Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как профессия 3 страница




 

17. Государство как основной институт политической системы общества.

 

1.Государство является исторические первым политическим институтом. Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма в виде системы органов и учреждений. В политологии одной из сложнейших проблем является проблема происхождения государства. Существует множество концепций происхождения государства. К основным (наиболее распространенным) относятся:

1) теологическая (религиозная) – происхождение государства есть результат деятельности богов.

2) патриархальная (основатель Конфуций) – государство рассматривается как большая семья, во главе которой стоит отец-патриарх, который заботиться о поданных и действует от имени всех

3) психологическая (основатель Цицерон) – государство связывается с наличием у людей различных импульсов, направленных к властвованию и подчинению

4) концепция общественного договора (основатели Гоббс, Локк, Монтескье) – природа государства во всеобщем примирении людей (страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество; вера в то, что государство способно лучше обеспечить права человека; человеческий разум на первом плане)

5) органическая концепция (создатель Спенсер) – государство рассматривается как произведение сил природы

6) гидравлическая – возникновение государства было продиктовано необходимостью организации ирригационных работ (мелиорация)

7) концепция инцеста – связана с запретом кровосмешения

8) марксистская теория – основывается на возникновении семьи, частной собственности, классов, а в результате появляется государство, которое регулирует отношения между ними

Государство возникает на определенной ступени развития общества в результате взаимодействия разных причин.

 

2.Государство имеет обязательные признаки:

1) территория (составляет физическую и материальную основу государства)

суша

недра

водное пространство

воздушное пространство

2) население – совокупность людей, проживающих на данной территории

3) власть

4) суверенитет

5) монопольное право на применение принуждения

6) монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения

7) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения

 

Основные функции государства:

1) внутренние – имеют приоритет над внешними функциями. Это основное направление деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним внутренних задач

социальная функция

экономическая

идеологическая

организаторская

правовая

политическая

культурно-воспитательная

образовательная

2) внешние

функция развития взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами на основе принципа мирного существования

развитие равноправных отношений в другими странами

участие в международном делении труда и интеграции

защита интересов данного государства, его взаимовыгодных отношений с другими странами

защита от военной и экономической экспансии

 

3.Правовое государство – это тип государства, который последовательно воплощает принципы конституции и ограниченного в своей деятельности нормами права и развитым социальным контролем.

Правовое государство – это такое государство, которое подчинено нормами права, установленными демократическим путем.

Для формирования правового государства необходимы определенные условия:

разделение и баланс властей

установление пределов концепции властей

политический плюрализм

подзаконность власти и управления

конституционный надзор

широкое местное самоуправление

Право – система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений, распространенных на все сферы жизни. Нормы права являются юридическим выражением и закреплением отношений, складывающихся в различных областях общественной жизни, в сфере материального свойства. Правовые нормы соответствуют культурному развитию общества, испытывают влияние исторических традиций.

Понятия государство и право. Государство – организация политической жизни, выраженная в конкретных органах. Право – регулятор общественных отношений, т.е. состоит из норм и правил поведения. Государство и право являются тесно связанными между собой феноменами.

Право – орудие государства, без норм государство не обходится. С помощью норм права господствующие социальные группы выражают свою волю, т.е. право – возведенная в закон воля господствующего класса, являющаяся средством организации госвласти. Посредством юридических норм государство осуществляет свои функции, решения обязательные для всего населения. Существование самого права невозможно без государства. Юридические нормы исходят от государства. Государство конкретизирует их в индивидуальных актах.

 

Правовое государство имеет ряд признаков:

приоритет права личности

равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством

сфера отношений между государством, личностью и обществом регулируется законами и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативы граждан

верховенство закона и действие принципа «разрешено все, что не запрещено законом»

социальной основой является гражданское общество

суверенитет народа (народ является источником власти, государственный суверенитет носит представительный характер)

верховенство закона, законы правового государства опираются на конституцию и обладают наивысшей обязательной силой

незыблемость свободы личности, его прав, чести и достоинства

наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод личности

 

Правовое государство взаимосвязано с гражданским обществом.

Гражданское общество – общество, в котором имеются и расширяются области свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена. Такое общество составляет комплекс частных лиц, добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом.

 

Гражданское общество имеет свою структуру, в которую входят:

1) субъекты гражданского общества – социальные институты: семья, школа, церковь, СМИ, правотворческие, политические и иные общественные объединения граждан

2) отношения (горизонтальные, не властные, добросовестные ассоциации, связи и взаимоотношения граждан и их объединения в сфере экономических, социальных, духовных и культурных отношений

3) культура – правовые нормы, сложившиеся традиции и стереотипы в деятельности сферы свободного волеизъявления граждан, т.е. политическая культура

 

Характерные признаки гражданского общества:

1) гуманизм и стабильность социальных отношений

2) правовая защищенность граждан

3) высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности

4) политический плюрализм (наличие различных идей)

5) эффективный социальный контроль со стороны гражданского общества над институтами власти

 

Эффективное гражданское общество может быть сформировано при наличии определенных условий:

равноправие всех форм собственности

многоукладная рыночная регулируемая экономика

создание условий для деловой активности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан

равноправие различных социальных групп, слоев, классов и общностей

справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между социальными слоями

наличие определенного среднего класса, удельный вес которого более 50%

реальные гарантии прав и свобод личности, обеспечивающие равный доступ к участию в государственных и общественных делах

верховенство права, разделение властей

политический плюрализм

обязательная выборность всех представительных органов власти

свободное идейное самоопределение граждан

рационализм

политическое отношение к действительности

открытость и способность к принятию иного опыта

 

Социальное государство – это демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующую достойные условия для жизнедеятельности и свободы развития личности. Оно осуществляет политику, направленную на обеспечение благосостояния всех граждан, поддержку социально слабых групп населения. Для утверждения в обществе принципов социальной справедливости социальное государство должно обеспечивать:

1) движение к утвержденной социальной справедливости

2) ослабление социального неравенства

3) предоставление каждому работы или иного источника существования

4) сохранение мира в обществе

5) формирование для человека благоприятной жизненной среды

Социальное государство должно основывать на:

1) высоком уровне экономического развития

2) демократической политической системе

3) компромиссе основных политических сил относительно путей и целей развития общества

4) реализации идей социального партнерства

5) повышении регулирующей роли государства

Основным условием являются экономические условия.

 

18. Форма государства. Формы правления и формы государственного устройства.

 

Государство — политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

 

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

форма правления — определяет кому принадлежит власть;

форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

 

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

 

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

абсолютная (всевластие главы государства);

конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Формы государственного устройства

 

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

Унитарные

Федеративные

Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

существование одноуровневой системы законодательства;

подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

 

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

наличие двухуровневой системы государственных органов;

двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

по принципу формирования субъектов:

административно-территориальные;

национально-государственные;

смешанные.

по юридической основе:

договорные;

конституционные;

по равенству статусов:

симметричные;

ассиметричные.

 

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

межгосударственные союзы;

содружества;

сообщества государств.

 

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

 

19. Политический режим государства и его типы.

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

 

Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

 

Можно назвать следующие основные признаки политического режима:

1. Режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Он способствует организации макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

2. Очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию в политической системе, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача решается им успешно в случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур.

3. Режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институты многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других – политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально другие структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.

4. Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры.

5. Режим по сравнению с системой обладает своими собственными временными характеристиками. «Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими политологами Дж. Барнсом, М. Картером и М.

 

Согласно классическому подходу выделяют три типа политических режимов:

- тоталитарный — предусматривает тотальный контроль государства над обществом, примат партии и идеологии над государством, тотальную идеологическую мобилизацию масс;

- авторитарный — предусматривает большую концентрацию власти в руках одного лица или отдельных групп, ограничения прав и свобод граждан, военно-полицейский контроль;

- демократический — предусматривает народный суверенитет, политический плюрализм, правовые гарантии политических, гражданских и культурных прав и свобод. К тоталитарным относят коммунистический и фашистский режимы, которые отмечаются высокой степенью огосударствления общества и тотальной идеологизацией духовной жизни. К авторитарным режимам относят все предыдущие абсолютные, а также современные монархии слаборазвитых стран, военные диктатуры, патримониальные тирании с диктатурой личной власти и властью клановых клик, теократические режимы и режимы опекунской демократии. К демократическим режимам можно отнести современные развитые страны, а также страны, которые в истории были пионерами демократии.

Согласно второму подходу можно выделить промежуточные режимы: авторитарно-демократический, что предусматривает сильную исполнительную власть и слабые законодательную и судебную власти, анархо-демократический — примат представительской власти, прямой демократии над исполнительной И охлократичний —несовершенные правовые механизмы правовой регуляции, господство некомпетентной политической элиты (псевдоэлиты), заигрывание с массами. К. Шилз пытается типологизировать политические режимы по степени развития и характеру отношений демократических и олигархических источников формирования власти: 1) режим политической демократии; 2) режим опекунской демократии; 3) режим модернизированной олигархии; 4) режим тоталитарной олигархии; 5) режим традиционной олигархии.

Заслуживает внимания типологизация А. Лейпхарта, которая на основе сочетания типа избирательной системы и формы государственного правления выделяет такие режимы: 1) президентско-мажоритарный, 2) парламентско-мажоритарный, 3) парламентско-пропорциональный, 4) президентско-пропорциональный.

 

Демократические режимы

Политический режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют политических режимов несколько видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.

 

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

 

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

 

Характерные черты демократического режима:

 

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

 

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

 

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

 

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

 

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

 

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном

(от франц. SOUVERAIN-носитель верховной власти в государстве);

Правительство основано на согласии управляемых;

Правило большинства; признание подчиненного меньшинства

Правило меньшинства; большинству при уважении интересов и мнений

меньшинства

Гарантии основных прав человека;

Свободные и честные выборы;

Равенство перед законом;

Справедливое судопроизводство;

Конституционное ограничение правительства;

Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;

Ценности сотрудничества и компромисса.

 

Недемократические режимы делятся на два типа:

 

- тоталитарный

- авторитарный.

 

Тоталитаризм.

 

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов

“TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарными являются режимы, при которых: есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

Тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

 

Авторитаризм.

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.