Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Аристотеля о причинах, о материи и форме




Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании.

До конца 5 в до Р.Х. основным типом древнегреческой философии был материализм.

Платон (427-347 до Р.Х., Афины, настоящее имя Аристокл) был противником афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах южной Италии и Сицилии он продолжил знакомство с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г он вернулся в Афины и основал школу (академия).

По-видимому, свою литературную деятельность начал с небольших диалогов по вопросам этики. В зрелый период им был написан трактат Государство, затем диалоги Пир, Теэтет, Федон. К поздним работам относится диалог «Законы»

Философской учение Платона охватывает широкий круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитании искусстве.

Мир чувств вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувствам вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

Так как чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя и пространство (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращая их во множество частных вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности).

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

Материю сотворил демиург - творец, чистый разум.

В центре космологии учение о мировой душе. Душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Вид познания зависит от различия познаваемых вещей. Достоверное познание (воспоминание) - только об истинно сущих видах - идеях. О чувственных вещах и явлениях возможно лишь вероятное мнение. Тут не понятно, что есть истина. Между идеями и чувственными вещами - математические понятия, доступные рассудочному познанию.

Метод познания - диалектика. Два пути - восхождение по обобщению понятий вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это касается только идей, но не чувственных единичных вещей. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания.

Бытие, когда оно рассматривается само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же при рассмотрении по отношению к иному содержит в себе различия, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по Платона, искусство диалектики.

В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Космология - в центре земля, вокруг планеты и звезды, которые движутся благодаря их собственным душам.

Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной (страсть) и вожделеющей, которые создаются низшими богами.

Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Так как люди не могут личными усилиями приблизится к совершенству, то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.

Разумной части должен соответствовать разряд правителей-философов, эффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.

Правители - философы, необходимо специальное воспитание. Правят с 50-60 лет. Воины - общежитие для искоренения чувства зависти. Ремесленники - воспитание умеренности и самоограничения. Первая в истории человечества теория идеального государства. Три формы - монархия, аристократия и демократия, причем любая в двух видах - законная или незаконная (насильственная). Первый вид предпочтительнее.

Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной собственности, а также учение об общности жен и государственного воспитании детей.

Аристотель (384-322 до Р.Х.) родился во Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра.

Основатель собственно научной философии. В его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии.

В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - Ликей.

До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля его сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания. Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

Эти критические введения представляют базовую ценность. Критика Платоновской теории «идей».

Учение Аристотеля - объективный идеализм. Оно сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что он отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей.

3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. Платоновское учение о сущности идей, независимых по отношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например человека и кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящееся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна - третья - идея.

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платона лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально.

В философии различал: теоретическую часть - учение о бытие, его частях, причинах и началах; практическую - о человеческой деятельности; поэтическую - о творчестве. Предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие.

Признавал 4 причины: материя, или пассивная возможность становления; форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как возможность; начало движения; цель.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой ее сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только еще самая возможность ее оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть ее материя, а материя вещи не есть ее эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. 3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так, или иначе, отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни ее форма, ни ее материя, ни ее причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной. 3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. В пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти таким ооразом становятся текучими.

Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. Источник движения - бог, неподвижный перводвигатель.

Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная – живая обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения 3) разумная - присуща человеку, познает и думает.

Теория познания. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а ощущения предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. Они связаны. Опыт не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность мысли.

Логика (аналитика) по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Аристотель главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. На первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращает мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на все бытие и даже на бога.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен управлять людьми такими, какие они есть. Заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.