Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 27. Пейзажи Тургенева. Фет - Тютчев




Созерцательное отношение к природе, признание и утверждение в творчестве ее эстетического значения. Отношение тургеневского героя к природе – это «проверка эстетической чуткости человека и его нравственной ценности». Философская направленность пейзажа. Картины природы зачастую символичны, связаны с вечными темами и мотивами, с мыслями о жизни и смерти. Отношение Тургенева к природе двойственно и противоречиво. Поклоняясь природе и боготворя ее, Тургенев вместе с тем считает, что в природе заключено стихийное, иррациональное начало, которое враждебно по отношению к человеку. Человек ничтожен перед лицом вечности. Поэтому пейзаж у Тургенева никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и сам этот анализ практически отсутствует – психологизм писателя «тайный», завуалированный. Природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей. Вместе с тем картины природы зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием. Другая особенность тургеневского пейзажа – его живописность, легкость. Тургенев – художник полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета, световых эффектов. Он не использует резких, определенных красок, четких грубых линий ни в пейзажах, ни в портретах. Однако все пейзажи очень живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря звуковой, осязательной и обонятельной насыщенности этих картин. Пейзажи Тургенева динамичны, подвижны. Часто изображаются картины природы, увиденной путником, героем, который находится в дороге. Через отношение к природе характеризуются практически все персонажи, к тому же пейзаж связан и с идейным содержанием произведений.

Фет и Тютчев так же уделяли много внимания теме природы. Оба поэта – выходцы из Орловской губернии, из которой вышли и Тургенев, Кольцов, Лесков. Тютчев и Фет – певцы природы средней полосы России. Очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиямиегожизни. Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин. У Тютчева другое восприятие жизни и смерти. Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление. Оба пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла. Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта Следовательно, это чувство носит в лирике трагический характер. Фет и Тютчев в своём творчестве были далеки от политической жизни, социальных вопросов. Но отношение к грандиозным историческим событиям мы всё-таки можем найти в их стихотворениях. А.А.Фет вообще не желает вмешиваться в общественные битвы. Для него радость в поэзии, в творчестве, а не в обществе: Радость чуя, Не хочу я Ваших битв. Фет в творчестве старается закрыться от политики, социальных тем, уйти в себя.

Мир Фета - это мир со строго охраняемыми границами. А воздухом его, субстанцией, оказывается красота.
Фет не устает напоминать, что именно воспроизведение мира как красоты является главной задачей поэта. В статье "О стихотворениях Тютчева" утверждается: "Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания и численность. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования" И в конце жизни, в воспоминаниях, Фет повторяет столь же уверенно и твердо: "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты"
Красота в фетовском понимании универсальна и всеобъемлюща. Может быть, точнее было бы определить ее греческим термином "калокагатия" (прекрасное и доброе). "В античной калокагатии совершенно нет ничего отдельно "прекрасного" и отдельно "доброго". Это - один человеческий идеал, нерасчленимый ни на "внутреннее" или "внешнее", ни на "душу" или "тело", ни на "прекрасное" и "доброе"".

Кажутся сомнительными распространенные идеи о романтическом характере лирики Фета. Будучи таковой по психологическим предпосылкам (отталкивание от прозы жизни), она противоположна романтизму по результату, по осуществленному идеалу. У Фета практически отсутствуют характерные для романтизма мотивы отчуждения, ухода, бегства, противопоставления "естественной жизни» и цивилизации. Фетовская красота (в отличие, скажем, от Жуковского и, впоследствии, от Блока) полностью земная. Художественный мир Фета однороден. И самым существенным в нем является категория соположения, сосуществования. Действительно, фетовские стихи даны нам как бы "сразу все", синхронно, вне динамики развития их автора и конкретных условий их написания. Граница между ранним сборником "Лирический пантеон" и последующими стихами не так принципиальна, как это обычно представляется.

Предельно отчетливо такая однородность проявляется в композиции фетовских книг. Уже в ранних сборниках и первых публикациях появились тематические и жанровые разделы. Но и итоговый план осуществленного лишь после смерти собрания стихотворений тоже сохранил эту структуру из 15 тематических (большей частью) и жанровых разделов. Такое построение, при котором рядом мирно уживались тексты, разделенные по времени написания годами или даже десятилетиями (у поэта с историей такое вряд ли возможно, неизбежно вызовет реакцию отторжения), решало две важные задачи. Композиция книги становилась "машиной по уничтожению времени" ("Времеборец" - называется одна из лучших статей о поэте, принадлежащая Н. Недоброво) и одновременно задавала структуру фетовского мира, обозначала его опорные точки и направляющие линии.Что же такое фетовский мир? Это природа, увиденная вблизи, крупным планом, в подробностях, но в то же время чуть отстраненно, вне практической целесообразности, сквозь призму красоты. Это - мир, увиденный из усадебного окна, и усадьба как центр мироздания.

Тютчев вошёл в историю русской поэзии как замечательный мастер философской, пейзажной, любовной лирики. Но прежде всего в произведениях Тютчева выделяются философские мотивы, связанные с осмыслением человека и мира. Это напряжённые и глубокие раздумья над вечными тайнами жизни и смерти, связи человека и природы … Тютчев был романтиком и в своём творчестве выразил романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Человек – тайна, космос, бездна, океан, загадка, закон непостижимый единство противоположностей. Тютчев любит в природе её стихии, её тайны. Он создаёт загадочный облик природы. Если в природе его интересует проявление стихийных сил, то в человеке – его эмоциональная жизнь. Любовная лирика поэта тоже носит философско – романтический характер. Любовь понимается как “поединок роковой”, в котором гибнет любящее сердце. Тема любви стала одной из центральных в зрелой лирике Тютчева. Любовь для поэта – “и блаженство, и безнадёжность”, напряжённое трагическое чувство, несущее человеку и страдание и счастье, “поединок роковой” двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвящённых Елене Денисьевой. Исследователи выделяют в поэзии Тютчева особый цикл стихотворений, посвящённых Денисьевой. Это своеобразный роман в стихах. Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она диалогична: строится на сочетании двух голосов, присутствуют он и она. При этом её чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины. Лирический герой ощущает неспособность ответить ей столь сильным чувством. Он не способен подняться до её высоты и силы чувств. Художественный мир Тютчева представляет собой не целостную картину восприятия мира, а раздвоенную: противоречивость окружающего мира приводит к дисгармонии 2耀жду мятежным духом человека и окружающей действительностью. Поэтические образы обладают космической масштабностью: это жизнь, смерть, вечность и т. д. Поэт проводит параллели между состояниями души лирического героя и явлениями природы. В стихотворениях позднего периода творчества усиливается интерес поэта к психологической конкретности. Вот таким сложным и в то же время манящим к себе предстаёт перед нами мир Тютчевской поэзии. Сила его в том, что при всей своей кажущейся романтичности он глубоко реален. Поэт не поучает читателя, не навязывает свой взгляд, а приглашает к откровенному разговору о жизни, предлагает вместе искать истину.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.