КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 16. Финансовое правоотношение
Финансовые правоотношения являются одним из видов правовых отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами. Основными признаками финансовых правоотношений служит то, что: 1. они возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства; 2. в этих правоотношениях одним из субъектов является управомоченный орган государства (финансовый орган или кредитное учреждение), а также высший или местный орган государственной власти; 3. они всегда связаны с деньгами — денежным платежом в доход государства. Финансовые правоотношения состоят из двух правовых элементов: государственных и властных. Эта деятельность основывается на государственных актах. По материальному содержанию финансовые правоот- но.шения группируются по следующим видам: 1. бюджетные; 2. налоговые; 3. в области страхования; 4. кредита (государственного и банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом; 5. по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства. Во всех этих правоотношениях субъектами выступают государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане. Государство выступает через специальные у правомочные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства. Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет свои правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин. Субъектами финансового права являются отдельные граждане (физические лица), основным признаком правосубъектности которых в финансовых правоотношениях служит наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации).
Объект финансового правоотношения — это то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, обусловленное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Объекты финансовых правоотношений делятся на две группы: отделимые и неотделимые. Отделимые объекты — это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Неотделимые объекты — это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, не отделимый от его материального содержания. К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся: 1. налоги; 2. сборы; 3. пошлины; 4. бюджетные ассигнования; 5. субсидии; 6. бюджетные кредиты; 7. бюджетные ссуды; 8. дотации; 9. субвенции; 10. 50% прибыли Банка России; 11. свободный остаток прибыли казенных предприятий; 12. штрафы, недоимки, пени; 13. проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов; 14. бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д. К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д. Исходя из основных функций права, финансовые правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права: закреплять экономические отношения и упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д.
Эти правоотношения делятся на относительные и абсолютные. Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права, когда возникает нарушение финансово-правовой нормы.
Вопрос 17. Понятие, виды и органы государственного финансового контроля.
Финансовый контроль — регламентированная законодательством деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций. Объект финансового контроля — это денежные отношения и перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них. Цель финансового контроля — обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовый контроль состоит: 1. в проверках выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций; 2. проверках и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных); 3. проверках и ревизиях целевого использования средств, выделенных из бюджетов; 4. проверках правил ведения кассовых операций в организациях, а также правил работы с валютной выручкой; 5. ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций и др. Характерными чертами финансового контроля являются: 1. осуществление в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления; 2. реализация посредством деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;
3. осуществление в целях обеспечения законности, охраны собственности правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет. Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти. Под воздействие финансового контроля подпадают общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Формы и методы проведения финансового контроля многообразны. Формы контроля классифицируются по следующим основаниям: 1. по регламенту осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний); времени проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий; 2. субъектам контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский; 3. объектам контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. Виды контроля принято классифицировать по следующим критериям: регламенту осуществления— обязательный (внешний), инициативный (внутренний); времени проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий; субъектам контроля — президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский; объектам контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль, контроль за денежной массой.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Инициативный (внутренний) контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения стратегических и тактических целей и не вытекает из финансового законодательства. Предварительный финансовый контроль имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений, проводится до совершения финансовых операций и предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий, предупреждая возможные злоупотребления при получении и расходовании средств и способствуя соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Последующий финансовый контроль, производимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д. Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ. Полномочия Счетной палаты — контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица: государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и Банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фонды и негосударственные коммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, которое подчиняется непосредственно Президенту РФ, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти. Среди его функций: · контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. На Федеральную налоговую службу возложены следующие функции: 1. выработка основных направлений налоговой политики и ее осуществление; 2. координация деятельности территориальных налоговых органов; 3. взаимодействие с другими контролирующими структурами и правоохранительными органами. Система налоговых органов включает Федеральную налоговую службу, а также ее территориальные и местные органы (управления и инспекции). Налоговые органы находятся в ведении Министерства финансов РФ. Основными задачами налоговых органов являются: 1. контроль за соблюдением налогового законодательства; 2. проверка полноты и своевременности налоговых платежей. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. На Федеральную таможенную службу возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |