Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железный закон олигархических тенденций по Роберту Михельсу




Роберт Михельс на основе изучения деятельности политических партий Европы и их зависимости от властей, написал книгу: Социология политической партии в условиях современной демократии / Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Dernokratie, где сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому «прямое господство масс технически невозможно» и потому любая социальная организация – даже если она начинается с демократии – неизбежно (!) вырождается во власть немногих избранных - олигархию. «В контексте элитологии нас больше всего будет интересовать главный труд Р. Михельса «Социология политических партий в условиях демократии», изданный в Лейпциге в 1911 году. Здесь мы отмечаем практически полную солидарность учёного с уже знакомыми нам положениями о том, что «общество не может существовать без господствующего или политического класса», и что наличие такого класса - «постоянно действующий фактор социальной эволюции». Он с сочувствием цитирует мысль Руссо о том, что масса, делегируя свой суверенитет, перестаёт быть суверенной. Для него представлять... значит выдавать единичную волю за массовую. Отсюда вытекает важнейшая исходная точка его рассуждений: «Масса вообще никогда не готова к господству, но каждый входящий в неё индивид способен на это, если он обладает необходимыми для этого положительными или отрицательными качествами, чтобы подняться над нею и выдвинуться в вожди». Даже самое бесклассовое (если таковое возможно) коллективистское общество будущего нуждается в элите. Михельс был убеждён, что большинство человечества никогда не будет способно к самоуправлению, даже в том случае, если когда-либо недовольным массам удастся лишить господствующий класс его власти. И всё потому, что рано или поздно в среде самих масс с необходимостью появится новое организованное меньшинство, которое возьмёт на себя функции господствующего класса. И делает глобальный вывод: «господствующий класс представляет собой единственный фактор, имеющий непреходящее значение во всемирной истории». Это уже чистый элитаризм, а автор - убеждённый элитарист. Известность Михельса связана также с сформулированным им «железным законом олигархических тенденций». Суть закона: демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому массе приходится довериться ввиду невозможности её прямого контроля над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию, и люди, совершая социальный переворот, убегают от Сциллы, чтобы попасть к Харибде. Таким образом, демократия сталкивается с «неразрешимым противоречием»: во-первых, она «чужда человеческой природе» и, во-вторых, неизбежно содержит олигархическое ядро».

 


17.взгляды Макса Вебера, типы
господства
Огромное влияние на развитие политической
мысли Новейшего времени оказали труды и
взгляды крупного немецкого социолога и
экономиста Макса Вебера (1864-1920 гг.). Его
основной труд «Экономика и общество»
опубликован в 1922 г., где изложены основные
идеи и взгляды.
Центральным понятием в системе Вебера
является «господство», которое он, однако,
отличает от власти, основанной на
экономической силе. Господство, по его
мнению, есть такое отношение между
управляющим и управляемым, при котором
первый может навязывать свою волю второму
путем обязующих приказов. Признавая роль
насилия как основы государства, Вебер
заявляет, что одного насилия недостаточно для
возникновения и длительного
функционирования системы господства. Для
этого необходимо наличие и существование
определенных ценностей, традиций,
убеждений, норм и правил, на которых
основывается послушание людей в обществе.
М. Вебер выделил три «идеальных чистых типа
господства»: традиционное, харизматическое и
рациональное. Традиционное господство
основано на вере в то, что власть является
законной, поскольку она всегда существовала,
опираясь на традицию, закрепленные в ней
нормы и правила. Например, правители,
господа издавна обладают правами и
привилегированным положением над слугами.
Харизматическое господство (харизма – греч.)
– необыкновенное божественное качество, дар,
которым наделены некоторые люди, что
придает им магическую силу, во что верят
окружающие люди. Оно выступает основой
политического лидерства в ряде современных
государств.


18.: Плебисцитарная теория демократии Макса
Вебера Проблема взаимоотношений
политических лидеров, бюрократии, народных
масс представляет не только теоретический,
но и практический интерес, особенно в
условиях кризисов или ломки политических
институтов и большей индивидуализации
политики. Эти проблемы приобретают особую
актуальность в настоящее время для нашей
политической системы, так как стоит задача ее
радикальной, перестройки с целью создания
правового государства.
Решение этой задачи, в частности, требует
серьезного осмысления достижений мировой
социально-философской и политологической
мысли по данным вопросам. Этим обусловлен
интерес к веберовской теории, которая
находится и сейчас в центре внимания
политологической мысли, так как с ее
помощью вскрываются некоторые сущностные
связи между основными действующими
субъектами политического процесса. Интерес
западных политологов к работам Вебера
обусловлен рядом обстоятельств.
За последние три десятилетия западные страны
вступили в полосу глубокой экономической
трансформации. Сложившиеся к началу 60-х
годов основные концепции в политической
теории, объясняющие как принципы
организации, так и порядок функционирования
западных обществ, оказались непригодными
для понимания сложившихся новых
реальностей. Наиболее известные на Западе
теории демократии - плюралистическая,
элитарная и партисипараторная - оказались не
в состоянии объяснить взаимосвязь ряда
явлений в жизни западных обществ.
Во-первых, в ХХ веке усиливается
бюрократизация всех сторон общественной
жизни. Вебер одним из первых обратил
внимание на возможность конфликта между
бюрократией и демократией. Он отметил
парадокс демократизации: вовлечение масс в
социально-политическую жизнь создает
большие организации, институционализирует
их, а затем эти организации становятся
деструктивными для демократического
политического функционирования. Большие
бюрократизированные институты вступают в
обществе в конкурентные


22.Понятие власти
Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.


Плебисцитарная теория демократии Макса
Вебера Проблема взаимоотношений
политических лидеров, бюрократии, народных
масс представляет не только теоретический,
но и практический интерес, особенно в
условиях кризисов или ломки политических
институтов и большей индивидуализации
политики. Эти проблемы приобретают особую
актуальность в настоящее время для нашей
политической системы, так как стоит задача ее
радикальной, перестройки с целью создания
правового государства.
Решение этой задачи, в частности, требует
серьезного осмысления достижений мировой
социально-философской и политологической
мысли по данным вопросам. Этим обусловлен
интерес к веберовской теории, которая
находится и сейчас в центре внимания
политологической мысли, так как с ее
помощью вскрываются некоторые сущностные
связи между основными действующими
субъектами политического процесса. Интерес
западных политологов к работам Вебера
обусловлен рядом обстоятельств.
За последние три десятилетия западные страны
вступили в полосу глубокой экономической
трансформации. Сложившиеся к началу 60-х
годов основные концепции в политической
теории, объясняющие как принципы
организации, так и порядок функционирования
западных обществ, оказались непригодными
для понимания сложившихся новых
реальностей. Наиболее известные на Западе
теории демократии - плюралистическая,
элитарная и партисипараторная - оказались не
в состоянии объяснить взаимосвязь ряда
явлений в жизни западных обществ.
Во-первых, в ХХ веке усиливается
бюрократизация всех сторон общественной
жизни. Вебер одним из первых обратил
внимание на возможность конфликта между
бюрократией и демократией. Он отметил
парадокс демократизации: вовлечение масс в
социально-политическую жизнь создает
большие организации, институционализирует
их, а затем эти организации становятся
деструктивными для демократического
политического функционирования. Большие
бюрократизированные институты вступают в
обществе в конкурентные


27,

В структуре государства четыре элемента, тесно связанные, но имеющие отдельное существование, это: нация, верховная власть (конкретное выражение принципа, принимаемого нацией за объедененное начало), государство как совокупность верховной власти и подчинившихся ей подданых членов нации и правительство (организация системы управления).

Типология государств - это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические.

Атрибуты государства.Территория государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на конкретной территории. Эта территория определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые, подтверждаются на формально-договорной основе всеми граничащими друг с другом государствами. Т.е., государство строится по территориальному принципу.

Население государства. На него распространяется власть государства.

Государственный аппарат - это система органов, посредством которой государство функционирует и развивается, осуществляя свою власть. При помощи аппарата государство осуществляет свою монополию на легальные (узаконенные) меры: применение силы, физического принуждения и др.

Государственное принуждение включает широкий диапазон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения человека, т.е. обладает такими полномочиями, как возможность лишить граждан жизни и свободы (высших ценностей). Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения другими органами в пределах данного государства.

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА то же, что и атрибуты государства. Дают представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживаются. Главными символами государства являются государственные флаг, герб и гимн. Они устанавливаются конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Их установление кем-либо еще, помимо государства, - невозможно. Нарушение порядка использования символов государства, а также неуважительное отношение к ним и, тем более, их осквернение влекут административное или уголовное наказание.

Функции государства

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач: управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории.Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации. Функции государства. Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), по значению: на основные и дополнительные, по видимости: на явные и латентные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. Функции государства:

ВНУТРЕННИЕ:

I.По видам осуществления государственной политики

1. Экономическая

2. Финансовая

3. Научно-техническая

4. Социальная

5. Аграрная

6. Культурно-воспитательная

7. Демографическая

8. Охрана правопорядка

II.По способам осуществления государственной власти

1. Законодательная

2. Исполнительно-распорядительная

3. Судебная

4. Контрольно-ревизионная

5.Надзорная

ВНЕШНИЕ:

I.По объекту государственной деятельности

1. Представительство государства в мировом сообществе

2. Обеспечение безопасности страны

3. Отстаивание мира

4. Сотрудничество с зарубежными государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных и др.)

5. Сотрудничество с другими государствами, отвечающее национальным интересам

 

36. Структура политических систем.

Структуру политической системы составляют:

· политические отношения;

· политическая организация общества (государственно-правовые орга­ны, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы);

· средства массовой информации;

· политические принципы и нормы;

политическое созна­ние и политическая культура.
Определяющим элементом политической системы, ее ядром является государ­ство со всеми его составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвя­ми власти, вооруженными силами. Являясь главным институтом политической системы, государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социаль­ную и духовную сферу. Особую функцию имеют политические партии: они осуществ­ляют взаимосвязь между разными уровнями и ветвями государственной власти, между государством и гражданским обществом. Главное их назначение — достижение власти.

Политическая система включает в себя и политическое сознание - идеи, теории, взгляды, представления, чувства, традиции, отражающие политику и политические отно­шения. Содержание политического сознания проявляется в форме политической деятель­ности, в частности - политических институтов, классов, партий, лидеров и т.п. Политиче­ское сознание - часть общественного сознания, как политическая культура - часть общей культуры.

 

37.Типы политических систем
По характеру социальной среды можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.

Тоталитарные политические системы закрытого характера формирует социальная среда распределительного типа. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.

Для политических систем закрытого характера присуще стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа личности лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата. Политическим системам закрытого типа присуща политика террора и геноцида в отношении собственного народа, подавление всякого инакомыслия, оппозиции.

Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.

Либерально-демократические системы открытого характера формирует социальная среда рыночного типа.

Для либерально-демократических политических систем характерны:

— в экономической сфере - рыночные отношения, наличие частной собственности, которые обеспечивают экономической свободой субъектов политических отношений;

— в сфере политических отношении — многопартийность, плюрализм, приход к государственной власти демократическим путем. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей;

— приоритет личности, ее прав и свобод над интересами коллектива. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов;

— в сфере общественных отношении преобладают правовые формы поведения людей;

— в сфере государственной жизни широко используются демократические институты.

Для политической системы открытого общества присуще разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, инвестициями. Государственная власть действует в организационно-правовых формах Взаимоотношение государства, профсоюзов, иных организаций носи г конституционный характер. Политическая система открытого типа выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.

Переходные политические системы формирует смешанная социальная среда, для которой характерна конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов.

В таких системах плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Переходные политические системы нестабильны. Однако их эволюция ведет к формированию политических систем иного, более устойчивою типа. Государство в таких системах либо препятствует становлению новой политической системы общества, либо обеспечивает неизбежную эволюцию политической системы

39. Типы политических режимов.
Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.
Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.
Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля.
Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.
В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.
Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.
Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти. Важнейшими признаками демократии являются:

юридическое признание верховной власти народа;

периодическая выборность основных органов власти;

всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;

равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;

контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

подотчетность выборных органов своим избирателям.В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

 

42.Особенности демократического политического режима

Демократия – форма организации политической жизни, отражающая свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития/

Универсальные свойства демократии:

- обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;

– систематическая выборность основных органов власти;

– наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;

– абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм);

– профессиональный характер правления элит;

– контроль общественности за принятием важнейших политических решений;

– идейный плюрализм и конкуренцию мнений.

Прямая демократия: непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений (в вопросах местного значения).

Плебисцитарная демократия: открытое волеизъявление населения на этапе подготовки решений (одобрение или отрицание вынесенного руководителем государства проекта закона и др.). Результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения.

Представительная демократия: опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, партии, профсоюзы, движения.

Единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или иную форму диктатуры является подчинение деятельности ее институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида. Образцы западной (Великобритания, Германия, США), восточной (Индия, Япония) демократии, в условиях которой в деятельности институтов власти сложилось различное соотношение между индивидуалистическими и коллективистскими ценностями.

Фактор формирования политической системы демократического типа – гражданское общество: характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Демократия обеспечивает органическое сочетание механизмов власти

и самодеятельности, управления и самоуправления.

Предпосылки становления демократии как относительно устойчивого политического режима: достаточно высокий уровень экономического развития страны, наличие рыночных отношений и индустриальной экономики, урбанизация, развитость массовых коммуникаций, помощь уже воплотивших демократию зарубежных стран.Парадокс свободы и равенства Токвиля: демократия не в состоянии обеспечить законодательно закрепленное равенство прав всех граждан на деле. Противоречие демократии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.