Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы литературы ХХ в. Общая характеристика




В русской литературе с 90-х гг. XIX в. отражены те явления, которые свойственны периоду переходному от старой системы домонополистического капитализма к новому империалистическому укладу, те симптомы, которые появились в литературе передовых капиталистических стран (напр. во Франции) уже в 70—80-х гг. и которые обозначали начавшееся загнивание капитализма. Однако процессы, характерные вообще для империалистической эпохи, получают своеобразный вид в России, где капитализм носил в себе элементы докапиталистических отношений, где империализм имел военно-феодальный характер, был гораздо более грубым, средневековым. Военнофеодальный характер русского империализма, то обстоятельство, что «в России всесилие капитала сливалось с деспотизмом царизма (Сталин. Об основах ленинизма, «Вопросы ленинизма», изд. 10, 1935, стр. 4), вели к особой остроте и обнаженности классовых противоречий, незавуалированных политическими формами буржуазной демократии, к революционизированию крестьянства, угнетаемого пережитками крепостнических отношений, к особенно быстрому революционизированию рабочего класса, боровшегося как против капиталистической эксплоатации, так и против царизма. Этим определялось то обстоятельство, что Россия явилась самым слабым звеном в системе мирового капитализма. Вместе с тем происходил быстрый рост классового самосознания русского пролетариата, его превращение в авангард мирового революционного движения. Русский пролетариат выдвинул величайших вождей рабочего класса — Ленина, Сталина, — воспринявших и развивших революционную пролетарскую идеологию Маркса и Энгельса, а таким величайшим художником русского пролетариата, как М. Горький, еще до Великой социалистической революции были созданы замечательные образцы пролетарской литературы социалистического реализма. Созревание революции в условиях империалистической эпохи, в условиях военно-феодального империализма и быстрого роста рабочего класса, руководимого большевистской партией, выдвинуло гегемоном революции пролетариат. Вместе с тем перед буржуазно-демократической революцией, развивавшейся в 1905, вставала перспектива перерастания в революцию социалистическую, гениально раскрытая вождем пролетариата В. И. Лениным. Амплитуда общественной активности русской буржуазии, выраставшей под сенью протекционизма, политически дряблой и напуганной революционным размахом пролетариата, ограничивалась переходами от умеренной оппозиционности, от попыток воспользоваться плодами революционной борьбы пролетариата, попыток овладеть крестьянским движением — к прямой контрреволюционности в союзе с крепостничеством и царизмом. В империалистическую эпоху основная линия классового поведения дворянства, превращавшегося в аграрную фракцию буржуазии, определялась также нарастанием революционного движения пролетариата и крестьянства и заключалась в переходе от торможения капиталистического развития в сельском хозяйстве к помещичьей ломке полукрепостнических аграрных отношений, к расчистке для капитализма в сельском хозяйстве возможностей развития по прусскому пути. Этот второй (после 1861) шаг по пути к буржуазной монархии на основе укрепления прусского пути развития русского сельского хозяйства осуществлялся дворянством в блоке с промышленной буржуазией в целях ликвидации революционного движения. Половинчатые реформы, проводившиеся руками крепостников-феодалов, усилив капиталистическую диференциацию деревни, не разрешили поставленной задачи, не остановили революционизирования крестьянства, которое оказалось к 1917 союзником рабочего класса, союзником, более подготовленным, чем это было в 1905—1907. Основная линия развития литературы в эпоху империализма — это кризис, деградация и распад буржуазно-дворянского реализма, его натуралистическое перерождение и переход к антиреалистическому методу на одном полюсе — в литературе буржуазно-дворянской — и становление нового, социалистического реализма на другом полюсе — в литературе пролетарской. Литература идущего к господству революционного пролетариата стремится к наиболее широкому и углубленному познанию объективной действительности, литература нисходящих, становящихся все более реакционными общественных классов отражает действительность ущербно, ограниченно, вынуждена ее так или иначе деформировать, вуалировать. Восходящий пролетариат, в лице своих лучших художников, как М. Горький, Серафимович, Д. Бедный, закладывает основы подлинно народного искусства, означающего новую ступень в поступательном движении человеческой культуры. В то же время в условиях империалистической эпохи литература господствующих классов становится идеологией попятного движения, приобретает черты противокультурной направленности (отрицание науки, развенчание человека, воззвание к первичным инстинктам и т. д.), вступая в открытое противоречие с интересами широких масс и с освободительным революционным движением, лишается возможности создавать произведения народного значения. Вызванные условиями революционной ситуации лозунги о «всенародном» искусстве (в кругу символистов) носили демагогический характер, прикрывая искусство, по существу противонародное. Борьба против социализма сочетается с реакционной ревизией как идеологии русской революционной демократии и мелкобуржуазного радикализма, так и идеологии западной буржуазии эпохи «свободного» капитализма. Воинствующий идеализм империалистической эпохи ведет борьбу не только против воинствующего диалектического материализма пролетариата, но и против естественнонаучного материализма, позитивизма, рационализма, эмпиризма, атеизма и т. д.

Тема 1. Место ХХ века в истории западной культуры

ХХ век как культурологическое понятие. Границы ХХ века и его периодизация.

ХХ век как эпоха социально-политической и научно-технической революций, этап развития западной культуры нового времени. Общая характеристика двух основных периодов: «модернистского» (1910-е – 1940-е гг.) и «постмодернистского» (1950-е – 1990-е гг.). Типология явлений художественной культуры, методов и стилей в их динамике, определяющей этапы истории культуры ХХ века.

 

Рубеж веков. Идеология и культура декаданса. Мировая война 1914 года. Общий кризис основополагающих ценностей западной цивилизации. От переходной эпохи рубежа веков к ХХ веку. Ницшеанская идея смерти Бога и распад нравственных устоев, распространение нигилизма. Культура безверия как явление ХХ века. Проблема отчуждения.

Активные поиски идеала, попытки противопоставить распаду устойчивые положительные общественно-нравственные ценности.

Культура и революция, влияние на искусство программ совершенствования общества и человека. Социализм и искусство. Тоталитаризм и искусство.

Научно-техническая революция и художественная культура. Противоречивое влияние научно-технического прогресса: оптимизм, рожденный победами человеческого разума, и пессимизм, рожденный глобальными последствиями цивилизации для человека как личности и окружающей его природы.

Авангардизм. Утопия и антиутопия в художественном опыте ХХ века.

Развитие капитализма и формирование «потребительского» общества. Унификация сознания, возникновение «одномерного человека» как характерный признак современной эпохи. Проблема так называемой «массовой культуры» как важнейшей составной части «цивилизации потребления».

Возрастание роли и значения общечеловеческих ценностей, культурной традиции, олицетворяющей эти ценности. Личность как высочайшая ценность. Утверждение важнейших принципов гуманизма на новой основе. Личность в эстетике модернизма и в искусстве немодернистском. Обращение к мифу как форме закрепления извечного гуманистического опыта. Миф модернистский и немодернистский. Развитие, наряду с традиционными жанрами «жизнеподобной» литературы, литературы открыто условной, притчевой. Литература и философия. Влияние русской культуры. ХХ век как эпоха в оценках российских мыслителей и писателей (Н. Бердяев, А. Блок, М. Горький). Роль и значение духовных поисков классической русской литературы и ее художественного опыта (Толстой, Достоевский, Тургенев, Гоголь, Чехов). Влияние Чехова на зарубежный театр. Культура революционной России и Запада.Тема 2. Начало ХХ века: первая мировая война и литература «потерянного поколения Первая мировая война – важнейший рубеж в истории западной культуры. Осознание данного события как эпохального деятелями культуры различных стран. Понятие «потерянного поколения». Литература «потерянного поколения» как явление, рожденное под непосредственным воздействием первой мировой войны, но выходящее за рамки собственно «военной» литературы и «военной» темы. Ощущение исчерпанности прежнего, «старого» мира, резкая критика его социально-политических и идеологических основ «потерянным поколением», проявившаяся в творчестве писателей по обе стороны линии фронта (Р. Олдингтон, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк).

Тема 3. Модернизм как явление культуры ХХ века

Понятие «модернизма», его различные толкования.

Модернизм как идеологическое явление и культурологическое понятие, связанное с распадом буржуазного общества и кризисом мировоззренческих первооснов западной цивилизации.

«Модернизма» и «постмодернизма» как этапы в развитии культуры ХХ века.

Преемственность декаданса и модернизма. Модернизм как определенный творческий метод, связанный с нереалистическим отражением новых явлений социальной жизни и материального мира. Авангардизм и модернизм. Различные модернистские школы в литературе и искусстве (кубизм, дадаизм, сюрреализм).

Модернизм и метод «потока сознания». Философские корни метода «потока сознания» (У. Джеймс, З. Фрейд, К. Юнг, А. Бергсон). Миф в творчестве модернистов. Модернизм и реализма.

Тема 4. Марсель Пруст и модернизм

Общая характеристика жизни и творчества.

Роман «В поисках утраченного времени» как новый жанр «субъективной эпопеи», Пруст и Бальзак: история притяжения и отталкивания. Время и пространство в романе Пруста. Роль памяти и «потока сознания».

Связь метода Пруста с декадансом, импрессионизмом, с новыми веяниями в психологии, философии и искусств ХХ века.Влияние Пруста на дальнейшее развитие западной культуры.

Тема 6. Американский модернизм и Западная Европа

Запад как культурологическое понятие; Америка и Западная Европа – единое пространство западного мира.

Америка – историческое продолжение и одновременно отрицание западноевропейской культурной модели, образец буржуазного общества в наиболее чистом виде. Тема сопоставления Старого и Нового света как культурных моделей и типов мышления – одна из ключевых в американской литературе ХIХ – ХХ веков.

Кризис буржуазного сознания, острое неприятие «чисто» буржуазного американского общества и экспатриантство американских деятелей культуры (обратная эмиграция в Старый свет).

Связь экспатриантства с ранним этапом развития американского модернизма (Г. Стайн, Э. Паунд, Т.С. Элиот). Формалистские тенденции в американском модернизме. Консервативная критика современной промышленной цивилизации и англо-американский модернизм (Т. Хьюм, И. Бэббит, Т.С. Элиот, Э. Паунд).

 

Элиот как типологическая фигура англо-американского консерватизма и модернизма. Эволюция творчества Элиота. Экспатриантство и творчество американских писателей немодернистского склада.

Экспатриантство в середине ХХ века.Тема 7. Кафка, его последователи и модернизм

Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Культура австрийская и немецкая, связи и отталкивания. Творчество Кафки и «пражская школа». Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования. Кафка и экспрессионизм. Дневники, письма, их значение для художественного творчества Кафки. Своеобразие фантастики, «реальное чудесное» как способ раскрытия абсурдности мира. Приземленность ситуаций, обыденность персонажей, «жизнеподобие» невероятного («Процесс», «Замок»).

Новелла «Превращение» как классический образец «кафкианства». Идея тотальной отчужденности личности, абсолютизация зла, абстрагирование черт персонажа. Кафка об ответственности человека в выборе. Творчество Кафки и экзистенциализм. Кафка и Музиль. Социальная конкретизация абсурдной реальности, дешифровка кафкианства. «Человек без свойств» - сатирическое разоблачение бюрократического общества Австро-венгерской империи. Утопизм Музиля и самокритика индивидуалистического понимания свободы.

Значение творчества Кафки для развития сатирической, философской прозы, романа-антиутопии, жанра притчи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.