Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие научного метода и методологии. Основные методы эмпирического и теоретического познания




Метод (букв «путь к чему-либо») — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деят-ть. М как ср-во познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно-обоснованных методов явл-ся существ-ным условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В основе всех М познания лежат объективные законы действ-ти. Методология - учение о способах построения и развития систем знаний (конретная последовательность приемов (методов) получения знаний): 1) сов-ть познавательных ср-ств, методов, приемов, используемых в к-л науке, 2) область знаний, изучающая сред-ва, предпосылки и принципы организации познав-ой и практ-ки-преобразующей деят-ти. Это учение развилось в связи с необходимостью систематической выработки знаний, познания природы, общества и человека. Общая идея методологии: всю познавательную деятельность (процесс) надо разложить на элементарные шаги и обосновать условия перехода от одного шага к другому. Развилась методология в Новое время. К ранним методам относят: индуктивный метод Бэкона, аналитический метод Декарта. Также анализ помех познанию (идолы Бэкона). Основное отличие современной методологии от ранней: классическая методология считала, что можно найти универсальный метод, а современная считает, что способ изучение зависит от объекта и цели познания (=> необходимо разрабатывать разные методы и границы их применения).

Уровни методологии: всеобщие методы как абстрактные принципы мышления, общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия), общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, мат моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы), конкретно-научные методы, методики – способы реализации методов.

Так М науки изучает научные знания и научную деят-ть. В науке различают эмпирич и теоретич уровни исследования. Эмп иссл-ие направлено непосред-но на изучаемый объект и реал-ся посредством наблюдения и эксперим-та. Теоретич иссл-ие концентр-ся вокруг обобщающих идей, гипотез, законов. Данные как эмп, так и теор иссл-ия фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирич и теор термины. Эмпир термины входят в высказывания, истинность которых может быть проверена в экспер-те. Истинность высказ-ий, содержащих теор термины, невозм-но установить эксперим-но. Осн способы эмпир иссл-ия: эксперимент — есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Постаноке экспер-та предшествует подготовит-ая работа. Разраб-ся программа эксп-та; изготавл-ся необх приборы, измер-ая аппар-ра; уточняется теория, которая выступает в кач-ве необх-го инструм-рия экспер-та. Сотавляющими экспер-та явл-ся: экпер-тор, изучаемое явление, приборы. Задача исслед-ля в том, чтобы объяснить поведение объекта во всевозм-ных ситуациях. Наблюдение — особый целостностный способ изучения явлений. Оно м.б. непосредств и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Различие между Э и Н свод-ся к одному пункту: в Э его условиями управляют, а в Н процессы предоставлены естественному ходу событий. Модельное экпериментирование — когда экперим-руют не над оригрналом, а над его моделью, т е над др сущностью, похожей на оригинал. Постановка проблемы и программа исследования. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема — это вопрос, с к-ого мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

Гипотеза. Ни одна научная теория не родилась в готовом виде. Сначала она существовала как гипотеза. При этом сама гипотеза возникает не сразу, она проходит определенные стадии формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюдения новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В результате формируется сама гипотеза как наиболее вероятное предположение. Гипотеза есть предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Обоснование и доказательство гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установленными новыми фактами и теми фактами, которые могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснование гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидении новых. Гипотеза выступает как обобщение имеющегося знания. Но она принципиально носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы определяется уровнем ее вероятности.

Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. Теория может меняться путем включения в нее новых идей, фактов и гипотез. Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие существенные моменты: исходную эмпирическую основу (факты, данные эксперимента); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теории правила логических выводов и доказательств; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами; законы наук, а также предвидение. Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.Приемы научного мышления.1) Анализ и синтез. Анализ есть разложение на части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования, синтез - рассмотрение способа связей и отношений частей. Порождают в каждой области специальные методы.2)Абстрагирование и идеализация. Общенаучный прием. Это временное мысленное вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас. Отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или прямой. Сложный вопрос, дает ли этот метод и каким способом верное представление о действительности? Как он вообще может работать? Здесь же возникает общее понятие о классе предметов. В ходе идеализации кроме абстрагирования еще прием введения новых свойств в объект.3)Индукция, дедукция, аналогия. Индукция характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез, не дает достоверного знания, наводит на мысль. При этом существует и отдельные строгие формы индукции как математическая. Дедукция выводит их общих теорем специальные выводы. Дает достоверное знание, если верна посылка. Аналогия - выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании его сходства с уже изученным. Требует дальнейшего обоснования. 4)Моделирование. Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не полностью схожими. Позволяет получать выводы об оригинале на основании изучения модели. При этом возможно предметное, физическое, математическое, знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида модели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.