КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познание, его сущность и структура
Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания, семиотика, герменевтика. Основная проблема гносеологии – определение познания. Познание можно рассматривать как: 1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации). 2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение. Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное, осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание, осуществляемое
на уровне абстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании Важнейшие методы научного познания: 1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. 2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредсвенному иследованнию заменяется его моделью. 3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется. В ХХ веке сциентизм начинают критиковать. Выясняется, что научный способ понимания мира имеет свои возможности и свои границы, а друге виды познания устойчиво воспроизводятся. Исходя из этого, выдвигалось предположение вообще отказаться от всякой демакрации науки и ненаучного знания и признать равную ценность любого познания. Эту точку зрения поддерживал П. Фейерабенд, его концепция –гносеологический анархизм. Но большинство все же склоняется выдвинуть определенный критерий научности: 1. Стремление к обоснованности, обязательное обоснование любого выдвигаемого положения. 2. Стремление к объективности. 3. Стремление открывать за явлениями сущность как можно более глубокую. 41.Проблема философии в современной науки. Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех основных постулатах: 1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц. 2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-следственные связи.
3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства: масса, плотность и протяженность. Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в близости познания природы к свершению. Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ века. 1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных неделимых частиц. 2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле, которое впоследствии рассматривалось как особая физическая реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть единственным и главным видом реальности. 3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности показала в частности относительность основных механических свойств. 4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический характер природных закономерностей. Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!» В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий «субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм - успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить правильную и достоверную картину мира вообще. Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного периода. Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово-релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической картиной мира. Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии в формировании картины мира и о предмете онтологии. Пути развития онтологии в ХХ веке: 1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства природы. Философия должна обосновать объективность познания и его достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология.
2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос, бытие. (Русский космизм, экзистенциализм). 3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках этого направления материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом направлении материей признается все, что существует реально, не зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |