Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атомистический матер-зм Демокрита в европ ф-фии и науке




Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего, будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомистов явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе, каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель атомистики - Левкипп (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.

Продолжатель атомистики - Демокрит (460 -370 до н.э.). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Демокрита, охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этикета, политики, педагогики, теоретических искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец рабовладельческой демократии.

Исходное положение атомистической системы - существование атомов и пустоты, образующих своим бесконечным многообразием соединений все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так, атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувственном наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. “Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота. ” Однако Демокрит не отрицает реальность чувственно воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому, Демокрит не согласен с тем, что чувственное восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соответствуют по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущении возникает образ предмета, соответствующий самому предмету. Т. о. уже в ощущении мы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства вещей постигаются умом, и это познание также м. б. достоверным.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем... Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Эпикурейство - философское направление, основанное известным древнегреческим материалистом Эпикуром (341 - 270 гг. до н.э.), а в римской империи представленное Лукрецием Каром (ок. 99 - 55 гг. до н. э.). Главное в его учении - этика поведения, приводящего к счастью отдельного индивида.

Этика Эпикура основана на атомистической натурфилософии и материалистическом сенсуализме: реальным является лишь бытие отдельных атомов, а все их образования (вещи, космос) - вторичны, сцепления атомов, истинно то, что мы ощущаем, только ощущения не обманывают.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедоническая (от греч. гедоне - удовольствие); удовольствию эпикурейство придавало значение цели жизни. Но это не чувственное удовольствие, не грубое животное наслаждение, а состояние духовной стабильности (атараксии), которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти. Душа человека, по Эпикуру, умирает вместе с телом, т. к. она, как и тело, состоит из атомов. Смерти не следует бояться, говорил он, ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит, смерти нет ни для живых, ни для мертвых.

Оригинальны и суждения Эпикура о потребностях и желаниях людей. Есть три вида желаний:

1. естественные и необходимые для жизни;

2. естественные, но для жизни не необходимые;

3. не необходимые для жизни и не естественные.

Мудрец стремится только к первым и воздерживается от остальных. Результат такого воздержания - полная безмятежность, которая и есть счастье философа. Эпикуру приписывают правило “живи скрыто”, т.е. в тесном кругу близких друзей, не участвуя в шумной и государственной жизни.

Учение Эпикура было последствием великой материалистической школы древнегреческой философии.

Атомисты подтвердили невозм-ть сущест-я небытия и то, что нечто появл. как соединение того, что уже есть, а исчезает в сл. распада. Речь о “бесконечном числе тел невидимых по причине их малости”. Эти тела неделимы поэтому они “атомы”(т.е. по греч то что неделится). Все вместе атомы (невозникающие, неразрушимые, неизменные) образуют бытие в его полноте, различны между собой лишь по форме. Атомы Демокрита т. о. ничто иное как разбитое на бесконеч. множество Бытие- Единое элиатов. Для соврем. чел. атом связан со значением постгалилеевской физики. Атом Демокрита связан с греч мыслью. Речь об атоме- форме с указанием на форму как источник, т.е. неделимую форму. Атомы отличны не только фигурой, но порядком и расположением и в этом смысле они бесконечно варьируемы. Атом есть форма умопостигаемая, зримая для интелекта. Ясно, что атом мыслимый как полнота бытия, предполагает и пустоту(т.е.небыте). без пустоты атомы-формы были бы лишены различий и движения. Атомисты пытались преодолеть апории элиатов, спасая одноврем “истину” и “мнение”. Понимание истины дают атомы, различия между кот. обусловлены геометрико- механич детерминациями и пустотой, явления и их различия истолковываются из столкновения атомов меж собой. Различ 3 формы движения в первонач атомизме: а) первое движ-е д. было быть хаотическим(как пыль в солнечных лучах), б) затем движ-е вихреобразное, побуждающее похожие атомы соед-ся, а различные разъед-ся, в рез-те чего рождается мир, в) движ-е атомов, образующих испарения вещей(сложеных из атомов)(напр, запахи). Коль скоро атомы бесконечны, что бесконечны также и миры, из них образованные, различные, в то же время они индентичны, т.к из беконечно возможных комбинаций осуществлена лишь одна. Все миры рождаются, развиваются и разрушаются, чб. дать источник др. мирам. Это происходит циклообразно, бесконечно. Атомисты вошли в историю фил-ии и благодаря понятию “случая”, на кот. по их мнению стоит мир. Порядок(космос) - рез-т механич взаидей-я атомов, не проектируется разумом. Ум, интелект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Это не отменяет того, что атомисты говорили, что есть некие привилегир-ые атомы, гладкие, сферические, их кот. образованы душа и ум: именно такие атомы Демокрит полагал божественными. Познание объясняется как рез-т контакта атомов тел с нашими чувсвами. Демокрит настаивает на разности чувс-го познания и умопостигаемого. Первое это “мнение”, а второе ”истина”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.