Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия позитивизма - основные этапы формирования и развития




Позитивизм-фил.направление, основанное на принципе,что все подлин­ное,”положительное”(позитивное) знание м.б получено лишь как рез-т отд-ых спец-ых наук и их синтетического объединения и что филосо­фия как особая наука, претендующая на само­стоятельное исслед-ние реальности,не имеет право на сущ-ние.Позитивизм сформировался в особое течение в 30-ых гг. 19в. Развитие науки в Новое время поставило перед Зап. философией ряд таких проблем,на кот. традиционная для Европы фил-фия не в состоянии была ответить. Специфич-ая особенность фил-фии Нового времени состояла в принятии науки и научного способа исследования в кач-ве идеального ориентира вся­кой познавательной деят-ти. Позитив. фил-фия наход-ся в связи с фил-фией фр. Просвещения 18в. Вместе с просветителями Конт высказы­вает убеждение в способности науки к бесконечному развитию и неограничен­ности научного способа мышления,выступает против религии и метафизики.Конт провозгла­сил разрыв с фил.традицией,считая,что наука не нуждается в к-л стоящей над ней фил-фии; это не исключает существование синтеза научного знания,за которым можно сохранить старое название “философии”, последняя т.о. сводится к общим вы­водам из естественных и общ-ных наук. Позитивизм отвергает и идеализм и мате­риализм. Наука не объясняет,а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос “почему”, а на вопрос “как”. В конце 19 в. позитивизм в своей первой “классической”форме (Конт, Вырубов, Литтре, Миль, Спенсер) переживает кризис, вызванный прогрессом естественно-научного знания, обесценившим многое из тех обощений, которые позитивизм рассматривал как вечное и неоспоримое приобретение науки, а также коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19-20 в.в., интенсивным развитием психолог. исследований, заставлявшим предпринимать анализ тех самых “пред-ых”вопросов зна­ния,которых избе­гал позитивизм и неудачей всех попыток позитивизма доказать объек­тивную обоснованность предполагаемых им этических идеалов и системы ценностей (т.к.сохранив критерий научности позити­визма,оказалось невозможно включить область ценностей в сферу научного исследования).Все это снова заставляет поставить вопрос о месте фил-фии в системе наук.Позитивизм вступает в новый этап-махизм (+эм­пириокритицизм [ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ - основанная Р. Авенариусом философская система "чистого опыта", критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки "естественного понятия о мире".]), который формирует задачу философии не как построение “синтетической” системы, систематизирующей общие выводы всех наук, а как созидание теории научного познания. В дальнейшем эти тенденции получают свое развитие в неопозити­визме (20-е гг.) - 3-ий этап эволюции позити­визма. Неопозитивизм считает,что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а фил-фия возможна только лишь как деятельность по анализу языка, в котором выражаются резуль­таты этих видов.

Мах: Причину возникновения и цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей. 'Поэтому она должна строго ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии - т.е. стремиться к экономии мысли - на исследование действительно фактического, в частности отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций.

 

Позитивизм — философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1) Собственно позитивизм (30-70 гг. 19 в.) — Огюст Конт, Миль, Спенсер.

2) Эмпириокритицизм (конец 19 в.) — Мах, Авенариус.

3) Неопозитивизм (с сер. 20-х гг. 20 в.) — Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель позитивизма — О.Конт (1798-1857). Его работа: “Курс позитивной философии”. Основные идеи этой работы:

1) Попытка классифицировать наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при к-ом логическое производит историческое. Низшая ступень — наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее — астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика — социология).

2) Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизикой, с вещью. Т.к. вещи нельзя познать, то метафизика д.б. отвергнута.

3) Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответствующие типы мировоззрения: а) Теологическая, когда поведение человека определяется буйством фантазии, верой в богов; б) Метафизическая — бог становится субстанцией; в) Позитивная — это стадия становления научного взгляда на вещи. Начинается с соединения опыта с абстрактным мышлением.

4) Позитивные науки — попытка создания научной религии. Высшее понятие этой религии — человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое человечество — результат, но не предпосылка исторического процесса.

Джон Стюарт Милль — основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: «Система логики силлогистической и индуктивной». Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теорию знания, чтобы знания были бы научными (как в естественных науках).

Герберт Спенсер поставил задачу создать синтетическую философию без самой философии. По Спенсеру, это вся философия, но без метафизики (т.к. метафизика — это попытка судить о мире вещей, к-ые непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл. идея эволюции. Процесс эволюции означает возрастание определенности вида. Он пытается применить идею эволюции при рассмотрении теории познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть результат накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истории развития опыт приводит к возникновению нового знания, а затем это новое усиливается и передается как априорное. Спенсер выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из закона сознания, т.е. психической привычки человека.

Эмпириокритицизм — теория критики опыта. Главное назначение этой критики — выяснение существа дел. Цель — очистить опыт от метафизики. Основатели: Авенариус и Мах, считали основным законом познания экономию мышления. Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др. рассудочных понятий. В итоге эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности нейтральных элементов и ничьих ощущений. Мир — это опыт, а структуру опыта составляют ощущения. Сами по себе элементы мира нейтральны (к материи, сознанию), различие их функционально: одни и те же элементы мира составляют физическую реальность, и в этом случае они связаны цепью физической причинности. Психологические элементы связаны цепью мнемонической причинности и проявляются в том, что мы называем памятью. Т.о. эмпириокритицизм исходит из феноменологического понимания психического и физического понимания того, что непосредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания — субъективный идеализм.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм — Рассел (сводил философию к логическому анализу данных опыта, к логике; также пытался разработать универсальный язык науки [без парадоксов]), Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк. Главным идейным источником неопозитивистов был махизм. Но если махисты отстаивали «биолого-экономическую» теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания, как логики конструкции на основе чувственных содержаний (чувственных данных). Позитивисты считали основной вопрос философии, а также др. коренные вопросы философии, неразрешимыми из-за слабости человеческого разума. Неопозитивисты заявляют, что и основной вопрос философии и вообще проблемы, считавшиеся ранее философскими, — это мнимые проблемы, к-ые нужно отбросить как лишенные научного смысла. Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа «все люди смертны» не м.б. верифицированы, т.к. вера всегда относится к конкретному эмпирическому факту. В силу субъективизма верификации истины положение науки оказалось в зависимости от оценки каждого субъекта, производящего верификацию. Позитивизмом было предложено считать предложение верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. Т.е. критерий истины — согласие исследователей.

Затем было предложено для выяснения истинности предложения сравнивать его с другими предложениями. Понимание истины как соответствие фактам начало уступать место взгляду на истину как на согласованность предложения с системой других предложений., что не м.б. основой знания.

Изгоняли из философии метафизику. Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения, не может создать никакой картины мира. Ее задача — логический анализ и прояснение положения науки, в к-ом выражаются знания о мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.