Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории субъекта и объекта познания. Активная роль субъекта в познании




Понятие знания. Типы знаний.

 

Знание есть результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики. Это отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это есть также процесс понимания, представляющий постижение глубинных смыслов человеческого бытия (социальной реальности и отд. людей); это и оценки, позволяющие выразить ценностные характеристики явлений действительности. Знание неотделимо от способности человека использовать его в ходе своей деятельности. Все это свидетельствует о том, что знание человека, его развитие включает в себя постановку и решение проблем. Знание носит многоуровневый характер, что служит выражением сложности как самого познаваемого мира, так и отношения человека к этому миру. Знание, прежде всего, предстает в виде чувственного и рационального. Это не только мышление, но и чувственное восприятие и представления. Они связаны у человека с логическими понятиями и носят осмысленный характер.

Типы знаний. Выделяют знания вненаучные и научные; последние подразделяются на эмпирические и теоретические. В первом случае воспроизводятся эмпирические отношения, во втором – внутренние связи, закономерности. Существуют разнообразные виды и вненаучного знания. Сюда относятся донаучное (мифологическое, религиозное) и обыденное (житейское) знание. Категория «знание» выражает особенности художественных образцов, нравственных, правовых, политических принципов и идей и даже религиозных догм. Все это есть знание, различающееся по своим формам, содержанию, а также по степени достоверности.

Диалект. материализм трактует знание как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. При этом сущность знания раскрывается здесь через общественно-историческую обусловленность чел. деятельности. Человек в контексте реальных общест. отношений приступает к познанию, обладая «готовым», исторически выработанным и преемственно накопленным понятийным аппаратом. В знании осущ-ся перевод разрозненных представлений в теоретически обобщенную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей чел. деят-ти.

 

В теории познания субъект – это источник познавательной активности, объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Данные категории являются парными – без субъекта нет и объекта. Так, до открытия электрона в конце 19 века он не являлся объектом познавательной деятельности, хотя он, конечно, существовал вне сознания всегда, был частью объективной реальности. Отсюда следует, что «объект» и «объективная реальность» – несовпадающие понятия. Под объектом в гносеологии следует понимать не просто любой фрагмент объективной реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта и который становится предметом его теоретических размышлений и практических воздействий.

Объектом могут выступать не только материальные системы, но и духовные явления. Для одного человека (напр., психолога) объектом может становиться сознание др. человека, хотя оно и оказывается не материально-вещественным по своей сути, а психическим.

Субъектом является, прежде всего, индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, способностью оперировать самыми общими абстракциями. Но субъект – не только индивид; это – и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества вкл-ся приборы и методы, посредством к-рых происходит познание (при этом сами по себе они субъектами не являются).

Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества не может быть никакого познания. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную активность индивидуальных субъектов.

В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Фейербах отмечал: для себя «Я» – субъект, а для других объект; словом «Я» являюсь субъектом и объектом. Но не только в этом плане «Я» оказывается объектом. В условиях, когда мои ощущения, мои эмоции или практические действия становятся объектом моего же мышления, они и будут в данном случае подлинными «объектами». Мое сознание, становясь предметом моих же размышлений, оказывается тоже (в конкретных пределах) объектом для меня (в данном отношении мы будем иметь дело с самосознанием). Т. обр., в качестве субъекта выступают не только индивид, но и некоторые мыслительные активности, находящиеся внутри его же сознания. Субъект является активной стороной познания, он в каком-то смысле и «порождает объект», точнее, превращает предмет в объект своей деятельности. В той мере, в какой без субъекта нет объекта, верно и обратное: без объекта нет субъекта, ибо любая деятельность субъекта всегда предметна. В терминах субъекта и объекта познание выступает как процесс активного освоения субъектом объекта, результатом чего является знание. В ходе практического взаимодействия меняется как объект, так и субъект деятельности; через эволюцию практической деятельности осуществляется прогресс человека и общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.