Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Дошкольная педагогика как отрасль педагогики




Педагогика изначально формировалась как наука о воспитании и обучении детей. Само понятие педагогика предполагает присмотр за детьми, направление их на путь истинный и привитие им навыков взрослой жизни, передача жизненного опыта старшего поколения младшему. Однако со временем значение педагогики намного расширилось, теперь под педагогикой понимается передача практически любой полезной информации, как детям, так и взрослым. Как и любая другая наука, педагогика постоянно развивается, в ней создаются новые отрасли, открываются новые направления.

Педагогами, по сути, являются не только воспитатели яслей и детских садов, не только преподаватели школ и вузов, но и репетиторы, тренеры, наставники, преподаватели курсов повышения квалификации. Даже родители в некотором роде являются педагогами по отношению к своим собственным детям, и не только к детям, но и к соседям, друзьям и знакомым.

Общая педагогика является самой первой, фундаментальной, главной и основной отраслью педагогики, затрагивающей многие аспекты всех остальных отраслей. В ней рассматриваются цели, задачи, формы и методы, общие для всех отраслей педагогической науки. В систему общей педагогики входят теория и практика воспитания, обучения и образования. Изучение фундаментальных основ педагогики необходимо для понимания общих принципов этой науки и овладения ее базовыми знаниями и понятиями. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:
1) теория и практика обучения;
2) теория и практика воспитания;
3) теория организации и руководства системой образования.

Возрастная педагогика, которая включает в себя такие отдельные отрасли как ясельную, дошкольную, школьную и педагогику так называемого «третьего возраста», занимается изучением возрастных особенностей обучения и воспитания и неразрывно связана с возрастной психологией. Различные возрастные периоды развития человека требуют от педагога различных подходов, при этом важно учитывать не только собственно возрастные особенности организма, но и накопленный человеком жизненный опыт. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: пред дошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода.

Ясельная педагогика как составляющая возрастной педагогики направлена на изучение основных закономерностей развития детей младенческого возраста и связанных с этим особенностей их воспитания. Из всех отраслей педагогики ясельная педагогика является самой молодой наукой, получившей всеобщее признание в мировом сообществе сравнительно недавно. Тем не менее, значение этой отрасли в деле воспитания подрастающего поколения трудно переоценить, поскольку именно в младенческом возрасте происходит стремительное формирование головного мозга ребенка и построение нервной системы, являющихся основами для его дальнейшего развития. Отличительной особенностью этой отрасли является ее тесная взаимосвязь с другими науками естествознания, такими как психология, физиология и медицина. Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика рассматривает закономерности формирования и развития личности детей дошкольного возраста и связанных с ними особенностей обучения и воспитания детей в этот период. К настоящему времени сложились определенные международные стандарты, основанные на мировой теории и практике подготовки детей дошкольного возраста, сформировалась система подготовки педагогов дошкольного образования. Все учебно-воспитательные учреждения, независимо от их формы собственности, будь то государственные или частные, обязаны придерживаться теоретических основ и принципов, соблюдать единую для всех технологию воспитания и обучения. Однако при этом не исключается применение в этих учреждениях нетрадиционных, новаторских методов, направленных на повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы является самой богатой в научном плане отраслью педагогики, поскольку именно к этой отрасли были устремлены все научные исследования педагогов в течение тысячелетий. За это время в педагогике школы накоплен бесценный опыт всех предыдущих поколений в теории и практике обучения и воспитания в различные социально-экономические и политические периоды развития общества.

Введение в школьную практику стандартов единых государственных экзаменов наложило свой отпечаток на организацию процесса обучения. Прежние формы и методы оказались морально устаревшими, потребовалась полная перестройка школьной системы, в основу которой был положен принцип раннего профилирования учащихся еще на этапе начального обучения. Методика тестирования, получившая популярность в российских школах в конце советского периода, позволяла определить профессиональные наклонности учеников, их стремления и желания. Однако время выявило множество недостатков этой методики, что потребовало, в свою очередь, ее глобального пересмотра и дополнения. Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

В наше время появился новый стандарт школьных экзаменов и это потребовало полного перестраивания школьной программы с целью подготовки к их сдаче (речь, несомненно, идёт о ЕГЭ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.