Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 27. Понятие и структура бюджетного процесса




Статья 172. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов

Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов

 

1. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

2. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

 

1. В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

2. Составление проекта бюджета основывается на:

Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

 

 

 

Бюджетный процесс — регламентированная законодательством дея­тельность органов власти и иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В сферу бюджетного процесса включается также контроль за исполне­нием бюджетов.

Бюджетный процесс основан на трех основополагающих принци­пах.

1. Разграничение компетенции между органами представительной и исполнительной власти: по законодательству составление и ис­полнение бюджетов закреплено за исполнительными органами власти, а рассмотрение и утверждение - за представительными органами.

Специализация бюджетных показателей, обеспечивающая сопос­тавимость показателей бюджетов всех уровней. Достигается за счет формирования и исполнения бюджетов в пределах единой бюджетной классификации — группировки доходов по источникам и расходов по назначению.

Ежегодность бюджета заключается в том, что бюджеты уточня­ются каждый год заново. Этим обеспечивается возможность свое временно и полно учесть изменения в экономической, социальной и международной обстановке.

Участниками бюджетного процесса выступают: Президент Рос­сийской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (пред­ставительные) и исполнительные органы государственной власти; Банк России; органы государственного (муниципального) финансового кон­троля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, а также источни­ков финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств (ст. 152 БК).

Бюджетный процесс состоит из двух укрупненных стадий.

Первая стадия - составление, рассмотрение и утверждение бюд­жетов. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Проект бюд­жета субъекта Российской Федерации и проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год или сроком на три года в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муни­ципальным правовым актом представительного органа муниципального образования) — ст. 169 БК.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов возложено на Министерство финансов России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципаль­ных образований (ст. 171 БК).

Формирование федерального бюджета базируется на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год и плановый период. Подготовка проекта бюджета другого уровня основывается также на прогнозе социально-экономического развития соответствующей тер­ритории и основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Порядок и сроки составления проектов федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанав­ливаются соответственно Правительством Российской Федерации, выс­шими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых БК.

Основы рассмотрения и утверждения бюджетов регламентируются ст. 184.1-191 БК. Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете», а также внесения в него изменений устанавливается гл. 22 и 23 БК.

Так, на очередной финансовый год и плановый период Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Госу­дарственную Думу проект Федерального закона «О федеральном бюдже­те». Одновременно оно вносит проекты законов: «Об утверждении отче­тов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в отчетном финансовом году» и «О бюджетах государственных внебюджетных фондов», а также «О страховых тари­фах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной фи­нансовый год и плановый период». Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Указанные акты должны быть представлены не позднее 26 ав­густа текущего года (ст. 192 БК).

Статьей 195 БК определено распределение функций в Думе по рас­смотрению представленных документов. Проект рассматривается в трех чтениях. Статьями 196-207 детализированы процедуры рассмотрения проекта при каждом чтении проекта Федерального закона «О федераль­ном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период.

В первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-эко­номического развития Российской Федерации и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются: приложения, например устанавливающие распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Россий­ской Федерации; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов; программы государственных внут­ренних и внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и др. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерально­го бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.

Принятый Государственной Думой закон передается на рассмотрение Совета Федерации, порядок рассмотрения которым определен ст. 208 БК. Далее закон утверждается Президентом Российской Федерации. В случае отклонения Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Порядок внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете» установлен ст. 212 и 213 БК.

Вторая стадия — исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджетов. Цель исполнения бюджета — обеспечить поступление дохо­дов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных показателей.

Документ, на базе которого осуществляются организация и испол­нение бюджета, называется бюджетной росписью. Различают два вида росписи:

сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по его расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

бюджетная роспись ~ документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным адми­нистратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финан­сирования дефицита бюджета) (ст. 6 БК).

Согласно ст. 215.1 БК исполнение бюджетов различных уровней обеспечивается соответственно Правительством Российской Федера­ции, высшим исполнительным органом государственной власти субъ­екта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган и осуществляется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений; возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взы­сканных сумм, перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления этого возврата (зачета); уточнение администратором доходов бюджетных платежей (ст. 218 БК).

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, уста­новленном соответствующим финансовым органом. Оно предусмат­ривает принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, под­тверждение исполнения денежных обязательств (ст. 219 БК).

Исполнение бюджета по расходам означает финансирование расхо­дов, предусмотренных в бюджете, в соответствии с бюджетной роспи­сью.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвер­жденными сводной бюджетной росписью. Бюджетные росписи рас­порядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюд­жетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Учет операций по исполнению бюджета производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образова­ния).

В соответствии со ст. 242 БК операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджет­ных обязательств и предельные объемы финансирования текущего фи­нансового года также прекращают свое действие в указанный срок. До последнего рабочего дня финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пре­делах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению по­лучателями бюджетных средств на единый счет бюджета. Допускается наличие на конец текущего финансового года средств, размещенных в соответствии с БК на банковских депозитах.

Основы и процедуры составления, внешней проверки и рассмотрения бюджетной отчетности представлены в гл. 25.1 и 25.2 БК. По резуль­татам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюд­жета Государственная Дума принимает либо отклоняет Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета».

Законодательством установлен достаточно жесткий контроль за исполнением бюджета Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы осуществляют: пред­варительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджет­но-финансовым вопросам; текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с де­путатскими запросами; последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов (ст. 265 БК).

Финансовый контроль выполняют Федеральная служба финансо­во-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые орга­ны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств (ст. 266 БК). Органы исполнительной власти и ме­стной администрации вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита. На них возлагаются разработка и контроль за со­блюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполне­ния бюджета, составления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета (ст. 270.1 БК).

 

 

Вопрос 28. Рассмотрение и утверждение бюджетов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.