Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 16. Финансовое правоотношение




 

Финансовые правоотношения являются одним из видов правовых отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финан­сово-правовыми нормами.

Основными признаками финансовых правоотноше­ний служит то, что:

1. они возникают в процессе осуществления финансо­вой деятельности государства;

2. в этих правоотношениях одним из субъектов являет­ся управомоченный орган государства (финансовый орган или кредитное учреждение), а также высший или местный орган государственной власти;

3. они всегда связаны с деньгами — денежным платежом в доход государства.

Финансовые правоотношения состоят из двух правовых элементов: государственных и властных. Эта деятельность основывается на государственных актах.

По материальному содержанию финансовые правоот- но.шения группируются по следующим видам:

1. бюджетные;

2. налоговые;

3. в области страхования;

4. кредита (государственного и банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом;

5. по поводу регулирования денежного обращения и ва­лютного законодательства.

Во всех этих правоотношениях субъектами выступают государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане.

Государство выступает через специальные у правомоч­ные финансовые органы (кредитные учреждения), представ­ляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществ­ляет свои правомочия независимо от того, кто является вто­рой стороной финансовых правоотношений — государствен­ный орган, хозяйствующий субъект или гражданин.

Субъектами финансового права являются отдельные граждане (физические лица), основным признаком право­субъектности которых в финансовых правоотношениях служит наличие самостоятельного источника дохода (за­работка или имущества на территории Российской Феде­рации).

Объект финансового правоотношения — это то, на что направлено поведение участников финансового правоотно­шения, обусловленное их интересами в рамках принадлежа­щих им субъективных прав и обязанностей.

Объекты финансовых правоотношений делятся на две

группы: отделимые и неотделимые.

Отделимые объекты — это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как яв­ления (предметы) окружающего нас мира.

Неотделимые объекты — это те, которые не зафиксиро­ваны в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотноше­ния, не отделимый от его материального содержания.

К отделимым объектам финансовых правоотношений от­носятся:

1. налоги;

2. сборы;

3. пошлины;

4. бюджетные ассигнования;

5. субсидии;

6. бюджетные кредиты;

7. бюджетные ссуды;

8. дотации;

9. субвенции;

10. 50% прибыли Банка России;

11. свободный остаток прибыли казенных предприятий;

12. штрафы, недоимки, пени;

13. проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципаль­ных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

14. бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся: государственный финансовый контроль, деятель­ность по поводу установления казенному предприятию по­рядка распределения прибыли и т.д.

Исходя из основных функций права, финансовые пра­воотношения классифицируются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реали­зацию регулятивной функции права: закреплять экономиче­ские отношения и упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д.

Эти правоотношения делятся на относительные и абсо­лютные.

Охранительные финансовые правоотношения обеспе­чивают реализацию охранительной функции права, когда возникает нарушение финансово-правовой нормы.

 

 

Вопрос 17. Понятие, виды и органы государственного финансового контроля.

 

Финансовый контроль — регламентированная законода­тельством деятельность специально созданных учрежде­ний контроля и контролеров за соблюдением финансово­го законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Объект финансового контроля — это денежные от­ношения и перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабель­ность, себестоимость, издержки обращения.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некото­рых случаях и без них.

Цель финансового контроля — обеспечение эффектив­ности финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований.

Финансовый контроль состоит:

1. в проверках выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образовани­ями со стороны физических лиц и организаций;

2. проверках и ревизиях целевого выделения государ­ством и муниципальными образованиями запланиро­ванных денежных средств из бюджета и внебюджет­ных фондов (государственных и местных);

3. проверках и ревизиях целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

4. проверках правил ведения кассовых операций в орга­низациях, а также правил работы с валютной выручкой;

5. ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.

Характерными чертами финансового контроля являются:

1. осуществление в сфере отношений, складывающих­ся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного са­моуправления;

2. реализация посредством деятельности государствен­ных или иных органов, наделенных законом соответ­ствующими контрольными полномочиями;

3. осуществление в целях обеспечения законности, ох­раны собственности правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, об­наружения нарушений финансовой дисциплины, вы­явления резервов ее повышения, увеличения доход­ных поступлений в бюджет.

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности орга­нов государственной власти.

Под воздействие финансового контроля подпадают обще­ственные отношения, возникающие в сфере бюджетной дея­тельности государства, т.е. в процессе образования, распре­деления и использования определенных фондов денежных средств.

Формы и методы проведения финансового контроля многообразны.

Формы контроля классифицируются по следующим основаниям:

1. по регламенту осуществления — обязательный (внеш­ний), инициативный (внутренний); времени проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;

2. субъектам контроля — президентский, контроль зако­нодательных органов власти и местного самоуправле­ния, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

3. объектам контроля — бюджетный, контроль за вне­бюджетными фондами, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, контроль за денеж­ной массой.

Виды контроля принято классифицировать по сле­дующим критериям:

регламенту осуществления— обязательный (внеш­ний), инициативный (внутренний);

времени проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;

субъектам контроля — президентский, законодатель­ных органов власти и местного самоуправления, конт­роль исполнительных органов власти, контроль фи­нансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

объектам контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредит­ный, страховой, инвестиционный, таможенный конт­роль, контроль за денежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона.

Инициативный (внутренний) контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достиже­ния стратегических и тактических целей и не вытекает из финансового законодательства.

Предварительный финансовый контроль имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений, про­водится до совершения финансовых операций и предусматривает оценку финансовой обоснованности планиру­емых расходов для предотвращения неэкономного и неэф­фективного расходования средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль произ­водится в момент совершения денежных сделок, финансо­вых операций, выдачи ссуд и субсидий, предупреждая воз­можные злоупотребления при получении и расходовании средств и способствуя соблюдению финансовой дисципли­ны и своевременному осуществлению денежных расчетов.

Последующий финансовый контроль, производимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтер­ской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффек­тивности осуществления предложенной финансовой страте­гии, сравнения фактических финансовых издержек с прогно­зируемыми и т.д.

Финансовый контроль со стороны органов предста­вительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Феде­рации и Государственной Думы, Счетной палатой РФ, конт­рольно-счетными палатами субъектов РФ.

Полномочия Счетной палаты — контроль федеральной соб­ственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица: государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и Банк России; органы местного самоуправления, коммерческие бан­ки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фонды и негосударственные коммерческие организации — в части, свя­занной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, ис­пользованием федеральной собственности, а также наличи­ем у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставлен­ных федеральными органами.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуще­ствляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе канди­датур на должность председателя Банка России.

Определенные функции финансового контроля выполня­ет Главное контрольное управление Президента РФ, которое подчиняется непосредственно Президенту РФ, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной испол­нительной власти.

Среди его функций:

· контроль над деятельностью органов контроля и над­зора при федеральных органах исполнительной вла­сти, подразделений администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений физических и юри­дических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций (не­зависимо от формы собственности) представления докумен­тов, материалов и другой информации, необходимой для про­ведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контро­лирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведом­ственных ему органов финансового контроля.

На Федеральную налоговую службу возложены следую­щие функции:

1. выработка основных направлений налоговой полити­ки и ее осуществление;

2. координация деятельности территориальных налого­вых органов;

3. взаимодействие с другими контролирующими струк­турами и правоохранительными органами.

Система налоговых органов включает Федеральную на­логовую службу, а также ее территориальные и местные орга­ны (управления и инспекции). Налоговые органы находятся в ведении Министерства финансов РФ.

Основными задачами налоговых органов являются:

1. контроль за соблюдением налогового законодательства;

2. проверка полноты и своевременности налоговых пла­тежей.

Банк России организует и контролирует денежно-кредит­ные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельно­стью коммерческих банков.

На Федеральную таможенную службу возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного зако­нодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.