КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 5. Имущественные отношения, регулируемые финансовым правом
Имущественные отношения традиционно являются составной частью предмета гражданского права. В связи с этим наука гражданского права характеризует их как отношения по поводу имущества, в качестве которого выступают различные материальные блага, а именно вещи и имущественные права. Между тем в науке гражданского и науке финансового права давно замечено, что финансовые отношения (правоотношения) также имеют имущественный характер и характеризуются как властно-имущественные2. Не случайно ГК РФ, принятый в 1994 г., установил, что к имущественным финансовым, в том числе налоговым, отношениям гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2). Имущественными является большинство отношений, составляющих предмет финансового права. Это отношения: по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов; по возврату из бюджета излишне уплаченных налогов; по взысканию налогов; по государственным расходам и др. Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, имеют прежде всего некоторые различия в экономической природе в сравнении с имущественными отношениями, составляющими предмет гражданского права. Во-первых, по своей экономической природе эти отношения — исключительно финансовые, а значит, они возникают на стадии распределения общественного продукта. Что ка-.сается имущественных отношений, относящихся к предмету гражданского права, то они являются отношениями товарно-денежного обмена. Соответственно, во-вторых, экономическим объектом имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, являются финансовые ресурсы, выступающие в форме налогов, сборов, субвенций, субсидий и т.д. В отличие от этого экономический объект имущественных отношений в гражданском праве — это материальные блага в качестве товаров1.
Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, принципиально отличаются от имущественных отношений в гражданском праве и по юридической характеристике. Во-первых, это только те имущественные отношения, которые существуют и развиваются в рамках финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Во-вторых, это отношения, основанные не на равенстве и автономии воли участников, как это имеет место в гражданском праве2, а на юридическом неравенстве и зависимости субъектов, действующих не в собственных, частных интересах, а в интересах государства, муниципальных образований. В-третьих, юридический объект имущественных отношений в финансовом праве значительно уже нежели объект имущественных отношений в гражданском праве. В то время как объектом имущественных отношений в гражданском праве может быть любое имущество, имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, складываются исключительно по поводу такого имущества, как деньги (вещи) и права требования к банку на денежные средства. Имущественные отношения по поводу денег имеют место в связи с уплатой налогов, сборов, неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды физическими лицами, притом наличными деньгами. Права требования к банку на денежные средства являются объектом имущественных финансовых правоотношений в случае уплаты налогов, сборов, недоимок, пеней и т.д. организациями в безналичном порядке, а также при выделении средств из бюджетов получателям в безналичном порядке и т.д. Имущественные отношения, составляющие предмет финансового права, подразделяются на две группы. Первую группу составляют отношения, связанные с принадлежностью имущества (в виде денег и прав требования к банку на денежные средства), т.е. это имущественные отношения, составляющие вещное право. Сюда входят отношения собственности, регулируемые финансовым правом. Прежде всего это отношения собственности государства и муниципальных образований на имущество, составляющее казну Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно БК РФ (ст. 215, 244) правомочие владения федеральными бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов осуществляет Российская Федерация в лице Федерального казначейства. Правомочие распоряжения средствами казны Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют упомянутые субъекты в лице своих законодательных (представительных) органов в ходе утверждения соответствующих бюджетов. Правомочие пользования средствами казны осуществляют органы, уполномоченные исполнять бюджеты1. Кроме того, финансовое право регулирует отношения собственности физических и юридических лиц. Регулирующая роль финансового права в отношении названных субъектов проявляется в том, что его нормы ограничивают право собственности налогоплательщика на свободное, беспрепятственное распоряжение своим имуществом. Так, в частности, Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» установил, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну.
Во вторую группу имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, входят: а) отношения, связанные с уплатой налогоплательщиками налогов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. В сфере этих отношений происходит перемещение имущества, во-первых, из частной собственности в собственность государства и муниципальных образований (если налогоплательщик является физическим лицом или организацией — частным собственником); во-вторых,— в рамках государственной или муниципальной собственности, если налогоплательщиком является государственное или муниципальное унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; б) отношения по осуществлению расходов из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В сфере этих отношений происходит перемещение имущества от государства и муниципальных образований к различным субъектам: бюджетным учреждениям, хозяйствующим субъектам, субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Отношение по уплате налогов, а точнее регулятивное налоговое правоотношение является, по сути, обязательственным, ибо отвечает всем признакам обязательства. Во-первых, это правоотношение имущественное ибо, как уже отмечалось, его объектом являются деньги и права требования к банку на денежные средства. Во-вторых, эта правоотношение относительное, т.е. его стороны строго определены и конкретны. Одной из сторон этого правоотношения является физическое лицо или организация, выступающие в качестве налогоплательщика, а другой — государство или муниципальное образование в лице Федерального казначейства и уполномоченных органов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В-третьих, это правоотношение активного типа, т.е. такое, где одно лицо (налогоплательщик) обязано совершить в пользу другого лица (государства или муниципального образования) определенные действия. Таким образом, данное правоотношение развивается за счет активного поведения обязанного субъекта. В-четвертых, нарушение этого правоотношения обеспечивается санкцией, в виде штрафа, предусмотренной в гл. 17 НКРФ. Однако надо иметь в виду, что налоговое обязательство, отвечая основным признакам обязательства, в то же время имеет целый ряд черт, отличающих его от гражданско-правового обязательства. А поэтому понятие «налоговое обязательство» не подменяет понятие «гражданско-правовое обязательство», а лишь позволяет наиболее точно выразить специфику налогового правоотношения.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |