КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Железный закон олигархических тенденций по Роберту МихельсуРоберт Михельс на основе изучения деятельности политических партий Европы и их зависимости от властей, написал книгу: Социология политической партии в условиях современной демократии / Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Dernokratie, где сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому «прямое господство масс технически невозможно» и потому любая социальная организация – даже если она начинается с демократии – неизбежно (!) вырождается во власть немногих избранных - олигархию. «В контексте элитологии нас больше всего будет интересовать главный труд Р. Михельса «Социология политических партий в условиях демократии», изданный в Лейпциге в 1911 году. Здесь мы отмечаем практически полную солидарность учёного с уже знакомыми нам положениями о том, что «общество не может существовать без господствующего или политического класса», и что наличие такого класса - «постоянно действующий фактор социальной эволюции». Он с сочувствием цитирует мысль Руссо о том, что масса, делегируя свой суверенитет, перестаёт быть суверенной. Для него представлять... значит выдавать единичную волю за массовую. Отсюда вытекает важнейшая исходная точка его рассуждений: «Масса вообще никогда не готова к господству, но каждый входящий в неё индивид способен на это, если он обладает необходимыми для этого положительными или отрицательными качествами, чтобы подняться над нею и выдвинуться в вожди». Даже самое бесклассовое (если таковое возможно) коллективистское общество будущего нуждается в элите. Михельс был убеждён, что большинство человечества никогда не будет способно к самоуправлению, даже в том случае, если когда-либо недовольным массам удастся лишить господствующий класс его власти. И всё потому, что рано или поздно в среде самих масс с необходимостью появится новое организованное меньшинство, которое возьмёт на себя функции господствующего класса. И делает глобальный вывод: «господствующий класс представляет собой единственный фактор, имеющий непреходящее значение во всемирной истории». Это уже чистый элитаризм, а автор - убеждённый элитарист. Известность Михельса связана также с сформулированным им «железным законом олигархических тенденций». Суть закона: демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому массе приходится довериться ввиду невозможности её прямого контроля над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию, и люди, совершая социальный переворот, убегают от Сциллы, чтобы попасть к Харибде. Таким образом, демократия сталкивается с «неразрешимым противоречием»: во-первых, она «чужда человеческой природе» и, во-вторых, неизбежно содержит олигархическое ядро».
17.взгляды Макса Вебера, типы 18.: Плебисцитарная теория демократии Макса 22.Понятие власти Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть. Плебисцитарная теория демократии Макса 27, В структуре государства четыре элемента, тесно связанные, но имеющие отдельное существование, это: нация, верховная власть (конкретное выражение принципа, принимаемого нацией за объедененное начало), государство как совокупность верховной власти и подчинившихся ей подданых членов нации и правительство (организация системы управления). Типология государств - это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Атрибуты государства.Территория государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на конкретной территории. Эта территория определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые, подтверждаются на формально-договорной основе всеми граничащими друг с другом государствами. Т.е., государство строится по территориальному принципу. Население государства. На него распространяется власть государства. Государственный аппарат - это система органов, посредством которой государство функционирует и развивается, осуществляя свою власть. При помощи аппарата государство осуществляет свою монополию на легальные (узаконенные) меры: применение силы, физического принуждения и др. Государственное принуждение включает широкий диапазон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения человека, т.е. обладает такими полномочиями, как возможность лишить граждан жизни и свободы (высших ценностей). Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения другими органами в пределах данного государства. СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА то же, что и атрибуты государства. Дают представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживаются. Главными символами государства являются государственные флаг, герб и гимн. Они устанавливаются конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Их установление кем-либо еще, помимо государства, - невозможно. Нарушение порядка использования символов государства, а также неуважительное отношение к ним и, тем более, их осквернение влекут административное или уголовное наказание. Функции государства Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан. С этой целью государство выполняет ряд задач: управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории.Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации. Функции государства. Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), по значению: на основные и дополнительные, по видимости: на явные и латентные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. Функции государства: ВНУТРЕННИЕ: I.По видам осуществления государственной политики 1. Экономическая 2. Финансовая 3. Научно-техническая 4. Социальная 5. Аграрная 6. Культурно-воспитательная 7. Демографическая 8. Охрана правопорядка II.По способам осуществления государственной власти 1. Законодательная 2. Исполнительно-распорядительная 3. Судебная 4. Контрольно-ревизионная 5.Надзорная ВНЕШНИЕ: I.По объекту государственной деятельности 1. Представительство государства в мировом сообществе 2. Обеспечение безопасности страны 3. Отстаивание мира 4. Сотрудничество с зарубежными государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных и др.) 5. Сотрудничество с другими государствами, отвечающее национальным интересам
36. Структура политических систем. Структуру политической системы составляют: · политические отношения; · политическая организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы); · средства массовой информации; · политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура. Политическая система включает в себя и политическое сознание - идеи, теории, взгляды, представления, чувства, традиции, отражающие политику и политические отношения. Содержание политического сознания проявляется в форме политической деятельности, в частности - политических институтов, классов, партий, лидеров и т.п. Политическое сознание - часть общественного сознания, как политическая культура - часть общей культуры.
37.Типы политических систем Тоталитарные политические системы закрытого характера формирует социальная среда распределительного типа. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения. Для политических систем закрытого характера присуще стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа личности лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата. Политическим системам закрытого типа присуща политика террора и геноцида в отношении собственного народа, подавление всякого инакомыслия, оппозиции. Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений. Либерально-демократические системы открытого характера формирует социальная среда рыночного типа. Для либерально-демократических политических систем характерны: — в экономической сфере - рыночные отношения, наличие частной собственности, которые обеспечивают экономической свободой субъектов политических отношений; — в сфере политических отношении — многопартийность, плюрализм, приход к государственной власти демократическим путем. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей; — приоритет личности, ее прав и свобод над интересами коллектива. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов; — в сфере общественных отношении преобладают правовые формы поведения людей; — в сфере государственной жизни широко используются демократические институты. Для политической системы открытого общества присуще разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, инвестициями. Государственная власть действует в организационно-правовых формах Взаимоотношение государства, профсоюзов, иных организаций носи г конституционный характер. Политическая система открытого типа выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества. Переходные политические системы формирует смешанная социальная среда, для которой характерна конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов. В таких системах плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Переходные политические системы нестабильны. Однако их эволюция ведет к формированию политических систем иного, более устойчивою типа. Государство в таких системах либо препятствует становлению новой политической системы общества, либо обеспечивает неизбежную эволюцию политической системы 39. Типы политических режимов. юридическое признание верховной власти народа; периодическая выборность основных органов власти; всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти; равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность; принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству; контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти; подотчетность выборных органов своим избирателям.В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии. Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины. Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления. Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик. Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу. Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
42.Особенности демократического политического режима Демократия – форма организации политической жизни, отражающая свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития/ Универсальные свойства демократии: - обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства; – систематическая выборность основных органов власти; – наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства; – абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм); – профессиональный характер правления элит; – контроль общественности за принятием важнейших политических решений; – идейный плюрализм и конкуренцию мнений. Прямая демократия: непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений (в вопросах местного значения). Плебисцитарная демократия: открытое волеизъявление населения на этапе подготовки решений (одобрение или отрицание вынесенного руководителем государства проекта закона и др.). Результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения. Представительная демократия: опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, партии, профсоюзы, движения. Единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или иную форму диктатуры является подчинение деятельности ее институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида. Образцы западной (Великобритания, Германия, США), восточной (Индия, Япония) демократии, в условиях которой в деятельности институтов власти сложилось различное соотношение между индивидуалистическими и коллективистскими ценностями. Фактор формирования политической системы демократического типа – гражданское общество: характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Демократия обеспечивает органическое сочетание механизмов власти и самодеятельности, управления и самоуправления. Предпосылки становления демократии как относительно устойчивого политического режима: достаточно высокий уровень экономического развития страны, наличие рыночных отношений и индустриальной экономики, урбанизация, развитость массовых коммуникаций, помощь уже воплотивших демократию зарубежных стран.Парадокс свободы и равенства Токвиля: демократия не в состоянии обеспечить законодательно закрепленное равенство прав всех граждан на деле. Противоречие демократии.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |