Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология. Человек как проблема философии




Наиболее важный вопрос о сущности человека: 1) теоцентризм, 2) натуроцентризм, 3) социоцентризм {все эти подходы имеют варианты разделений - рационализм (на 1-ое место ставиться разум) и иррационализм (другие психические особенности) – связаны с существованием более важной, внешней по отношению к человеку реальности}, 4)антропоцентризм=самосознание, с точки зрения сущности и существования.

Личность и индивидуальность. Индивидуальность человек обладает от рождения, а личностью становится в процессе общественной жизни. Уровни личности: когнитивный=знания и познавательные навыки, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационный. Физическая и психическая автономность. Признаки созревшей личности.

Другая важная проблема антропологии – проблема смысла жизни. Традиционные решения: нет смысла, служение чему-то высшему по отношению к человеку, в правильном проживании=смысл жизни в ней самой.

Философская антропология. Философская концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого – ключ к ее тайнам. Вспомнить, что мы есть тоже природа. Единство с космосом и зависимость от ритмов. Недостаток в том, что недооценивается сознание человека, его способность преодолевать природную энергию. Антропология биологизирует человека, вяжет по рукам его историческую волю. Идеализм в понимании истории. Общественные явления лишены человеческого участия. Объективный мир – нечто произвольное от человека.

XX век – метафизическое положение человека (Шелер – основатель философской антропологии) в мире и космосе. Вопросы: случайно ли появление человека на земле, возможны ли другие цивилизации, существует ли внечеловеческий разум, каков смысл человеческого существования. Новая философия, требующая от человека нравственного порядка. Отношение человека к космосу, который поглощает его. Переживание ценностного мира – космический акт. В космосе заложена трагичность, эсхатология - Шелер. Материализм – рождение человека как эволюционный процесс (труд, деятельность, потребности). Идеализм – от религиозной концепции до возможности существования межгалактического разума. Человеческий разум зависит от этого Разума. Мозг человеческий концентрируется из пыли Разума и формируется в виде сознания. Кометы принесли на Землю жизнь. Абиогенез – зарождение живого из неживого. Самопроизвольные процессы по законам охлаждающихся систем после Большого взрыва. Нарушение симметрии. Запланированный результат космической эволюции.

Тейяр – энергия произвела на свет существо духовного порядка. Концентрация психической энергии во вселенной дала возникновение – «преджизни» (литосфера), «жизни» (биосфера), «мысли» (ноосфера), «сверхжизни» (точка Омега). – из Омеги и регулируется вся Вселенная. Человек включен в процесс совершенствования всего мира. Влияние на все. Омега – объединение душ вселенной.

Обстоятельства спокойного положения Солнечной системы в Галактике – и поэтому в этом относительно небольшом периоде покоя – могла зародиться жизнь.

Во многом жизнь меняется за счет деятельности человека, так как он обладает активным сознанием. Жизнь на Земле контролируется человечеством, может контролироваться.

Смысл Вселенной – в некоем коде, который развивается и хранит всю информацию об истории Вселенной.

Итог в современном понимании: 1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность. 2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Дух - мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным. 3. Человек есть единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено в каждой конкретной личности. 4. Человек -существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное. 5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.

Современные проблемы человека. Человек в современном обществе. Ускорение темпа жизни и информатизации общ. Может ли мозг человека адаптироваться в этих условиях? Проблема переэксплуатации интеллекта. Есть ли ему предел? Реализации возможностей интеллекта, наращивание и качественное улучшение системы образования.

Нравственные проблемы перед человеком, как понимание сущности и времени, смерти и рождения. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема - когда можно говорить о жизни нового человеческого существа? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации - повышение процента олигофреничных и аутентичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему - если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добрые и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас? Создалось общество потребления, общество массовой культуры. Хорошо это или плохо? Исследование этого феномена чел сознания. Проблема чел ценностей и их изменения в процессе развития. Гуманизация ценностей, существуют ли общечеловеческие ценности? Проблема расизма, апартеида, геноцида, сионизма и связанные с этим теории расовой дискриминации.

Человек - это индивид. Сущность человека связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Человек - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств.

Проблема сущности и существования в философском учении о человеке.

Проблема сущности человека находится в центре философских учений о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение предмета и без этого невозможно вести разговор о его сущности, функциях, значении. В истории антропологии сущность человека, его отличие от животных объясняли, используя такие специфические качества, как плоское ногти, улыбка, ум, религия. При этом сущность человека пытаются определить, исходя не из самого человека, а из внешних признаков, отличающих его от ближайшего вида, то есть как бы со стороны. Однако с методологической стороны это о подход не правомочен, так как сущность любого предмета определяется способом бытия этого предмета, внутренними законами его существования. К тому же не все отличительные особенности человека являются существенными.

Такой субстанцией, отличающей человека от всего другого, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. Именно она лежит в основе сущности человека, при этом занимаясь трудовой деятельностью, человек не может не вступать прямо или опосредовано в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства развиваются и общественные отношения. Собственное развитие индивида происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений.

При этом речь идет именно о совокупности общественных отношений: материальных и духовных, идеологических, настоящих и прошлых. То есть понимать человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку разумному, экономическому или играющему. Он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общественных отношений и выражает этим свою социальную сущность. Кроме того, человек - дитя истории, он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего человеческого рода, частью которого он является.

Кроме того, он и творец этих отношений и общества. Оказывается и субъектом, и объектом общественных отношений. Тождество и единство субъекта и объекта. Человек - это микрообщество, а общество - это человек в его общественных отношениях. Социально-деятельная сущность человека. Вне социального отношения и общения как формы их реализации человек не может стать человеком. Но человек не сводим к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. Сущность - общая характеристика рода, а существование каждого индивида индивидуально. Это есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Единство трех основных начал: биологического, социального и психологического, то есть биопсихосоциальный феномен. Уничтожив хоть один из этих факторов, мы уничтожим человека.

Наиболее полное выражение проблема существования нашла в экзистенционализме. Трактуется как человеческое бытие, соотнесенное с трансцендентной реальностью, выходом за рамки индивидуально-реального мира. Конечность существования задана первоначально. В существовании живут вместе, но умирают в одиночку. Индивидуальное и общественное рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в конфликте. Подлинное существование - индивидуальное бытие личности, ее свобода. Неподлинное бытие - бытие в обществе. Это позиция экзистенционалистов.

При этом надо помнить, что чел не может формироваться как личность без общества. Само существование человека невозможно вне системы общественных отношений, а его сущность невозможна без существования. При этом само существование невозможно без сущности. Она присутствует в развивающемся существовании в виде семени, а не в качестве неизвестно откуда взявшегося плода.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.