Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность политических партий и их роль в политической системе общества. Типология партий и партийных систем




В политической системе демократического общества важное место занимают поли­тические партии. Политическая партия представ­ляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они свя­зывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.

Политические партии в современном понимании, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом плане они могут рассматриваться как институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по другим культурным регионам современного мира. Первая массовая политическая партия – либеральная – возникла в Англии в 1861 г. В 1863 г. Ф.Лассалем организован Всеобщий Германский рабочий союз. К концу века массовые партии (в основном социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы.

Политическая партия осуществляет взаимосвязь и взаимодействие между государством и гражданским обществом. Партия участвует во всех фазах политического процесса: от артикуляции ин­тересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в поли­тической жизни сводится к формированию вариантов правительствен­ной политики, влиянию на политическую социализацию, мобилиза­ции избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредничес­кое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы пар­тий. С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.

От других политических институтов партию отличают ее харак­терные особенности и признаки:

· политическая партия – это организация идеологического порядка, носитель определенной идеоло­гии;

· партия – это объединение, относительно продолжительное во времени;

· партия стремится к завоеванию и осуществлению полити­ческой власти;

· партия стремится к обеспечению мас­совой поддержки со стороны граждан.

Сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных со­циальных групп и слоев общества, поэтому партия является опреде­ленной группой политических интересов.

Наиболее ярко место партии в политическом процессе демон­стрируют функции партии:

· социального представительства – выявления, формулирования интересов больших социальных групп, обоснования этих интересов (или функция политической артикуляции);

· со­циальной интеграции – активизации и интеграции больших социальных групп;

· создания политической идеологии и политических доктрин;

· формирования общественного мнения;

· борьбы за власть или участие в политической влас­ти;

· участия в борьбе за власть в государстве, участия в аппарате государственной власти, в формировании по­литической системы – ее общих принципов, элементов, структур и т.д.;

· разработки и осу­ществления политического курса, программ деятельности государства

· социали­зации личности – политического воспитания общества в целом, либо его определенной части;

· кадровая – подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, общественных организаций.

Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на вы­борах в законодательные органы государства и борьба за их избра­ние. Политические партии цивилизованных демократических стран яв­ляются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и ав­тономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.

Между политическими партиями и государством четко разделены функции. Партии организуют политический процесс, а власть нахо­дится у государства. Политические партии не обладают государ­ственной властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют государственные функции, кото­рые не являются постоянными, так как парламент периодически сме­няется, в то время как государственный аппарат постоянен. При этом партии и государство не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом, позволяющим избегать монополиза­ции властных отношений, их абсолютизации путем формирования сдерживающих меха­низмов.

Исходя из природы партий и их социальной опоры, можно выделить следующие типы партий:

· партии, представляющие интересы отдельных классов и социальных групп (ра­бочие, крестьянские, интеллигенции);

· партии нескольких клас­сов и социальных групп, возникающие, например, на основе нацио­нально-освободительных движений.

По принципу организации разли­чают партии:

· кадровые – немногочисленные партии, объединяющие в своих рядах менее 10 % своего электората, в основном профессиональных политиков. В них отсутствует механизм официального приема, они действуют в основном в период предвыборных кампаний;

· массовые – имеющие в своих рядах свыше 10 % граждан, систематически голосующих за данную партию (критерий 10 % связан с тем, что для современных цивилизованных стран характерна невысокая избирательная активность граждан – ниже 50 %). Основной источник финан­сов – взносы членов партии.

Массовыми партиями являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании, многие европейские партии консервативной ориентации.

По идеологическому признаку (идеологической направленности) выделяют следующие партии:

· идейно-политические, или так называемые мировоззренческие партии, которые в своей дея­тельности руководствуются идеологическими принципами;

· прагмати­ческие, или избирательные партии, которые не имеют идеологических программ, а ставят своей целью мобилизацию возмож­но большей части электората для победы на выборах.

По способу функционирования выделяют партии:

· демократичес­кие. Они не регу­лируют четко прием в свои ряды, признают фракции и фракционную борьбу. Это партии конституционные, действующие стро­го в рамках закона;

· авторитарные;

· тоталитарные. Для тоталитарных и авторитарных партий харак­терны четкая регламентация отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствуют фракционность, оппозиция. Это партии монополистические, директивные.

Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти: легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные.

Оппозиция – от лат. оппозито – противопоставление – в политике означает противопоставление своей политики другой политике, либо выступление против большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных или иных структурах. В демократичес­ких государствах оппозиция предсьавляет собой норму политической жизни. Оппозиционная партия выдвигает альтернативу в противове­с правящей партии, критикует ее недостатки и упущения. Она уравновешивает политический процесс, постоянно корректирует свою программу. Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (пред­лагающая деловые предложения), деструктивная (разрушительная).

Основой политической организации общества являются принципы политического монополизма и плюрализма.

В ходе политической борьбы формируется определенная система партий, образуется партийная системацелостная система взаимоотношений между партиями; совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодей­ствующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или сопер­ничества в осуществлении политической власти. Выделяются следующие партийные системы:

· альтер­нативные (плюралистические) – многопартийная, бипартийная, двухблоковая;

· безальтернатив­ные – система кооперации партий с образованием одного бло­ка; система партий национального согласия; ограниченные партий­ные системы; однопартийная система.

 

32.33. Общественно-политические организации и движения:

содержание и формы проявления их деятельности

Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть. Они представляют собой «группы интересов» – разнообразные группы людей, имеющих оп­ределенные цели и требования к политической власти, которые ста­новятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

Способ действий общественно-политических организаций – убеждение, советы тем, кто уп­равляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организо­ванные действия в поддержку своих интересов, например забастов­ки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти; воз­действие на процесс принятия политических решений.

Таким образом, общественные организации можно определить как добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Общес­твенные организации и объединения – это инструмент для реализа­ции потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Могут сущес­твовать вне политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе, поэтому борются за привлече­ние на свою сторону общественно-политических организаций как своих союзников.

Признаками общественно-политической организации выступают широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, дей­ственность, непосредственное выражение интересов народа, призна­ние власти и противостояние ей. Социальной базой об­щественно-политических организаций являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные, нацио­нальные и экологические движения.

Общественные организации отличаются от политических партий следующими признаками:

· не придерживаются определенной идейно-политической ориентации; в них могут участвовать люди с самыми разными интересами;

· добиваются, как правило, решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс, как партии;

· чаще всего стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти. Однако здесь следует различать общественные движения неполитического характера, которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят своей целью изменить или укрепить существующую в данном обществе систему политических отношений; и общественные движения политического характера (или политические движения), которые пользуются политическими средствами, то есть ведут борьбу за политическую власть или за влияние на способ осуществления этой власти;

· имеют ядро – инициативные группы, различные советы, но при этом отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии, систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины – к трансформации их в политические партии;

· лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает, его лидерство базируется на авторитете.

Таким образом, в отличие от партий общественные движения, имея определенные, но зачастую достаточно узкие цели, характеризуются организационной рыхлостью (у них нет единой программы, уставных документов), открытым характером и свободным членством. Причем эти признаки общественного движения не следует оценивать как недостаток, поскольку данные особенности дают им возможность быстро трансформироваться, позволяют гибко и динамично реагировать на происходящие в обществе изменения.

Следовательно, определяя сущность общественных движений, можно констатировать, что они в самом широком смысле слова представляют собой организованную общественную деятельность части граждан, сознающих свои интересы и готовых действовать в их защиту.

Общественные организации и движения выполняют следующие функции:

· политической социализации и мобилизации (ориентации индивида на конкретные политические роли);

· агрегации (аккумуляции) и артикуляции политических интересов;

· социальная интеграции (включения граждан в политическую систему через сотрудничество или конфликт);

· представительства социальных интересов и связи между другими политическими институтами и общественностью;

· создания дополнительных каналов политического участия, компенсирующих недостаток таковых на формально-институциональном уровне;

· моделирования новых политических структур, поиск и испытание новых нетрадиционных форм социальных связей.

Типология общественных организаций связана с их характером и функциями. Можно выделить следующие общественные организации в соответствии с группами интересов:

· в экономической сфере;

· в социальной сфере;

· в сфере отдыха и досуга;

· в сфере ре­лигии, науки и культуры;

· в общественно-политической сфере, кроме политических партий;

· региональные и др.

Задача общественных орга­низаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества. Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления – таковы основные типы об­щественно-политических организаций.

Важным элементом политической системы являются также и общественные движения. В них участвуют граждане, которые в той или иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их защиты. Общественно-полити­ческое движение есть добровольное консенсусное объединение людей с целью защиты общественных интересов.

Общественно-политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и степени действий. Выделяются действия пассивные – простой интерес к поли­тике, более активная форма – выступления на митингах, участие в массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивыс­шей формой общественно-политической активности можно считать членство в политической партии.

 

34. Многопартийность в России: становление и развитие

 

Многопартийная система в России сформировалась в 1905–1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических партии.

В советское время в России действовала безальтернатив­ная однопартийная система.

В 1988–1991 гг. в условиях перехода к демократической государственности начался процесс зарождения многопартийности: организационного становления политических партий, вы­работки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона «Об общественных объединениях» стимулировало формирование партий. В основной своей массе новые пар­тии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи формирова­ния правового государства, многопартийной системы, многоукладной экономики, организованного народовластия (конституционной демок­ратии).

В выборах в Государственную Думу 1993 г. имели право участвовать 167 общероссийских общественных объединений, реально участвовало лишь 13 избирательных объединений и блоков.

В 1995 г. правом участвовать в выборах обладали 273 общероссийских общественных объединения, в бюллетени было внесено 43 избирательных объединений и блоков.

Правом участвовать в выборах в Государственную Думу 1999 г. обладали 139 общероссийских политических общественных объединений, в бюллетенях были зафиксированы лишь 26 избирательных объединений и блоков.

В 2001–2003 гг. была осуществлена партийная реформа. В июле 2001 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О политических партиях Российской Федерации», в соответствии с которым минимальная численность федеральной политической партии должна составлять 10 тыс. чел. При этом партии должны иметь свои отделения не менее чем в половине регионов России. Закон стимулировал развитие крупных общенациональных партий как инструмента социального представительства и разработки политических решений. Окончательно закон вступил в силу в июле 2003 г., после завершения двухлетнего переходного периода.

В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва в декабре 2003 г. имели право участвовать 44 политические партии и 20 общероссийских общественных движений, приняли участие 23 политических партии и избирательных блока.

По результатам выборов в Государственную Думу прошли, преодолев 5-ипроцентный барьер, следующие политические партии: Политическая партия «Единая Россия» (37,57 %), КПРФ (12,61 %), ЛДПР (11,45 %), «Родина» – Народно-патриотический союз (9,02 %). Соответственно в Государственной Думе четвертого созыва было сформировано 4 фракции.

В выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва 2 декабря 2007 г. имели право участвовать 15 политических партий. Избирательное законодательство закрепило отказ от смешанной (мажоритарно-пропорцио-нальной) системы на выборах в Государственную Думу и переход в 2007 г. на полностью пропорциональную систему (выборы по партийным спискам). Был установлен 7 %-й барьер прохождения в Госдуму.

За кандидатов Всероссийской политической партии «Единая Россия» проголосовало 64,30 % избирателей, пришедших на выборы, за КПРФ – 11,57 %, ЛДПР – 8,14 % и за впервые попавшую в Госдуму партию «Справедливая Россия» - 7,74 %. Все партии сформировали свои фракции в парламенте страны.

Общая тенденция последних лет – ослабление правого и левого радикальных политических флангов, не сумевших предложить реалистических программ, и рост центристских настроений, связанных с переходом к эволюционному развитию и последовательному решению назревших общественных проблем на основе предложений центристов.

Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в стабильной общественно-политической ситуации, динамичном экономическом росте, существенном увеличении уровня и улучшении качества жизни людей.

В 2005 г. в России принят и вступил в действие закон «Об общественной палате Российской Федерации», которым определена правовая база создания и эффективной работы в стране органа общественной власти, независимого ни от одной из ветвей власти государственной. Палата численностью 126 человек формируется из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций.

У гражданского общества в России появляются уникальные возможности и права для проведения общественной экспертизы проектов законодательных актов, а также нормативных документов правительства, органов исполнительной власти. Создается широкое правовое поле для привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.274 сек.