Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Японский посланник поет дипломатические ноты




 

Странное зрелище открылось бы перед нами, если б вдруг мы оказались на дипломатическом приеме в каком-либо государстве древности, где происходила аудиенция японского посланника. Развернув верительные грамоты, дипломат, представлявший интересы Страны восходящего солнца, обращался к иностранному правительству не с речью, а... с пением. Поэтому в древней Японии выражение «дипломатическая нота» имело двойной смысл: это был и документ, и своеобразное музы­кальное произведение.

Трудно сказать, пел ли посланник соло или под аккомпанемент. Кто знает, может быть, его выход сопровождался игрой на «трескучем» гобое — национальном японском инструменте наподобие куритель­ной трубки, состоящем из морской раковины и мунд­штука.

Неведомо нам и другое: что именно пели японские посланники и как это фиксировалось на бумаге. Эта музыка неизвестна сегодня потому, что мы не знаем нотного письма[5], которым пользовались в древней Японии. Хотя, например, до нас дошла система нотной записи, принятая в другой стране древнего востока — Индии.

Здесь, на родине легендарных Нареды и Брахмы, нотное письмо возникло задолго до того, как оно было изобретено в Европе. Древнеиндийскими уче­ными была детально разработана весьма сложная теория музыки[6], во многом предвосхищавшая совре­менную. Достаточно сказать, что гамма тоже со­стояла из семи нот. Каждая нота, как считали инду­сы, отражала определенное состояние души.

В Индии опоэтизировалось все, что связано было с музыкой. Но даже зная это, не может не вызывать удивления яркая образность и цветистость языка, которым написаны крупнейшие теоретические труды древнеиндийских музыковедов. «Зеркало гамм и ме­лодий», «Море эффектов», «Восторг обществ» — вот некоторые названия трактатов о музыке. А в «Свя­щенной книге Нарайан» теория музыки излагается... в стихах — факт, по-видимому, единственный во всей истории музыки. В ней читатель мог найти главы о пении, пантомиме[7] и игре на инструменте, называемом вина. В Индии, как и повсюду в древнем мире — мы уже упоминали об этом,— музыка была нерасторжи­мо связана с пантомимой, поэзией, танцами. Характерно, что само слово «музыка» — по - индусски «сангит» — означает единство пения, инструментальной музыки и танца.

Своего рода антиподами цветистых, поэтических выражений, которыми излагались теоретические основы музыки древними индусами, были «заземлен­ные» (как мы увидим, и в переносном, и в букваль­ном смысле) музыкальные термины древних арабов.

«Длинная веревка», «короткая веревка», «затыч­ка», «гвоздик» — не правда ли, трудно предположить, что эти слова имеют какое-либо отношение к музыке? А между тем это названия древнейших арабских ритмов. Все они напоминают о принадлежностях, применявшихся при разбивке и снятии шатра. Ведь зарождение музыкальных традиций у арабов восходит к тем далеким временам, когда они были еще кочевниками.

Именно у них мы встречаем новшества, сыгравшие важную роль в истории музыки. Например, считается, что именно на арабском Востоке на струнных инструментах стали играть с помощью смычка. Одним из таких инструментов был ребаб (рабаб).

Так уж складывались музыкальные традиции древнего мира: у одних народов — арабов, индусов — наибольшее предпочтение отдавалось струнным инструментам; у других же особое распространение и развитие получили духовые и ударные. Чтобы познакомиться с некоторыми из них, перенесемся в другую страну древнего востока — Китай.

...Полутемное, с низким потолком помещение. В глубине, у стены с изображением предков, стоит «стол благоуханий». На нем — цветы, горящие свечи, сосуды с курящимися благовониями.

По обе стороны стола расположился небольшой ансамбль[8]. Слева, лицом к востоку, стоит исполнитель на литаврах, затем игрок на тау-ку — особом барабане, за ними — играющие на флейтах. Справа, всегда лицом к западу,— «ударяющий в колокол», рядом — игрок на флейте Пана и, наконец, музыкант, держащий в руках похожий на большой чайник инструмент — шэн. Звучит музыка. Неожиданно звуки обрываются, и все молча поворачиваются к «столу благоуханий». Проходит мгновение, другое... По знаку музыканта с шэном исполнители занимают прежнее положение, и снова раздаются звуки музыки...

А сейчас присмотримся к одному из инструментов — шэну. Несмотря на примитивную конструкцию

(шен изготовлялся из тыквы, в которую вставлялись разной длины бамбуковые трубки), он служил своего рода «первой скрипкой» — по нему настраивались остальные инструменты. Фактически шэн был одним из самых ранних предков органа, баяна, то есть одним из первых многозвучных духовых инструментов. Это позволяет предположить, что в то время, как почти повсюду в древнем мире, музыка была одноголосной[9], в древнекитайской музыке существовали уже элементы многоголосия[10].

Немало ценных достижений пришло в музыкальную культуру с древнего востока. Но страной, оказавшей решающее влияние на все последующее развитие искусства, стала Эллада, как называли свою страну древние греки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.