Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как управлять своим вниманием перед стартом В. А.Алексеев




Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях А. Ц. Пуни

Мотивы — это личностные побуждения, исходя из которых человек, в данном случае спортсмен, принимает решение уча­ствовать в соревновании, вести борьбу за достижение сорев­новательной цели. Но если целью определяется, что должен делать человек, к достижению чего он стремится, то мотивами характеризуют­ся причины этого стремления. Мотивы позволяют понять, по­чему именно ставятся те или иные цели, развивается неугаси­мое стремление к их достижению.

Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулиру­ющем интеллектуальные, моральные, волевые и физические уси­лия человека, связанные с достижением цели.

В последние десятилетия, особенно в зарубежных исследо­ваниях по психологии спортивной деятельности и в работах некоторых советских психологов, большое внимание уделяет­ся изучению «мотивации достижений». Основной смысл этих исследований сводится к выяснению ведущего из двух мотивов участия спортсменов в соревнова­нии: победить или избежать поражения.

Мотивы, как и цели, формируются, закрепляются, изменя­ются, угасают или актуализируются под влиянием объектив­ных условий жизни, деятельности, организованного процесса обучения и воспитания людей. Конечно, на протяжении многолетней тренировки и участия в соревнованиях у спортсменов создается определенная мотива­ция их деятельности, т. е. определенная совокупность мотивов, побуждающая вести соответствующий образ жизни, система­тически и упорно работать над собой, участвовать в бесчислен­ных соревнованиях.

И все же в процессе психологической подготовки к каждому соревнованию необходимо бывает из всей, подчас объемной со­вокупности мотивов, выбрать и актуализировать один или не­сколько наиболее значимых и адекватных цели именно данного соревнования. В ряде случаев возникает необходимость сфор­мировать и новый мотив, включив его в состав уже существую­щих и, тем самым, сообщив как бы новый, дополнительный сти­мул, активирующий силу такого могущественного психологи­ческого механизма регуляции соревновательной деятельности спортсмена или команды, каким является мотивация в единст­ве с целеосуществлением.

 

Конечно, разные виды спорта требуют развития различных видов внимания.

Высокая сосредоточенность перед началом движения необ­ходима в тяжелой атлетике, прыжках в воду, гимнастике, фи­гурном катании на коньках и других «технических» видах спор­та. А вот, скажем, футболисты должны владеть всеми видами внимания: и полностью сосредоточиваться, когда, например, на­до бить пенальти, и быстро переключаться с игрока на игрока и на мяч, когда идет атака на ворота соперника.

Способность предельно сосредоточиваться на том деле, кото­рым занимаешься в данный момент, необходимо систематиче­ски развивать. Для достижения успеха здесь требуется только од­но: регулярно тренировать концентрированное внимание. Чтобы оно стало устойчивым, его следует ежедневно укреплять с по­мощью специальных упражнений, вырабатывающих сосредо­точенность.

Но ведь сколько существует неинтересных дел, которыми тем не менее надо серьезно заниматься! В таких случаях реко­мендуется поступать следующим образом: прежде чем вклю­чаться в неинтересное дело, его необходимо сознательно свя­зать с такими мыслями и чувствами, которые всегда интересны, привлекательны. Например, студенту физкультурного инсти­тута надо учить биохимию, но заниматься ею нет никакого же­лания. Но если подумать о том, что, скажем, от особенностей углеводного обмена во многом зависят такие качества, как си­ла и выносливость, то человека, занимающегося спортом, этот предмет не может не заинтересовать.

Следует хорошо уяснить: перед каждым, а тем более неин­тересным, делом очень важно создать положительную установку на то, что заниматься этим делом будешь с большим внимани­ем, ибо чем внимание сосредоточеннее, тем выше КПД данного дела, тем меньше потребуется времени для его завершения. Ко­гда же внимание «мечется», продуктивность падает, а процент брака возрастает.

Кроме этого совета — относиться к каждому делу только как к интересному — полезно взять на вооружение и некоторые чис­то «технические» упражнения, способствующие развитию со­средоточенности. Суть их состоит в волевом удержании вни­мания на каком-либо предмете или явлении.

1. Надо взять секундомер или часы с секундной стрелкой и проследить за ее движением, не отрывая внимания, столько се­кунд, сколько удастся. Определив наибольшее время, в течение которого внима­ние смогло удержаться на секундной стрелке не отвлекаясь, надо постараться повторить периоды такого же сосредоточения 3-4 раза подряд, делая между каждой «попыткой» перерывы на 10-20 с. Такие упражнения полезно повторять несколько раз в день, особенно перед сном, когда мозг утомлен и ему трудно сосредоточиваться. 2. Еще Леонардо да Винчи советовал своим ученикам, вни­мательно рассмотрев какой-либо предмет, закрыть затем глаза и, не торопясь, представить его во всех деталях. После этого снова посмотреть на этот же предмет и проверить, насколько представление совпадает с оригиналом.

3. Предыдущее упражнение можно выполнять, привлекая
на помощь дыхание: рассматривая что-либо, делать медленный
вдох, как бы втягивая в свой мозг, в свою память то, на чем со­средоточено внимание, а на выдохе, еще более замедленном, за­крывать глаза и мысленно воспроизводить образ того предме­та или явления, которые только что были в фокусе внимания.

Для получения нужного результата в подавляющем боль­шинстве случаев необходимо предельно сосредоточить внима­ние не на самой цели, а на средствах ее достижения. Почему? По той простой причине, о которой шла речь выше: наше вни­мание не может быть одновременно и в равной степени скон­центрировано на двух объектах. Поэтому, если сосредоточить его на самой цели, то уходят из-под мыслительного контроля средства ее достижения. И результат, несмотря на большое же­лание, оказывается хуже, чем хотелось бы.

 

41. ОПТИМАЛЬНОЕ БОЕВОЕ СОСТОЯНИЕ (ОБС) складывается из трех компонентов: физического, эмо­ционального и мыслительного. В разных видах спорта и у раз­ных спортсменов «процентное соотношение» этих компонен­тов различно. По то­му, как они готовят себя к соревнованиям, их можно с извест­ной долей условности разделить на три группы.

Для первой группы спортсменов основная информация о готовности к соревновательной борьбе идет главным образом от физического аппарата: от мышц, суставов, от степени влажности кожи, от состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Спортсмены этой группы обретают высокую психиче­скую устойчивость и прочную уверенность в своих возможно­стях лишь после того, как почувствуют себя, очень хорошо в физическом и техническом отношении.

Используя весь арсенал физи­ческой и технической подготовки, тренер помогает спорт­смену обретать остальные компоненты ОБС — эмоциональный и мыслительный. С помощью физической разминки можно обрести и второй компонент ОБС — эмоциональный. А когда радостно на душе, то и голова начинает работать лучше. Так под­ключается третий компонент ОБС — мыслительный.

Для второй группы спортсменов самым главным при вхож­дении в ОБС является достижение оптимального уровня эмо­ционального возбуждения. Хорошее состояние физического компонента они рассматривают как само собой разумеющееся. Оптимальный уровень эмо­ционального возбуждения может с полным правом считаться стержнем ОБС у любого спортсмена.

Естественно, что у всех он разный и зависит от многих при­чин, в первую очередь от вида спорта и особенностей личности самого спортсмена. Но с чего бы ни начиналось вхождение в ОБС — с физического, эмоционального или мыслительного ком­понента — всегда в конечном результате все составные части ОБС будут вращаться, как вокруг оси, вокруг оптимального уровня эмоционального возбуждения.

Для третьей группы спортсменов в достижении ОБС очень важное значение имеет мыслительный компонент. На­пример, перед прыжком в воду, как бы ни были хорошо подго­товлены физический и эмоциональный компоненты, их должна венчать определенная, четко сформулированная мысль. Спорт­смен мысленно сосредоточивается на том опорном, главном эле­менте прыжка, который служит ключом ко всей комбинации. Без такой мыслительной процедуры прыжок, даже несложный, хорошо не получится.

Разделение спортсменов на три группы — по числу компо­нентов ОБС — весьма условно и нужно лишь для удобства ори­ентирования в таком сложном процессе, как сознательное вхо­ждение в ОБС. Конечно, большинство спортсменов опираются сразу на два или даже на все три компонента, причем использу­ют их в разной последовательности и, так сказать, в разном процентном соотношении. Так и должно быть! Ведь ОБС не по­стоянно, оно может и должно изменяться вместе с ростом спор­тивного мастерства.

 

42. Первый компонентфизический — это сово­купность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме, таких, как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность, расслабленность, чувство свободного, глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т. д. А подобные ощущения, как известно, полностью зависят от качества физи­ческой и технической подготовки спортсмена. Итак, чем луч­ше спортсмен подготовлен физически и технически, тем бога­че возможности физического компонента ОБС.

Каждый спортсмен должен хорошо знать телесные ощущения, составляющие физический компонент сво­его ОБС. Это чувство «взрывных мышц» у метателей, хлестко­сти удара у боксеров, ощущение легкости у прыгунов в воду, «растянутости» у гимнастов, «окаменелости» у стрелков по не­подвижным мишеням и т. д.

Важно всегда ориентировать себя на то хорошее, положительное, полезное, что возникает в процес­се приобретения спортивного опыта. И обязательно записы­вать в дневнике предельно точными словами эти ощущения, такими, как, например, записал нужное физическое качество («рука мгновенная, как молния») упомянутый выше копьеме­татель. Просматривая свой дневник непосредственно перед тренировками и особенно перед соревнованиями, спортсмен освежает в памяти все полезные, испытанные в прошлом физические ощущения. Записи помогут грамотно спланировать и правильно провести соответствующую размин­ку и тренировку.

Есть спортсмены, которые оценивают свою готовность к со­ревнованию, ориентируясь на чисто физические ощущения, возникающие в процессе разминки.

Практика подтверждает, что физический компонент — край­не существенная составная часть ОБС. Но только за счет одно­го, даже отличнейшего, физического самочувствия и техниче­ского мастерства успешно выступить, особенно на ответствен­ных соревнованиях, почти невозможно.

43. Второй компонент — эмоциональный. В спортивной прак­тике прочно утвердилось понятие «уровень эмоционального возбуждения». Этот уровень может быть высоким, низким, средним и т. д. Разнообразию же эмоций нет, пожалуй, преде­ла. А все это многообразие делится на две боль­шие группы (положительные и отрицательные).

Под уровнем эмоционального возбуждения понимает­ся определенная сила волнения, в котором находится человек. Если волнение велико, говорят об очень высоком уровне эмо­ционального возбуждения. Когда же наступает успокоение, констатируют, что уровень эмоционального возбуждения снизился, упал. Нетрудно заметить, что понятие об уровне эмо­ционального возбуждения позволяет ориентироваться в силе переживаний человека, в частности в спортивной практике.

Очень важно хорошо усвоить следующее: спортивная дея­тельность будет успешной, если она протекает на фоне опти­мального для данной деятельности уровня эмоционального возбуждения. Об этом крайне существенном моменте почему-то часто забывают. Во всяком случае, лишь редкие спортсмены сознательно вызывают у себя тот уровень эмоционального воз­буждения, который оптимален для очередной тренировки или наступающего соревнования.

Как же измерить уровень эмоционального возбуждения?- Подсчет частоты пульса. Подсчет ЧСС служит очень хоро­шим и удобным методом объективной оценки уровня эмоцио­нального возбуждения, особенно в тех видах спорта, где психи­ческая напряженность стоит на первом месте.

44. Третий компонентмыслительный. Понятие «мысли­тельный» применяется здесь несколько условно, так как и фи­зический и эмоциональный компоненты ОБС в той или иной степени всегда связаны с мыслительными процессами. Напри­мер, такие физические чувства, как «свежесть мышц», их спо­собность «взорваться», — не только физические, но и эмоцио­нальные и мыслительные.

Что же наиболее характерно для спортсменов, не имеющих четкой программы действий? Они могут вести себя по-разно­му, но тем не менее у всех у них есть одно общее — недостаточная собранность на решении той конкретной задачи, которая стоит перед ними в данный момент. Их мысли, а вместе с ними и чувства, что назы­вается, «разбросаны».

Эта психическая дисгармония может про­явиться не только при оптимальном уровне эмоционального возбуждения. Гораздо чаще она возникает на фоне как пере­возбужденного, так и апатичного состояния. Но предполо­жим, что задача, которую надо решить на предстоящем высту­плении, хорошо осмыслена и четко сформулирована. Достаточ­но ли этого для успеха? Еще нет! Теперь нужно суметь полно­стью сосредоточиться на ней. А вернее, на тех элементах, на тех опорных пунктах, от которых зависит успешное решение по­ставленной задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.