Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское понятие материи и его методологическое значение. Современ наука о сложной системной орг-ии матер-ого мира




Объектив мир сущ как непреходящее единство вне и независ от воли и сознания чел. Предметы природы и идеал продукты (мысли, идеи), прир и общ-во, различ индивиды сходны в том, что они сущ, притом не только в их различ, но и в рамках совокуп, единого сущ-ия мира. Но единство мира сост не в его бытии, хотя оно- предпосылка его единства, а в его матер-ти. Материя- фил категор для обознач объектив реал, кот дана чел в его ощущениях. Материя - бесконечное множество вечно сущ-щих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отнош и форм движ-я. Она включ в себя не только все непосредственно наблюд тела и объекты, но и все те, что в принципе м.б. познаны в будущем. Весь окруж нас мир представ собой движ материю в ее бесконечно разнообр-х формах и проявл-х, со всеми ее св-ми, связями, отнош-ми. В матер фил материя опред-ся как субстанция (основа) всех вещей и явлений в природе. Этот взгляд противостоит религиозно-идеалистич поним мира, приним-му в кач субстанции божеств волю, абсолют дух, чел сознание. В матер фил субстанция часто поним как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктур элементам, кот отождеств с недели­мыми атомами. Предметы могут возникать и исчезать, но субстанция несотворима и неуничтожима, всегда ста­бильна в своей сущности, меняются лишь конкретные формы ее бытия. Именно материя явл субстан­цией всех реально сущ в мире связей, св-в и форм движения. Никакое св-во и форма движ не могут сущ сами по себе, они всегда присущи опред матер образованиям, кот явл их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказ эквив понятию всеобщ матер-го субстрата. Признание субстанц-ти и абсолют-ти материи эквив принципу матер-го единства мира. Но сама материя сущ в виде бесконеч многообраз конкрет образ-й и систем. Каждый матер объект облад неисчерп многообраз-м структур связей, способен к внутр измен, превращ в качественно др формы материи: т.е. субстанция тоже относительна. Мате­р объекты всегда облад внутр упоряд-стью и систем организацией. Уп-сть проявл в закономер­ движ-и и взаимодействии всех элем-ов материи, благодаря кот они объед в системы. Известны след типы матер систем и соответ-ие им структур уровни материи: элементар частицы и поля, атомы, молекулы, микроскопи­ч тела различных размеров, геологические системы, Земля и др планеты, звезды, внутригалактические системы, Галактика, сис­тема галактик, метагалактика. На Земле известны живая и соц-организов материи. Их возник-ие - рез-т естеств и закономер саморазвития материи, кот явл ее св-вом, столь же неотделимым как упоряд-сть и движение. Живая материя - вся совокупность организмов, способных к самовоспро-ву с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации. Соц-организ-я материя - высшая форма развития жизни, совокуп мыслящих и сознат преобраз действит-ть индивидуумов и обществ различных уровней. На более ранних этапах развития фил материя отождеств с опред конкрет ее видами (с вещ-вом, атомами, с массой). В мире может сущ и множество др, неизвестных нам еще видов материи с необычными специфич св-ми, но все они - эл-ты объектив реальности, сущ-ей независ от нашего сознания. Матер единство мира проявл во взаим связи всех структур уровней материи, во взаимосвязи эл-ов микро- и мегамира. Она находит свое выраж и в наличии у материи комплекса универс св-в: ее несотворим и неуничтожаемость, вечность сущ во времени и бесконеч в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Методологич знач: диалектико-матер-ое поним материи имеет важное знач для естествозн-я и для обществ наук. Оно явл предпосылкой для последоват разработки матер поним истории, позволяет р/м обществ. жизнь как функц-ие и развит-е слож матер системы чел общ-ва, кот включ и духов процессы.[сознание – высшая форма материи] Для современного естествознания субстанция - только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления.

Первоначально поле понималось как окружающее какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки которого можно определить величину и направление силы взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут вещества) Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоятельная реальность, т. е. новый вид материи, основным свойством которого является непрерывность.

Все это привело к философскому кризису - “Материя исчезла”. Этот кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Изменение массы электрона при изменении условий поля или скорости, ядерные реакции - превращение вещества в энергию.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Некоторые предали при этом материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Диалектико-материалистическое понятие материи. Необходимо было освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием вещества. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафизическое представление о ней. Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.”

С т зр совр науки основ формы М — это: 1) системы неживой природы (элем частицы и поля, атомы, молекулы, косм системы различ-х порядков), 2) биологич системы (вся биосфера от чел до микроорг-ов), 3) социально организованные системы (чел, общ-во). Но М не сводится только к этим формам, т к в беск мире сущ-ют и качественно иные виды М, такие как кварки, др возможные микрообъекты в стр-ре элем частиц. Было бы неправильно отождествлять фил-кую категорию М с конкр физич или химич представлениями о М, т к последние не охватывают всего беск-го многообразия реально сущ-их видов М. Точно так же ошибочно отожд-ть М с к-л ее конкр св-вом, напр с массой, энергией, простр-вом и т п, т к М обладает неисчерпаемым многообразием различ св-в.

Также: понимание материи как «мертвое вещество» в притивоположность духу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.