Основными достоинствами директивной формы являются:

-сравнительно небольшой объем вводимой информации;

-гибкость - возможное выбора операции в данном случае ограничены только набором допустимых команд;

-ориентация на диалог, управляемый пользователем;

-использование минимальной области экрана или неиспользование ее вообще;

-возможность совмещения с другими формами.

Недостатки директивной формы:

-практическое отсутствие подсказок на экране, что требуется запоминания вводимых команд и их синтаксиса;

-полное отсутствие обратной связи о состоянии инициированных процессов;

-необходимость навыков ввода текстовой информации или манипуляции мышью;

-отсутствие возможности настройки пользователем.

Исследования показали, что директивная форма удобна для пользователя-профессионала, который обычно быстро запоминает синтаксис часто используемых команды или комбинации клавиш. Основные достоинства формы (гибкость и хорошие временные характеристики) проявляются в этом случае особенно ярко.

Табличная форма предполагает, что пользователь выбирает ответ из предложенных программой. Язык диалога для табличной формы имеет простейший синтаксис и однозначную семантику, что достаточно легко реализовать. Удобна эта форма и для пользователя, так как выбрать всегда проще, чем вспомнить, что особенно существенно для пользователя-непрофессионала или, пользователя, редко использующего конкретное программное обеспечение. Однако применение табличной формы возможно не всегда: ее можно использовать только, если множество возможных ответов на конкретный вопрос конечно. Причем, если количество возможных ответов велико (более 20), то применение табличной формы может оказаться нецелесообразным.

Достоинствами табличной формы являются:

-наличие подсказки, что уменьшает нагрузи на память пользователя, так как данная форма ориентирована не на запоминание, а на узнавание;

-сокращение количества ошибок ввода: пользователь не вводит инфор­мацию, а указывает на нее;

-сокращение времени обучения пользователя;

-возможность совмещения с другими формами;

-в некоторых случаях возможность настройки пользователем.

К недостаткам данной формы относят:

-необходимость наличия навыков навигации по экрану,

-использование сравнительно большой площади экрана для изображе­ния визуальных компонентов;

-интенсивное использование ресурсов компьютера, связанное с необходимостью постоянного обновления информации на экране.

 

30. Типы пользовательского интерфейса, процедурно и объектно ориентированные интерфейсы

Пользовательский интерфейс - это программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером. Основу такого взаимодействия составляют диалоги. Под диалогом в данном случае понимают регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретной задачи. Каждый диалог состоит из отдельных процессов ввода/вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.

Типы интерфейсов:

Интерфейсы пользователя бывают двух типов:

1) процедурно-ориентированные:

-примитивные

-меню

-со свободной навигацией

2) объектно-ориентированные:

-прямого манипулирования.

Процедурно ориентированный интерфейс использует традиционную модель взаимодействия с пользователем, основанную на понятиях «процедура» и «операция». В рамках этой модели программное обеспечение предоставляет пользователю возможность выполнения некоторых действий, для которых пользователь определяет соответствие данных и следствием выполнения которых является получение желаемого результата.

Объектно-ориентированные интерфейсы используют модель взаимодействия с пользователем, ориентированную на манипулирование объектами предметной области. В рамках этой модели пользователю предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с каждым объектом и инициировать выполнение операций, в процессе которых взаимодействуют несколько объектов. Задача пользователя формулируется как целенаправленное изменение некоторого объекта. Объект понимается в широком смысле слова - модель БД, системы и т.д.

Процедурно-ориентированные интерфейсы:

1) Обеспечивает пользователю функции, необходимые для выполнения задач;

2) Акцент делается на задачи;

3) Пиктограммы представляют приложения, окна или операции;

4) Содержание папок и справочников отражается с помощью таблицы-списка.

Объектно-ориентированные интерфейсы:

1) Обеспечивает пользователю возможность взаимодействия с объектами;

2) Акцент делается на входные данные и результаты;

3) Пиктограммы представляют объекты;

4) Папки и справочники являются визуальными контейнерами объектов.

 

 

31. Автоматизированные средства разработки ПО. CASE – средства. Их классификация.

САSЕ (Соmputеr-аidеd Software Еngineering) спец. тип ПО, для поддержки таких проц-в созд-я ПО, как раз-тка требований, проектирование, кодирование и тестирование программ. Поэтому к САSЕ-срам относятся редакторы проектов, словари данных, компиляторы, отладчики, средства построения систем и т.п.

>> Разработка граф-х моделей системы на этапах создания спецификации и проектирования. >> Проектирование структуры ПО с исп-ем словарей данных, хранящих информацию об объектах структуры и связях между ними. >> Генерирование пользовательских интерфейсов, на основе графического описания интерфейса, создаваемого в диалоговом режиме. >> Отладка программ на основе информации, получаемой в ходе выполнения про­граммы. >> Автоматическая трансляция программ, написанных на устаревших языках про­граммирования, в По, напис-е на совр-ных ЯП.

САSЕ-технологии не совершили революции в инженерии программного обеспечения,

Сущ-т несколько разл-х классификаций САSЕ-средств.

Классфк-я по типу и архитектуре вычислительной техники: ориентированные на ПЭВМ >> ориент-ые на ЛВС >> ориент-ые на ГВС

Классфк-я по поддерж методологиям проект-я: Струкно-(функ-но) ориент-ые, ОбъОриент, Смешанного типа.

Классификация по категориям, где САSЕ-средства классифицируются по степени инте­грации программных модулей, поддерживающих различные процессы разработки.

Различают 3 категории: Tools - отдельные локальные средства. Toolkit – набор интегрированных средств, охватывающих большинство этапов разработки ИС. Workbench – полностью интегрированные средства, связанные общей базой проектных данных – репозиторием.

По поддерживаемым графическим нотациям построения диаграмм: с фиксированной нотацией, с отдельными нотациями, наиболее распространёнными нотациями

В кач-ве ср-в структурного анализа и проектирования, наиболее распространенны следующие нотации:

SADT (Structured Analysis and Design Technique). или IDEF0. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совок-сть иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Вершина этой древовидной струк-ы, представляющая собой самое общее описание системы. После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты (функциональная декомпозиция).  DFD (Data Flow Diagrams) Диаграммы DFD обычно строятся для наглядного изображения текущей работы системы документооборота организации. Как правило, диаграммы DFD используют в качестве дополнения модели бизнес-процессов, выполненной в IDEF0.  IDEF3. Методология моделирования IDEF3 позволяет описать процессы, фокусируя внимание на течении этих процессов, позволяет рассмотреть конкретный процесс с учетом последовательности выполняемых операций.  ER (Entity-Relationship Diagrams) Методология описания данных (IDEF1X). В кач-ве средств объОриент-ного проект-ия, принят в качестве стандарта UML.

1. Классификация по режиму коллективной разработки проекта: Не поддерживающие коллективную разработку, Ориентированные на режим реального времени разработки проекта, Ориентированные на режим объединения подпроектов. 2. Классификация по выполняемым функциям.

32. Техническое задание. Разделы и содержание

Этап анализа проекта заканчивается разработкой ТЗ.

Наиважнейшим начальным этапом проектирования ИС является разработка ТЗ.

ТЗ — документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные. Необходимые для разработки проекта.

Стандарт 19.201-78 устанавливает порядок построения и оформления ТЗ на ПО.

ТЗ — основной документ, который сопровождает проект от начала до завершения. Только после ТЗ начинаются работы над проектом и финансирование.

ТЗ — содержит требования. ТО (техническое обоснование), стадии и этапы, сроки, язык программирования, документацию и требования к ней и порядок контроля приемки.

ТЗ — подписывается руководством заказчика и разработчика.

ТО содержит прогноз основных параметров проекта — стоимость длительность и потребительские ресурсы.

ТЗ является базовым документом при решении возникших споров. Именно в нем содержится критерий по которому будет оцениваться готовое ПО.

В нем содержатся сроки и описание основных этапов разработки. т. е. Приблизительный график работы. После окончания работы над ТЗ начинается этап проектирования.

 

 

33. Технический проект. Разделы и содержание

Технический проект — стадия разработки автоматизированной или информационной системы.

В более узком смысле под ТПпонимается совок-сть технич-их док-тов которые содержат окончательные проектные по системе и исходные данные для разработки рабочей документации. После согл-я и утв-я в ТП служит осн-ем для разработки раб док-ции.Посл-ность выполнения всех стадий составляет процесс проектирования. Разработку технического проекта на материальные изделия осуществляют в соответствии с с Комплексом стандартов на автоматизированные системы (ГОСТ 34 серии). Работы по созданию (развитию), АС/ИС на стадии «Технический проект», регламентируются документом ГОСТ 34.601-90 и в общем случае содержат следующие этапы: 1. Разраб. проектных решений по системе и её частям. 2. Разраб. проектной докум-ции на ИС её части. 3. Разраб. и оформление документации на поставку изделий для комплектования автоматизированной системы и (или) технических требований (ТЗ) на их разработку. 4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации. Перечень документов, создаваемых на стадии «Технический проект», определяется документом ГОСТ 34.201-89.

ТП-ИС подробно описывает: рабочие места, выполняемые на них бизнес-операции, соотв-щие им док-ты,структуры обрабатываемых БД, взаимосвязи данных, алгоритмы их обработки. ТП должен включать данные об объемах и интенсивности потоков обрабатываемой информации, количестве пользователей автоматизированной системы, характеристиках оборудования и программного обеспечения.

 

Педагогическое творчество состоит в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может раскрыться как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога. Гуманистическая психология изучает потребность в самоактуализации и самореализации как основную базовую потребность личности (А. Маслоу, К. Роджерс), которая проявляется в стремлении к постоянной актуализации ее потенций, способностей и талантов, к установлению своей сущности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществлению своего человеческого призвания и предназначения.

В педагогическом труде много такого, что сближает его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский считал педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность приближена к художественной не только своей созидательной сущностью, но и творческими процессами, в которые вовлечен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью как главным ее инструментом. Ведь самая известная книга А.С. Макаренко называется «Педагогическая поэма».

Конечно же творческий поиск и творческое отношение к делу являются условиями эффективности каждой профессиональной деятельности, но именно в педагогике они необходимы, без них эта деятельность не может осуществляться полноценно.

При этом нужно понимать, что никакая человеческая деятельность сама по себе не приводит к креативному отношению человека к миру и к самому себе, ценностному по своей сути. Например, это отношение является условием творческой деятельности.

Самореализация педагога может происходить двумя путями: прогрессивным, творческим, который направляет его деятельность на созидание себя, саморазвитие, и регрессивным, который ведет к самодовольству, успокоенности, иллюзии бесконечного прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед. Какой путь самореализации выберет педагог, определяется его профессиональной позицией и установками, направленностью его личности.

Труд только тогда будет по-настоящему творческим, когда в отношении к нему складываются заинтересованность, увлеченность трудом и чувство долга, ответственности перед обществом. Трудиться очень тяжело, когда неизвестно, во имя чего это делается. Осознание общественного смысла своего труда является мощной предпосылкой развития педагогического творчества. А достижение даже небольших результатов в воспитании и обучении детей приводит к чувству удовлетворения, эмоциональному подъему, наслаждению трудом.

Творческий характер педагогической деятельности образует предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который определяется не столько карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости,т. е. реализации своего человеческого предназначения.

4. Особенности педагогического общения: сущность, средства, стили, умения. Эффективное использование вербальных и невербальных средств общения.

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев).

Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности.

Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной) (Л. А. Хараева).

Стадии педагогического общения:

1) моделирование предстоящего педагогического общения в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);

2) процесс непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

3) управление общением в педагогическом процессе;

4) анализ произведенной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Выделяют также три функции педагогического общения.

1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.

2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.

3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Стили педагогического общения

1. Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др.

2. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия.

3. Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Педагог ориентирован на привлечение каждого к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие и взаимоориентация.

Наиболее продуктивным способом сотрудничества является именно демократический.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.