Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 19. Функционирование и восприятие каналов массовой коммуникации




Социально-психологические особенности функционирования и восприятия различных каналов массовой коммуникации связаны прежде всего с их техническими характеристиками. Здесь большое значение имеет то, на какие органы чувств рассчитано то или иное техническое средство, т. е. «сенсорность» канала массовой коммуникации (от лат. «sensus» – чувство). Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации (визуальный канал), радио – только на слуховое восприятие (аудиальный канал), а телевидение воспринимается и зрением и слухом одновременно (аудиовизуальный канал).

В развитии средств массовой коммуникации прослеживаются отдельные закономерности. Каждое новое средство, внося свою специфику в массовое общение, в то же время наследует и многие черты своих предшественников. Так, например, радио унаследовало от газеты четкий ритм информации, оперативность и в то же время значительно повысило эту оперативность, в частности за счет «прямых передач» с места событий. Вместо зрительного восприятия текста и иллюстраций радио сделало возможным слуховое восприятие информации, что значительно расширило его аудиторию. Телевидение в свою очередь, унаследовав все вышеизложенные характеристики радио, к звуковому восприятию добавило «зрительное. Тем самым оно значительно приблизило массовую коммуникацию к привычным формам повседневного межличностного общения. Все это сделало телевидение наиболее привлекательным средством массовой коммуникации для большей части аудитории.

Таким образом, каждое новое средство массовой коммуникации, обогащая структуру человеческого общения, не уничтожает старых, а продолжает сосуществовать вместе с ними. В этом проявляется вторая закономерность развития средств массовой коммуникации: новые средства не «отменяют» старых. Новые средства массовой коммуникации наследуют не все, а лишь отдельные характеристики старых, а их новые качества не в состоянии полностью заменить старые. Благодаря этому старые средства массовой коммуникации продолжают сохранять ряд своих преимуществ по сравнению с новыми в повседневном обращении. Рассмотрим, какими преимуществами и ограничениями обладают каждое из современных средств массовой коммуникации.

1. Периодическая печать, и прежде всего газеты, с точки зрения восприятия более сложны по сравнению с радио и телевидением. Чтение газеты требует значительных интеллектуальных усилий, поэтому обращение к газете предполагает определенный образовательный уровень аудитории. Надо, как минимум, хотя бы уметь читать. Газета менее оперативна, чем радио и телевидение, так как может сообщать о событиях только после, того, как они произойдут. Газета значительно дальше отстоит от обычных форм межличностного общения по сравнению с радио и телевидением. Все это можно условно отнести к ограничениям, минусам периодической печати как средству массовой коммуникации. Но у нее есть и свои плюсы, которые не смогли перекрыть радио и телевидение. Во-первых, это возможность для читателя быстрей ориентироваться во всех материалах газеты или журнала и самостоятельно выбирать в них интересующую читателя информацию. Во-вторых, это возможность легко вернуться к прочитанному материалу, если он нуждается в дополнительном осмыслении или использовании. В-третьих, газету и журнал можно читать практически везде, в любое время прерывая и возобновляя ее чтение. Кроме того, газетно-журнальные тексты успешно удовлетворяют неизменную потребность современного человека в комментариях, разъяснениях по поводу лавины событий, известных ему из оперативных сообщений радио и телевидения. Именно в силу такого рода преимуществ периодической печати перед другими каналами она продолжает оставаться важным средством массовой коммуникации и по сей день, несмотря на конкуренцию радио и телевидения.

2. Радио. С точки зрения восприятия передаваемой информации радио является более простым для человека каналом, чем периодическая печать. Слушание радио требует меньших интеллектуальных усилий. В этом смысле оно ближе по форме к межличностному общению, чем чтение прессы. Для восприятия сообщений, передаваемых по радио, не надо обладать грамотностью, как при чтении газеты. Вместе с тем восприятие информации только на слух имеет свои ограничения. Аудитория лишена возможности увидеть говорящего, т. е. коммуникатора, и то, о чем идет речь. Поэтому зрительный образ коммуникатора как бы домысливается аудиторией. При этом он, как правило, не совпадает с реальным внешним образом, что нередко вызывает большое разочарование радиослушателей, когда они получают возможность увидеть радиокоммуникатора. Это, например, весьма отчетливо проявлялось в реакции радиослушателей дотелевизионной поры на знакомство с реальным внешним обликом известных радиодикторов. Радио информирует аудиторию значительно более оперативно, чем газета. Как свидетельствуют многочисленные исследования, по этому показателю оно прочно занимает первое место среди всех современных средств массовой коммуникации. У радио по сравнению с газетой появляется такое преимущество, как возможность осуществлять «прямые передачи» с места событий. Причем прямые передачи не только повышают оперативность информации, но, что очень важно, могут создавать так называемый «эффект присутствия». Суть этого психологического эффекта заключается в том, что у радиослушателей может создаваться впечатление, будто они сами присутствуют при совершении того события, которое освещается в прямом репортаже. Благодаря этому значительно повышается степень доверия к передаваемой информации, а, следовательно, возрастает и сила ее воздействия, поскольку человек психологически склонен больше всего доверять своему непосредственному опыту. Другое существенное преимущество радио перед печатью заключается в том, что, слушая радио, можно заниматься другими делами, не требующими больших интеллектуальных усилий, например такими, как вождение автомобиля, уборка, приготовление еды, прогулка на лоне природы.

Но у радио есть и свои ограничения. Так, при радиослушании меньше свободы в выборе первоочередного знакомства с той или иной информацией по сравнению с газетой. Здесь также практически нет возможности вернуться к прослушанной информации для того, чтобы проверить, правильно ли она была понята или чтобы глубже вникнуть в ее содержание. Однако, несмотря на все свои «минусы», радио, этот «великий говорящий», бесшумно входит в любой дом, в любую семью практически в любое время и собирает огромную аудиторию слушателей.

3. Телевидение, объединяя зрительный образ и устную речь, еще ближе по форме к межличностному общению, чем радио. Синтез трех знаковых систем: устной речи, изображения и музыки - в силу этого оно является самым легким с точки зрения восприятия информации по сравнению с печатью и радио.

Вместе с тем следует отметить такую особенность телевидения, как ограниченность телевизионного экрана. Определенная «картинка мира», включенная в программу передачи, ограничена весьма скромными рамками. Что касается оперативности, то телевидение намного опережает печать, но уступает радио. Однако в телевизионных передачах сильнее, чем на радио, срабатывает «эффект присутствия», повышающий силу воздействия передаваемого сообщения.

Телевидение, как и радио, предоставляет меньше свободы по сравнению с газетой в первоочередности выбора той или иной информации, и у него более ограничены возможности вернуться к переданной информации.

Пресса стимулировала чувства социальной принадлежности, развила интерес к миру, расположенному за пределами личного окружения человека. Радио и впоследствии телевидение усилили процессы социальной интеграции, позволив аудитории становиться свидетелем событий в момент их свершения; они же явились источником распространения культуры, породили новые формы проведения досуга, принципиально расширили возможности для образования и просвещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.