Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политология в России. 2 страница




1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.

Реформа местного самоуправления:

создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

устанавливалось равенство всех перед законом;

вводилось разделение судебной и административной властей;

устанавливалась несменяемость судей;

вводились независимые адвокатуры;

вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

политические партии и движения;

массовые общественные организации;

ассоциации производителей и общества потребителей;

конфессиональные общности;

этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

творческие союзы и организации;

спортивные объединения.

Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития

 

35. Политические партии: понятие, история возникновения.

Термин “партия” в переводе с латинского означает “часть”, “группа”. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).

 

Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

 

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

 

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

 

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Партия (part, часть, группа). Чисто исторически возникновение партий относится к нач. 13го столетия, периода буржуазных революций. Партии стали законными видами борьбы, отражали интересы различных групп избирателей. На Западе, во Франции – Якоби – полит. клуб. Образование партий в нашем сегодняшнем понимании стали образовываться в 30-40ые гг. 19 в. Полит. партия – специализированная, организационная, упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы и завоевания полит. власти в обществе.

 

36. Политические партии: функции и их содержание.

Функции политических партий

Политические партии выполняют определенные функции в политической системе, отражающиеся в основных направлениях их деятельности. Содержание и характер выполнения конкретных функций меняется с развитием общества и изменением

политических систем. К числу наиболее важных функций относят:

1. Функция представительства интересов— политические партии выявляют и формулируют интересы граждан. Характер представительства интересов меняется с развитием общества. В середине XIX века во время зарождения массовых партий эта функция была одной из наиболее значимых. Относительно слабая социальная дифференциация общества сочетавшаяся с высокой социальной поляризацией позволяла партии, представляя интересы некоторой многочисленной группы, получить количество голосов, достаточное для формирования правительства и оказания значительного влияния на процесс принятия политических решений. Однако в современном обществе рост социальной атомизации затрудняет получение достаточного уровня поддержки. Каждый гражданин является носителем интересов нескольких групп. Этот феномен можно определить как «феномен эрозии партийной поддержки». Появляется новый тип партий, т.н. catchallparties — партии стремятся так формулировать свои программы, чтобы получить поддержку значительного количества избирателей, независимо от их социальных характеристик.

2. Посредническая функция— функция объединения граждан. Политические партии выражают интересы граждан, доносят их требования до государства. Политические партии, с одной стороны, объединяют частные интересы, перенося их из сферы гражданского общества в сферу политических решений. С Другой стороны, они конкурируют за право оказывать решающее влияние на процесс принятия политических решений, наделять некоторые интересы статусом общественно-значимых.

3. Функция проектирования и прогнозирования, формулирования общественных программ. Каждая партия формирует свой взгляд на развитие общества, систему общественно-значимых задач и способы их реализации. При осуществлении этой функции

партии могут руководствоваться двумя мотивами. Либо использовать некоторую идеологию, следуя ее принципам при разработке программ вариантов решения общественных проблем — этот стиль формирования программ называется идеологическим. Либо стремиться наиболее эффективно решить конкретную проблему вне контекста идеологии, с учетом сложившихся обстоятельств — это прагматический стиль формирования программ.

4. Функция политической социализации граждан. Заинтересованная в расширении круга сторонников, партия формирует некоторую картину политического мира, содержащую

представления о политических Проблемах, их относительной значимости, путях решения, роли человека в политике. Тем самым, она сообщает людям политические знания, ценности» модели политического поведения.

5. Функция осуществления власти. Партии стремятся к завоеванию власти в конкурентной борьбе на выборах. Это одна из наиболее значимых функций политической партии, отличающих ее от других общностей граждан.

 

 

37. Политические партии: классификация и тенденции развития.

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:

1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.

2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.

 

Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиций, классифицирована по разным основаниям.

 

38. Партийные системы современности.

Партийная система – это совокупность отношений между политическими партиями, их отношений с государством и другими политическими институтами.

Партийная система складывается из таких компонентов, как социальный статус политических партий, их положение в структуре общества и характер взаимодействия между ними.

В зависимости от количества партий в государстве партийные системы делятся на однопартийные (неконкурентные), двухпартийные (бипартийные) и многопартийные.

Однопартийная система – закрепляет правящую роль монопольно руководящей обществом партии, при отсутствии свободных выборов. Характерна для стран с авторитарными и тоталитарными режимами. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. (Примеры:СССР, Заир, Китай, Куба, Лаос, и др.).

Двухпартийная система – это наличие 2-х сильных политических партий, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать своё правительство. Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Также это Великобритания, Канада, Австралия.

Многопартийная система – в государстве существует 3 и более партий. Эта система наиболее типична для парламентской формы правления, и в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей, они участвуют в создании коалиционного правительства. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объёме: от 12 партий в Нидерландах, до 4 в странах Скандинавии, или 3 партий в Бельгии, ФРГ, Австрии. Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия, или Франция. В этих странах обычно формируются коалиционные правительства.

 

Зарождение многопартийной системы в России.

В российской истории возникновение политических партий можно отнести только к рубежу 19 – 20 вв.

Прообразами партий в России стали кружки, такие как тайные общества декабристов («Союз спасения», «Союз благоденствия», «Южное общество», «Северное общество»), «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел». Только на рубеже веков в России появились первые политические партии: в 1898 г. была создана РСДРП, в конце 1901 г. – партия социалистов-революционеров. Период наибольшей интенсивности в образовании российских партий совпадает с подъёмом революционного движения в 1905 г.

Легальной многопартийной системы в России не существовало до Февральской буржуазной революции 1917 г., итогом которой стало свержение самодержавия. Лишь после свержения самодержавия стали легально действовать многие партии.

Но с 20-х гг. в стране начала формироваться тоталитарная политическая система с однопартийным политическим режимом. Единственная партия – КПСС стала руководить обществом и постепенно присвоила функции государства.

Демократические процессы, происходившие в России, к 90-м годам, разрушили однопартийную систему. По данным некоторых учёных, на 1997 г. в России существовало до 2 тыс. партий.

Современная российская многопартийность находится в стадии становления, когда уточняются программные документы, уставы, когда многие идентичные партии сливаются в одну, либо уходят вовсе. Всё это характерно для партийной системы транспереходного периода.

 

39. Концепция разделения властей и современная политическая практика.

Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.

Проблема баланса властей всегда была ключевой в политологии. Английский философ Джон Локк считал, что верховной должна быть законодательная власть, а все остальные – подчиняются ей и вытекают из нее. Французский политолог и философ Шарль Монтескье писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью... Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую».

Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:

– законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.);

– исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например);

– судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).

Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного государства представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания. В Англии в Палату лордов входят пэры наследственные, пожизненные и не передающие титул по наследству, а также представители англиканской церкви.

Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган. В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ, в США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд США.

В Российской Федерации законодательная власть представлена Президентом РФ и Федеральным Собранием (Государственная Дума и Совет Федерации). Функции исполнительной власти выполняет Правительство РФ. Гарантом конституционности деятельности первых двух властей выступает Конституционный Суд РФ.

 

40. Политическая элита: социальное назначение, роль в обществе и причины образования.

Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.

Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

 

Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:

— психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

— законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

— высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

— широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

— практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

— политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.

41. Политическая элита: функции и их содержание.

Функции политической элиты:

— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

— организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

— интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

42. Политическая элита: антрепренерская система отбора.(+43,44)

Иные принципы заложены в антрепренерскую систему отбора. Она ориентируется на такие качества кандидата, как его творческие потенции, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Антрепренерская система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку применяет к кандидатам ограниченное число требований. Например, для выдвижения на пост президента США достаточно, чтобы кандидату было 35 лет и он прожил в стране не менее 14 лет.

Сам процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Подобная система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей, соответствующих требованиям времени. Однако существует обратная сторона подобной системы отбора, а именно: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите; слабая предсказуемость политических решений; частые конфликты внутри элиты и др.

На практике ни гильдейская, ни антрепренерская системы отбора не используются в чистом виде. Обычно недостатки одной системы компенсируются заимствованием достоинств другой, поэтому чаще всего используются обе системы в определенном сочетании.

Наряду с системой отбора на социальную результативность элит оказывают существенное влияние и некоторые другие факторы. Отбор на элитарные позиции тесно связан с социально-классовой принадлежностью, занимаемым положением в обществе и полом потенциальных кандидатов. Так, по результатам представительного исследования С. Элдерсвельдом элит Швеции, Италии, Германии, Англии, Голландии, США и Франции, проведенного в 1989 г., выходцы из среды рабочего класса составляют только 7% должностных лиц и 20% членов парламента. Обычно члены элит происходят из семей, связанных с политикой; 60% имеют или имели родственников в правительстве.

Доступ в элиту выходцев из рабочего класса происходит главным образом через партии «левых» сил, ряды которых они пополняют. Так, в Германии, Италии, Англии, Голландии от 46% до 63% депутатов, представляющих левое крыло, являются выходцами из рабочих семей, тогда как депутаты от консервативных партий в абсолютном большинстве происходят из среднего класса или высшего слоя среднего класса. Следовательно, социальное происхождение способствует отбору в элиту материально состоятельных людей, добившихся в обществе определенного статуса, создавших финансовые предпосылки для занятия политикой.

Кроме того, на отбор и результативность элиты заметное влияние оказывает качество образования. Это естественно, поскольку занятие политикой требует знаний по широкому кругу проблем. По результатам того же исследования, 80% членов парламента и 96% государственных должностных лиц имеют университетское образование, в то время как доля людей с университетским дипломом в населении этих стран составляет лишь 8%. В ряде стран доступ в элиту обусловлен наличием дипломов определенных университетов. Так, в Англии таковыми являются дипломы Оксфордского и Кембриджского университетов.

43. Политическая элита: система (отбора) гильдии.(+44)

44. Политическая элита: номенклатурная система отбора.

Мировая практика различает две системы отбора элит -систему гильдий и антрепренерскую систему. Выбор той или иной системы фильтрации обусловлен рядом факторов: ролью партийной системы в обществе, политическими традициями, степенью однородности культуры, уровнем социального неравенства и др

Так, в системе гильдий при отборе вероятных кандидатов акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правилам и предписаниям класса, организации (партий, движений, клубов). Вследствие этого для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Такое положение достигается благодаря тому, что процесс политического продвижения потенциальных кандидатов опирается на поддержку партий.

Тщательность отбора кандидатов на лидирующие позиции обеспечивается большим количеством формальных требований (например, учитываются образование, стаж работы, возраст, характеристика, прежняя должность, партийность и др.). Отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората (т. е. тех, кто отбирает). Конкуренция между кандидатами не предполагается, поскольку система власти строго формализована и иерархична и, как правило, кандидаты имеют представление о скорости своего карьерного продвижения. Следование кандидатов одним политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.

Высокую степень групповой сплоченности и солидарности обеспечивала номенклатурная система фильтрации, явившаяся конкретно-историческим вариантом гильдейской системы. Она была распространена в тоталитарных режимах, в частности в СССР. Номенклатура представляет собой способ замещения руководящих постов исключительно посредством принадлежности к властвующей партии. Карьерное продвижение ставится в тесную зависимость от политического и идеологического конформизма кандидата, личной преданности вождю, желания угодить вышестоящему начальству, показной активности.

45. Политическая элита и ее особенности в России.

 

46. Политическое лидерство: понятие и теории.

Лидерство – это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием. Такое общество возникло сравнительно недавно, или только ещё складывается, и то пока не везде. Члены гражданского общества имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером.

Среди различных аспектов лидерства политическое лидерство занимает особое положение. Его отличительная черта – неразрывная связь с властью.

Обязательное условие лидерства – обладание властью, закреплённой законом.

Политические теории лидерства:

1. Теория черт» – объясняет качества лидера психологическими чертами характера. Корни этой теории лежат в политической мысли античности. Аристотель считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. С точки зрения этой теории лидером может стать не всякий, т.к. это природный дар, лидером рождаются. Человек становится лидером благодаря таким чертам характера, как ум, энергия, воля, храбрость. Должны присутствовать такие качества, как инициативность, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность.

2. «Ситуационная теория лидерства» – т. е. появление лидера есть результат стечения места, времени и обстоятельств. Представители этой теории считают, что лидерское поведение личности определяется потребностями сложившейся ситуации, особенностями сферы деятельности, спецификой задач.

К примеру, американский политолог Дженинг писал: «Нет сомнения в том, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, когда он может её использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив».

3. «Теория последователей», по которой группа сама себе выбирает необходимого ей лидера. Её представители главное внимание сосредоточили на отношении лидера с ведомыми (т.е. последователями). С их точки зрения – лидеры – это выразители настроений, интересов, потребностей социальных групп. Поэтому, по этой теории, главными, определяющими качествами являются не качества лидера, а его последователей.

С позиций этих теорий политическое лидерство может быть рассмотрено как отношение субъекта к объекту. Субъектом выступает конкретное лицо – это крупный политик, группа лиц, организация, правящая элита. Объектом – социальные группы, члены организации, государство, общество в целом.

Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. Существует формальный и неформальный руководитель. Формальный руководитель назначается на должность, или избирается в соответствии с установленными нормативными процедурами. Это представитель административной власти. Лидерство же не формальная должность, а общественный (социальный) статус. Лидер – это и есть неформальный руководитель. Власть лидера основывается не на нормативных актах, а на авторитете.

Некоторые лидеры вовсе не занимают позиций «на вершине», а некоторые из тех, кто занимает высшие должности, не являются лидерами. Например, в Великобритании королева не является политическим лидером, равно как и президент ФРГ. В СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС был политическим лидером не только в партии, но и в стране в силу того, что, начиная со Сталина, он постепенно признавался как главное лицо, принимающее решения.

Также необходимо уяснить, каковы функции политического лидерства.

 

47. Политическое лидерство: причины возникновения и социальные функции.

В любых социальных группах, коллективах возникает распределение власти между её членами. Социальная группа распадается на лидеров и рядовых членов.

Лидер – это лицо, за которым данное сообщество признаёт право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.