Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы получения образования




 

Форма получения образования – это способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ.

Закон РФ «Об образовании» определил, что образовательные программы могут осваиваться личностью (с учетом ее потребностей и возможностей) следующими способами:

• в образовательном учреждении – в формах очной, очно‑заочной (вечерней) и заочной;

• вне образовательного учреждения – в формах семейного образования, самообразования и экстерната.

Термин «семейное образование» означает организацию образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное или с помощью педагогов, работающих на договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей) обучающееся освоение общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении.

Порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования или в ее сочетании с другими формами устанавливается учредителем и (или) уставом ОУ.

Следует особо отметить, что ответственность за полноту и качество освоения несовершеннолетним обучающимся общеобразовательных программ несут его родители (законные представители) совместно с ОУ, осуществляющим соответствующий контроль.

Государственную (итоговую) аттестацию выпускников IX и XI (XII) классов и награждение наиболее отличившихся обучавшихся в форме семейного образования золотой (серебряной) медалью или похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» проводит ОУ в порядке, установленном федеральным органом управления образованием России.

Между родителями обучающегося в форме семейного образования и ОУ заключается договор об организации освоения соответствующих общеобразовательных программ, в котором в соответствии с пожеланием родителей или других законных представителей может быть предусмотрено:

– обеспечение ОУ педагогического руководства по освоению общеобразовательных программ;

– проведение индивидуальных занятий с обучающимися по всем или нескольким предметам учителями общеобразовательного учреждения;

– самостоятельное освоение обучающимся общеобразовательных программ;

– предоставление возможности обучающемуся выполнять практические и лабораторные работы, предусмотренные программой, на имеющемся в ОУ оборудовании;

– осуществление промежуточной (четвертной (триместровой), годовой) и государственной (итоговой) аттестации.

ОУ осуществляет оплату педагогам, привлекаемым им для работы с обучающимся в форме семейного образования, за фактическое количество проведенных занятий исходя из установленной ставки заработной платы учителя.

Для обеспечения прав граждан на выбор формы образования Минобрнауки России утвердило Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, в котором экстернат определяется как самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.

Правительством Российской Федерации установлены перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается. Например, направления подготовки специалистов: естественные науки и математика (физика, химия, биология, география и т. д.; гуманитарные и социально‑экономические науки (журналистика, некоторые виды искусства); образование; технические и сельскохозяйственные науки.

Правом получения высшего образования через экстернат пользуется любой гражданин, имеющий образование не ниже среднего (полного) общего или не ниже среднего профессионального.

Экстерну, поступившему в государственное муниципальное высшее учебное заведение, кроме студенческого билета и зачетной книжки установленного образца, выдается аттестационный план, примерные программы дисциплин, задания на курсовую работу, курсовой проект, реферат, контрольную работу, производственную преддипломную практику, дипломный проект, перечень лабораторных работ и другая учебно‑методическая документация, необходимая для освоения выбранной основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Лица, обучающиеся в вузах, не имеющих государственной аккредитации или успешно окончившие их, могут пройти текущую и итоговую государственную аттестацию в вузе, имеющем государственную аккредитацию, на условиях экстерната в порядке, установленном для получения высшего образования впервые.

Экстерны, ставшие студентами государственных, муниципальных вузов, вправе претендовать на ускоренное обучение при условии прохождения всех контрольных мероприятий, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для данного направления подготовки или специальности.

Аттестация экстернов подразделяется на текущую и итоговую.

Текущая аттестация включает следующие виды:

– прием экзаменов и зачетов по дисциплинам (части дисциплины), предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности;

– рецензирование контрольных и курсовых работ, курсовых проектов, рефератов, отчетов по производственной и преддипломной практикам;

– прием лабораторных, контрольных, курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике.

Итоговая аттестация включает:

– государственный экзамен;

– защиту дипломного проекта (работы).

Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах. Текущая аттестация в рамках одной дисциплины проводится в одном учебном заведении.

К текущей аттестации в рамках получения высшего образования впервые студент, осваивающий основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, допускается распоряжением ректора (проректора) вуза или декана факультета, где будет проводиться аттестация.

Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией в сроки, установленные для выпускников вуза, в котором студент допускается к итоговой государственной аттестации.

К итоговой аттестации студент, осваивающий основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, допускается по завершении всего комплекса текущей аттестации, т. е. при условии наличия в его деле не утративших срока действия аттестационных ведомостей, выданных только в вузе (вузах), имеющем государственную аккредитацию по всем дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности.

Студент, успешно прошедший текущую и итоговую аттестацию в форме экстерната, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения (на соответствующей ступени образования). Допускается сочетание различных форм получения образования.

Таким образом, Закон РФ «Об образовании» дает возможность личности, используя разные формы образования, освоить образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств исходя из ее потребности в образовании.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте взаимосвязь основных факторов развития системы образования и осуществляющейся модернизации российского образования.

2. Отразите ваше поступательное движение в рамках системы образования Российской Федерации в процессе взросления. На каком этапе вы выбрали путь вашего профессионального становления?

3. Какие, по вашему мнению, преобразования нужно осуществлять в системе образования и, в частности, в работе общеобразовательной школы, чтобы значительно повысить качество обучения и воспитания?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.