Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право граждан на жилище. Законодательство РФ, регулирующее рынок недвижимости




Справочник риэлтора

И. А. Дубровская, О. И. Соснаускене

 

Предисловие

 

Риэлторская деятельность представляет собой действия по совершению гражданско‑правовых сделок с земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них и осуществляется на основе соглашения с заинтересованным лицом (либо по его доверенности). При этом риэлторская организация может действовать как от своего имени, так и от имени клиента, но всегда за счет клиента, в интересах которого совершается сделка.

Анализ современного законодательства с использованием практических аспектов позволяет оценить эффективность правового регулирования рынка недвижимости, имеющиеся у участников рынка возможности использования предоставленных законодательством правовых инструментов и направления их совершенствования. Законодательно риэлторская деятельность, как правило, рассматривается как посредническая, т. е. осуществляемая на основе договоров комиссии, поручения или агентирования.

Развитие недвижимости является весьма капиталоемкой деятельностью, поэтому любое исследование по данной теме будет касаться вопросов финансирования и инвестиций.

Совершение сделок с недвижимостью связано с такими трудоемкими и сложными процедурами, как сбор необходимых документов, в том числе согласований и разрешений, заключение сделки, регистрация, переход прав. Эту работу выполняют специализирующиеся на рынке недвижимости риэлторские организации.

«Справочник риэлтора» консультирует по вопросам, связанным с деятельностью такой организации.

 

Глава 1

 

Основополагающим понятием современного российского законодательства является понятие собственности. Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе:

1) отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;

2) передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;

3) отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;

4) распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Одним из объектов собственности является недвижимость. В пункте 1 ст. 130 ГК РФ дано следующее определение недвижимости: все, что прочно связано с землей, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Этой же статьей к недвижимости отнесено то, что совершенно не отвечает этому критерию, – воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а ст. 132 ГК РФ к недвижимости относит предприятие как имущественный комплекс, в составе которого недвижимость в виде земельных участков, зданий и сооружений может отсутствовать. Недвижимость – юридическое понятие; имущество может быть отнесено к недвижимости законом. Отнесение имущества к недвижимости имеет важное значение для определения того, подлежат ли государственной регистрации права на него и сделки с ним.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 206‑ФЗ; далее – Закон о государственной регистрации прав) устанавливает перечень объектов недвижимости, права на которые подлежат регистрации:

1) земельные участки (ст. 130 ГК РФ, ст. 1 Закона о государственной регистрации прав);

2) участки недр (там же);

3) обособленные водные объекты (там же);

4) леса, многолетние насаждения (там же);

5) здания (ст. 130 ГК РФ), части зданий;

6) сооружения (ст. 130 ГК РФ); сооружения над и под землями, объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы;

7) нежилые помещения (ст. 1 Закона о государственной регистрации прав); части помещений (ст. 26 Закона о государственной регистрации прав);

8) предприятия как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ, ст. 1 Закона о государственной регистрации прав);

9) жилые дома и их части (ст. 558 ГК РФ), жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями; жилые дома на дачных участках с правом регистрации проживания в них (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66‑ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

10) квартиры, их части (ст. 289, 558 ГК РФ), служебные жилые помещения, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания;

11) комнаты (ст. 5 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102‑ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

12) дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского значения (ст. 56 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462‑I, ст. 5 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

13) жилые строения без права регистрации проживания в них и хозяйственные строения и сооружения на садовых участках; некапитальные жилые строения и хозяйственные строения и сооружения на огородных участках (ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

14) кондоминиумы как комплексы недвижимого имущества (ст. 1 Закона о государственной регистрации прав);

15) объекты незавершенного строительства, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда (ст. 25 Закона о государственной регистрации прав, п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8).

Вещное право на недвижимость. Государственной регистрации в учреждениях юстиции подлежат только вещные права.

Основное вещное право – право собственности. Существует особое вещное право на жилые помещения – право членов семьи собственника этого помещения (ст. 292 ГК РФ). Это право пользования жилым помещением, условия которого регулируются жилищным законодательством. Но это вещное право, в отличие от права собственности, государственной регистрации не подлежит, а права членов семьи защищаются другими способами.

Часто граждане, а вместе с ними и риэлторы, сталкиваются с вопросами по поводу вещных прав на землю. Государство, не желая полностью расставаться с землей, установило еще два вида вещных прав на землю – пожизненное наследуемое владение земельным участком и постоянное (бессрочное) пользование земельным участком (ст. 216 ГК РФ). Такие земельные участки имеют двух хозяев: владельца (пользователя) – гражданина и собственника – государство. Первый может пользоваться участком, строить жилые дома, сооружения и хозяйственные постройки, возделывать сад, огород и пр., даже может передать его в пользование другим лицам, но не может продать, подарить, обменять (т. е. произвести отчуждение) и заложить, т. к. не является собственником. Право пожизненного наследуемого владения, в отличие от постоянного пользования, передается по наследству. Однако следует обратить внимание на то, что такие вещные права могут возникнуть только на земельный участок, но никак не на другую недвижимость. Нельзя, например, установить право пожизненного наследуемого владения дачей или жилым домом.

Право собственности может принадлежать также и организациям – юридическим лицам (обществам с ограниченной ответственностью, закрытым и открытым акционерным обществам, кооперативам, фондам, ассоциациям и пр.), но не всем. Например, государственные и муниципальные предприятия владеют имуществом не на праве собственности, а на ином вещном праве – праве хозяйственного ведения, причем собственником этого имущества является государство (Российская Федерация или ее субъект – республика, край, область, автономный округ, города Москва и Санкт‑Петербург) или муниципальное образование. Право собственности у государственного муниципального предприятия не может возникнуть ни при каких условиях. Независимо от того, строило ли предприятие само жилой дом или гаражи, приобретало ли квартиры за счет чистой прибыли, все равно имущество будет государственной (муниципальной) собственностью, находящейся в хозяйственном ведении (п. 3 ст. 213, п. 2 ст. 299 ГК РФ). Однако если предприятие создано именно с целью строительства и продажи жилья, гаражей, иной недвижимости (это устанавливается уставом предприятия как юридического лица), то такие сделки согласия собственника не требуют, поскольку оно выражено в уставе, утвержденном учредителем этого предприятия. Следует учесть, что и на землю государственное (муниципальное) предприятие приобретает не право собственности, а право постоянного (бессрочного) пользования, либо пользуется землей на основании договора аренды, что не позволяет ему продавать земельные участки.

Еще меньше прав по распоряжению недвижимостью (и всем остальным имуществом) имеют государственные (муниципальные) учреждения поликлиники, больницы, школы, институты, инспекции, департаменты и пр. Имущество принадлежит им на вещном праве оперативного управления, которое не разрешает распорядиться недвижимостью даже с согласия собственника. Учреждение вправе просить собственника (уполномоченный им орган) произвести отчуждение (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Таким образом, купить у учреждения недвижимость, принадлежащую ему на праве оперативного управления, нельзя. Земля также не может быть в собственности у государственного или муниципального учреждения, они приобретают право постоянного (бессрочного) пользования на землю, либо с ними заключается договор аренды.

Кроме вышеназванных, существует такое редкое, но предусмотренное нашим законодательством вещное право, как сервитут. Сервитут – это право ограниченного пользования чужой вещью. Например, право проходить по тропинке на земельном участке соседа к общественному колодцу за его забором. Обладатель сервитута пользуется чужим участком, но ограниченно: ходит по тропинке, а не по всему огороду и саду. Пока с соседом хорошие отношения, он пускает на свой участок, но если отношения испортятся или сосед продаст свой участок, то придется ходить с полными ведрами в обход всего чужого участка. В подобном случае соседи могут оформить договоренность письменным соглашением (возможно, за небольшую плату). На основании данного соглашения можно будет зарегистрировать сервитут, который будет обязателен и для того, кто впоследствии приобретет участок. Сервитут может устанавливаться как на землю, так и на иную недвижимость; как в пользу граждан, так и в пользу организаций.

Итак, в Российской Федерации у граждан могут существовать и возникать следующие вещные права на недвижимость:

1) право собственности на недвижимость, включая земельные участки;

2) право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

3) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

4) сервитут (на земельный участок и иную недвижимость).

У организаций (юридических лиц) могут существовать и возникать:

1) право хозяйственного ведения имуществом – у государственных и муниципальных предприятий;

2) право оперативного управления имуществом – у государственных и муниципальных учреждений;

3) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

4) право собственности на имущество и земельные участки – у иных юридических лиц (кроме предприятий и учреждений);

5) сервитут (на земельные участки и иную недвижимость).

Особый правовой режим получили жилые помещения как объекты права собственности (ст. 288–293, 549–558 ГК РФ). Такой подход закона обусловлен сохраняющимся недостатком жилья и его особой социальной значимостью. Последняя получила конституционное закрепление в ст. 40 Конституции РФ, провозгласившей право граждан на жилище и обязавшей органы государственной власти и местного самоуправления создавать необходимые условия для реализации этого права.

ГК РФ установил, что жилые помещения предназначены для проживания граждан (абз. 1 п. 2 ст. 288 ГК РФ), а осуществление прав собственника по владению, пользованию и распоряжению такими объектами недвижимости должно производиться в соответствии с целевым назначением этих объектов (п. 1 ст. 288 ГК РФ, п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). В данном случае речь идет о субъективном праве собственности, т. е. о закрепленной за собственником юридически обеспеченной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в соответствии со своим интересом путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Владение – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Пользование – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления. Распоряжение – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

ЖК РФ установил новое правило, согласно которому эти правомочия собственника должны осуществляться также в соответствии с назначением и пределами использования жилого помещения, установленными ЖК РФ.

Имеются в виду пределы использования такого помещения, предусмотренные в ст. 17 ЖК РФ:

1) жилое помещение может использоваться законно проживающими в нем лицами для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение;

2) пользование помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно‑гигиенических, экологических и иных требований в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ;

3) в жилом помещении нельзя размещать промышленные производства.[1]

Учитывая установленные пределы использования жилого помещения, можно определить обязанности собственника. Собственник обязан использовать принадлежащее ему на праве собственности помещение таким образом, чтобы не выходить за указанные пределы. Основная обязанность собственника состоит в том, что именно на него, по общему правилу, возлагается бремя содержания принадлежащего ему помещения. Необходимо отметить, что данное правило сформулировано в диспозитивной норме, поэтому обязанность содержания помещения может быть возложена и на лицо, не являющееся его собственником, в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом или договором (ст. 30 ЖК РФ).

Собственник несет бремя содержания данного помещения. Он обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Не допускается сдача жилых помещений внаем под различные офисы, конторы, склады, а также их продажа для указанных целей без предварительного перевода этих помещений в категорию нежилых, т. е. без изменения их целевого назначения (что, в свою очередь, требует соответствующей перерегистрации их в органах, осуществляющих учет данного вида недвижимости). Такие ограничения в реализации права собственности на недвижимость касаются всех собственников‑граждан, в том числе владельцев жилых домов и приватизированных квартир, юридических лиц, включая коммерческие и общественные организации, а также государственных и муниципальных (публично‑правовых) образований. В этом смысле жилье является таким же особым объектом права собственности, как и земельный участок, свободное использование которого исключительно по усмотрению собственника не допускает ни один современный правопорядок.

Понятие жилого помещения закреплено, прежде всего, в жилищном законодательстве. Под жилым помещением понимаются не только жилые (в том числе многоквартирные) дома и коттеджи (дачи), приспособленные для постоянного проживания, но и отдельные квартиры и иные жилые помещения (например, отдельные изолированные комнаты в квартирах), зарегистрированные в этом качестве в государственных органах, осуществляющих учет такого рода недвижимости (обычно территориальные бюро технической инвентаризации – БТИ), в том числе служебные и ведомственные, а также «специализированные дома» и служащие аналогичным целям помещения – общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых граждан, дома‑интернаты для инвалидов, ветеранов и др. В пункте 2 ст. 288 ГК РФ подчеркнуты указанные ограничения и отмечено, что гражданин – собственник жилого дома, приватизированной квартиры или иного жилого помещения вправе использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Соответственно, и любое отчуждение данного объекта, как и сдача его во временное пользование другим лицам, должно производиться с учетом установленного для него законом целевого назначения. Поэтому любой собственник жилого помещения вправе в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 288 ГК РФ сдавать его для проживания (постоянного или временного) другим гражданам на основе соответствующего договора (найма или аренды), регулируемого нормами жилищного законодательства.

Собственники жилья не вправе размещать в принадлежащих им жилых помещениях какие‑либо предприятия, учреждения и организации без предварительного оформления перевода таких помещений в нежилые в соответствии с правилами жилищного законодательства, а также размещать в принадлежащих им жилых домах какие‑либо промышленные производства (п. 3 ст. 288 ГК РФ). Последнее ограничение касается жилого дома в целом, а не только находящихся в нем жилых помещений. Это исключает размещение разного рода производств даже в подвалах или на чердаках жилых домов, поскольку, помимо нарушения целевого назначения данного объекта, отсутствие подобного запрета вело бы к созданию значительных неудобств для граждан, использующих соответствующие жилые помещения по их прямому назначению.

При нарушении предусмотренных законом положений надлежащего осуществления права собственности на жилое помещение наступают неблагоприятные последствия, предусмотренные ст. 293 ГК РФ. В соответствии с правилами этой статьи использование жилого помещения не по назначению, либо систематическое нарушение собственником такого помещения прав и интересов соседей, либо бесхозяйственное обращение собственника со своим жильем могут стать основанием для принятия судом по иску органа местного самоуправления решения о продаже такого жилого помещения с публичных торгов, т. е. о принудительном отчуждении принадлежащей собственнику недвижимости.

Изложенные в абз. 1 ст. 293 ГК РФ ситуации имеют в виду либо уже начавшееся (продолжающееся) использование собственником своего жилого помещения не по назначению, либо систематическое (неоднократное) нарушение прав и интересов его соседей (создание «обстановки невозможности совместного проживания»), либо начавшееся разрушение жилья в результате бесхозяйственного обращения с ним. Во всех трех указанных случаях собственник жилья должен быть предварительно предупрежден органом местного самоуправления о необходимости устранения допущенных им нарушений (в том числе с установлением соразмерного, разумного срока для этих целей, включая необходимый ремонт разрушаемого помещения), и лишь после этого он подвергается риску судебного изъятия и принудительной реализации принадлежащего ему объекта недвижимости.

Правила ст. 288 и 293 ГК РФ представляют собой форму публично‑правового вмешательства в частные дела собственника, что допускается абз. 2 п. 2 ст. 1 в исключительных случаях, установленных законом в общественных, а не в частных интересах. С учетом этого закон ограничивает всех собственников жилья в осуществлении принадлежащего им права собственности, устанавливая его целевые границы. Вместе с тем он предусматривает и два дополнительных ограничения, первое из которых касается только собственников жилья в многоквартирном жилом доме, а второе – граждан – собственников жилья.

Жилая квартира, находящаяся в многоквартирном доме, как объект недвижимости имеет особый правовой режим. Она имеет строго целевое назначение, при этом обладает еще и той особенностью, что неизбежно включает в себя и право на общее имущество дома: подвалы, чердаки, лестничные площадки и иные общие помещения, несущие конструкции дома, лифты, стояки, иное механическое, электрическое, санитарно‑техническое и другое оборудование, находящееся как за пределами, так и внутри квартиры или иного жилого помещения, если оно обслуживает более одной квартиры или жилого помещения (п. 1 ст. 290 ГК РФ), поскольку без такого рода объектов невозможно нормальное пользование и самим жилым помещением.

Кодекс закрепляет два важных правила, касающихся правового режима перечисленного общего имущества собственников квартир в многоквартирном жилом доме. Первое правило заключается в том, что на это имущество устанавливается общая долевая собственность названных собственников (ст. 289 ГК РФ). Их доли в праве на такое имущество пропорциональны размеру принадлежащих им квартир (жилых помещений), а точнее, их общей площади.

Указанное право регулируется общими правилами гражданского законодательства о праве общей долевой собственности, однако с некоторыми изъятиями. Главное из них состоит в запрете собственнику квартиры или иного жилья отчуждать свою долю в праве на общее имущество жилого дома и совершать иные действия, влекущие передачу этой доли, отдельно от права собственности на жилье (п. 2 ст. 290 ГК РФ). В этом и состоит второе важное положение, определяющее специфику правового режима объектов общей собственности собственников жилья в многоквартирном жилом доме. По сути, это означает, что соответствующая доля в праве собственности на указанное общее имущество всегда следует судьбе права собственности на жилье (п. 1 Временного положения о кондоминиуме), будучи неразрывно с ним связанной.

Следует иметь в виду, что данные правила распространяются лишь на собственников жилья, но не на их нанимателей или арендаторов.

Если, например, в муниципальном жилом доме приватизирована лишь часть квартир, отношения общей долевой собственности возникнут с участием собственников квартир, т. е. граждан, приватизировавших свои квартиры, и соответствующего муниципального образования в лице его органа управления жилым фондом.

Для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома и надлежащего использования общего имущества все собственники квартир должны создать товарищество (п. 1 ст. 291 ГК РФ).

В соответствии со ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

Товарищество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

По своей сути такое товарищество может рассматриваться как потребительский кооператив, однако п. 2 ст. 291 ГК РФ считает его самостоятельной разновидностью некоммерческих организаций, действующей на основании специального закона (что вполне соответствует требованиям п. 3 ст. 50 ГК РФ). В отсутствие такого закона данные организации действуют на основании уже упомянутого Временного положения о кондоминиуме. В буквальном переводе с латыни «кондоминиум» означает общую собственность, а «домовладельцы» (собственники жилья) в кондоминиуме, согласно п. 2 указанного Положения, составляют товарищество.[2]

Важной особенностью жилья как объекта права собственности граждан является наличие особых, самостоятельных прав на этот объект не только у самого собственника, но и у совместно проживающих с ним членов его семьи (ст. 292 ГК РФ, ст. 31 ЖК РФ).

Кодексы признают за ними «право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством», что дает возможность считать это право обязательственным правом арендного типа. Как и всякие титульные (законные) владельцы, субъекты этого права (члены семьи собственника жилья, проживающие совместно с ним) получают право на его защиту, включая требование об устранении любых его нарушений, от всякого лица, включая и самого собственника (п. 3 ст. 292 ГК РФ).

В силу правила п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилье сам по себе не является основанием для прекращения права пользования этим помещением со стороны членов семьи прежнего собственника, ранее проживавших в этом помещении. Иначе говоря, данное право «обременяет» такую недвижимость, в принципе следуя ее судьбе, что сближает его с вещными правами. Практически это означает, что при отчуждении принадлежащего собственнику‑гражданину жилья или ином его распоряжении без согласия совместно проживающих с ним членов семьи они продолжают пользоваться прежним помещением на законном основании и новому приобретателю (или иному владельцу) не удастся прекратить их право. Таким образом, в данном «праве пользования» вещные элементы преобладают над обязательственными, что и дает основания закону объявить его вещным правом.

До вступления в силу действующего ЖК РФ (с 1 марта 2005 г.) при наличии в числе членов семьи такого собственника несовершеннолетних лиц отчуждение жилья допускалось только с предварительного согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292), призванного, как известно, следить за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. Здесь собственник жилья ограничивался законом в своем правомочии распоряжения принадлежащей ему недвижимостью.

Недвижимость является основным объектом собственности для большинства российских граждан. Приватизация жилья включила в гражданский оборот значительную часть жилищного фонда России, создала условия для создания рынка жилья. Поэтому важной государственной задачей является создание такой правовой системы, которая надежно обеспечивает права всех участников рынка недвижимости, снижает по возможности риски и обеспечивает восстановление нарушенных прав.

Закон о государственной регистрации прав устанавливает, что единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной вышеуказанным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.[3]

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – новый институт российского гражданского права. Действующая процедура государственной регистрации во многом отлична от привычной регистрации в виде учета правоустанавливающих документов на недвижимость. Предусмотренная законом процедура регистрации при отчуждении недвижимости значительно расширяет возможности выбора сторонами способов оплаты и передачи имущества.

Подготовка проектов договоров требует достаточной юридической квалификации, знания основных положений обязательственного права, особенностей правового режима недвижимого имущества, ряда положений жилищного, семейного и корпоративного законодательства. В настоящее время, когда на всей территории России практически завершено создание системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимо также знать и особенности правового регулирования деятельности учреждений юстиции по государственной регистрации прав, а также самой процедуры государственной регистрации.

Рынок недвижимости России – один из самых молодых и быстро развивающихся. Становление началось в 90‑е гг., когда в силу вступили первые нормативные акты, разрешившие приватизацию жилья. Особенности развития регионов привнесли коррективы в формирование общей картины рынка недвижимости. Но в целом можно выделить некоторые общие черты.

Государственная монополия на рынке жилья закончилась в марте 1991 г. Первые аукционы по продаже недвижимости дали толчок экономическому обороту недвижимости и в основном легализовали работу так называемых «черных маклеров». 1992–1993 гг. отмечены активным ростом числа агентств недвижимости. Столь динамичное развитие рынка недвижимости в первые годы его существования было обусловлено, в первую очередь, наличием отлаженного спроса, а во вторую – облегчением процедур совершения сделок с жилыми помещениями.

Отсутствие механизмов государственного регулирования деятельности риэлторских агентств, не разработанная правовая база совершения сделок с объектами недвижимости не способствовали созданию цивилизованного рынка. Особая социальная значимость жилищных вопросов и важность сектора недвижимости для экономики привели к осознанию необходимости кардинального изменения ситуации. До настоящего времени ведется разработка законодательных актов, регулирующих данную сферу правоотношений, без наличия которых формирование цивилизованного рынка недвижимости в России невозможно.

 

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.