Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотнесение этапов познания и этапов овладения знаниями




Этап познания Сущность этапа Этап овладения знаниями
Живое созерцание (чувственное познание) Многообразие представлений об окружающем мире Формы: ощущение, восприятие, представление 1. постановка целей и задач 2. подготовка к восприятию 3. восприятие
Абстрактное мышление Овладение системой понятий Обобщение представлений, формирование взглядов и убеждений 4. осмысление 5. запоминание и закрепление
Практика   Закрепление знаний в реальной деятельности 6.применение знаний на практике 7. анализ и проверка 8. повторение, обобщение и систематизация

 

Мотивы учения школьников, их классификация. Пути формирования положительной мотивации

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (А.К.Маркова).

Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. «Деятельность без мотива не бывает», - подчёркивал А.Н. Леонтьев. К мотивам относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Потребность означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

Интерес - окрашенная положительными эмоциями потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Стимулы - внешние импульсы учения.

Мотивы и стимулы находятся в тесной связи, влияют друг на друга, переходят друг в друга.

Мотивация - процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов.

Мотивация концентрирует внимание ученика на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу. Мотивация способствует тому, что изучаемый материал становится для ученика личностно значимым.

Формирование мотивации – процесс длительный. А.К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации школьников.

1. Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания, объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворённость собой и учителем, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.

3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчленённые социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Классификация мотивов

В психолого - педагогической литературе обозначены разные подходы к классификации мотивов учения. Например, А.К. Маркова выделяет следующие группы мотивов: социальные, познавательные, эмоциональные.

Социальные Познавательные
- широкие социальные (долг, ответственность); -узкие социальные (позиционные) (занять определенную позицию в коллективе, получить признание); - мотивы сотрудничества - широкие познавательные (ориентация на обладание новыми знаниями); - учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний); - мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

 

Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса (например, широкие социальные мотивы более слабые по сравнению с учебно-познавательными).

 

Мотивы учения можно также подразделить на:

внешние внутренние
исходят от педагогов, родителей, класса, общества и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий, принуждений исходят от ученика, необходимо, чтобы ученик захотел что-то делать сам, внутренние побудительные силы
осознанные неосознанные
выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях
реальные мнимые
осознаваемы обучаемыми и учителям надуманные, иллюзорные

По отношению ученика к учению выделяют следующие мотивы:

ПоложительныеНейтральныеОтрицательные

(познавательное, ини- (бедность и узость

циативное отношение мотивов, слабая заинтересованность

к учению. Ответствен- в учении, нацеленность на оценку, не

ное, действенное). умение ставить цели преодолевать трудности,

нежелание учиться, отрицательное отношение

к школе, учителям).

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов является интерес.

Интерес (от лат. имеет значение, важно) - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.

Выделяют ступени формирования познавательного интереса:

1. Любопытство - первая ступень избирательного отношения, обусловленная чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Это связано с новизной ситуации, с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации.

2. Любознательность - характеризуется стремлением человека проникать за пределы увиденного, разрешить вдруг возникающую задачу в результате наблюдений или по мере разрешения прежних загадок, вставших на пути познания.

3. Познавательный интерес характеризуется творческой активностью, избирательной направленностью учебных предметов, мотиваций познания того или иного факта.

4. Теоретический интерес связан со стремлением к осмыслению сложных теоретических вопросов конкретной науки, использованием их как инструмента познания.

В обучении действуют множество интересов. "Весь вопрос в том, - писал Л.С.Выготский, - насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить т.п. Т.е., правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был, как должно направлен. Наконец, третий вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и возбуждает их интерес."

Среди путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

- увлеченное преподавание;

- новизну учебного материала;

- показ практического применения знаний;

- использование новых и нетрадиционных форм обучения;

- проблемное обучение;

- взаимообучение;

- тестирование знаний;

- показ достижений обучаемых;

- создание ситуаций успеха;

- соревнование;

- создание положительного микроклимата в классе;

- доверие к обучаемому;

- педагогический такт и мастерство педагога;

- отношение педагога к своему предмету.

Обучение младших школьников определяют и направляют различные мотивы. Они действуют сообща, но среди них один является главным, ведущим, остальные будут сопутствующими. Учителю необходимо выделить главный мотив и действовать, опираясь прежде всего на него.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.