Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кадровые функции руководителя




В начале общения с другим человеком

Неизвестная зона

Скрытая зона

Слепая зона

Открытая зона

Открытое, т.е. известное для меня и для других людей

Закрытое для меня, но открытое для других, т.е. неизвестное мне

Открытое для меня, но закрытое для других

Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям

? Углубление человеческих контактов приводит к увеличению раз­меров открытых и доступных познанию «пространств» и уменьше-н ию закрытых и недоступных пониманию «пространств» личности.

Размеры «пространств» личности

* В некоторых источниках «окно Джохари»

Размеры «пространств» в результате установления близких и подлинных взаимоотношений

 

Когда человек ведет себя открыто, другие люди могут узнать о нем больше, а это увеличивает возможность взаимопонимания. Если человек закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя.

Определение системы кадровых функций

Для понимания роли кадровых функций в деятельности ру­ководителя сформулированы следующие исходные положе­ния.

1. Система кадровых функций в деятельности руководителя дифференцируется по другому критерию, чем система адми­нистративных функций. Кадровые функции соответствуют второму — основному — «измерению» управленческой дея­тельности и связаны с воздействием на людей (персонал).

2. Кадровые функции относительно независимы от конкрет­ных особенностей организации и включают в себя инвариант­ный набор постоянных задач и обязанностей руководителя (подбор кадров, расстановка персонала, профессиональная ориентация, адаптация, подготовка и переподготовка, оценка и аттестация кадров, сокращение, увольнение и др.). Такая неза­висимость придает системе кадровых функций стабильность, позволяющую рассматривать ее как самостоятельную катего­рию управленческих функций.

3. Реализация любой кадровой функции подчиняется «пра­вилу целостного управленческого цикла». Например, комплек­тование штатов начинается с целеполагания. Затем планирует­ся работа по реализации цели, включающая в себя прогноз ди­намики персонала. Решение этой задачи связано и с функцией организации исполнения, поскольку сам набор производится исходя из представлений о создаваемой структуре. Комплектование кадров сопряжено и с созданием мотивации и обеспече­нием коммуникативного пространства организации. Завер­шающий этап — контроль результатов комплектования. По этому сценарию происходит и решение других кадровых задач.

4. Решение всех кадровых проблем нетождественно кадро­вым функциям руководителя. Объем кадровой работы столь велик, что его реализацией занимаются специализированные подразделения, рассмотрение деятельности которых выходит далеко за пределы деятельности самого руководителя. Руково­дитель осуществляет координирующее воздействие, состав­ляющее содержание его кадровых функций. Специфичность и особая роль кадровых функций в организационной работе при­вели к тому, что к настоящему времени их система оформилась в самостоятельное направление теории и практики управле­ния — кадровый менеджмент.

Функции руководителя при работе с персоналом

Помимо кадровой работы в организации руководитель выполняет и другие управленческие функции: воспитатель­ную, дисциплинарную, арбитражную, психотерапевтиче­скую, экспертно-консультативную. Эти функции трудно от­делить от других управленческих функций, особенно от кад­ровых.

Очень показательна в этом плане воспитательная функция. Ее можно рассматривать в узком и широком смыслах. Руководи­тель может оказывать воспитательное воздействие в форме бе­сед, наставлений и т. п. Практика показала, что гораздо большее влияние имеет непрямая реализация воспитательной функ­ции — через личный пример профессиональной компетентно­сти руководителя, стиль ведения дела в организации. Для реше­ния воспитательных задач надо создать определенную социально-психологическую среду в организации. При этом необ­ходимо соблюдение двух основных требований: принцип еди­ной морали и принцип единства слова и дела.

Данная функция основывается на фундаментальном психо­логическом законе: человек обучается социальному поведению посредством наблюдения и усвоения эталонов поведения зна­чимых людей. К их числу относится, прежде всего, руководи­тель. Под влиянием механизма идентификации подчиненные копируют поведение, стиль, манеру руководителя. Им руково­дитель (часто не осознанно) отдает приоритет. Таким образом, личность руководителя влияет не только на реализацию воспи­тательной функции, но и на функцию подбора кадров.

Арбитражная функция руководителя состоит в разрешении конфликтов и трудовых споров в организации. Ее реализация происходит в различных формах, но главными являются три ее стратегии.

1. Директивный стиль разрешения конфликта.

2. Медиаторная модель арбитража. Руководитель выступа­ет посредником между конфликтующими сторонами.

3. Компромиссная модель. По форме — это приказ руково­дителя, а по содержанию арбитражные действия предполагают, возможно, более полный учет интересов конфликтующих сто­рон и взвешенность арбитражных санкций по отношению к ним.

Суть психотерапевтической функции руководителя — в создании атмосферы психологического комфорта в коллекти­ве. Его основными элементами являются чувство безопасности у работников, отсутствие тревоги за завтрашний день, уверен­ность в поддержке руководителя и сослуживцев в трудную ми­нуту.

Существует определенный симптомокомплекс личностных качеств руководителя, которые содействуют реализации этой функции: уверенность в себе, приветливость и вежливость, чувство юмора, искренний интерес к подчиненным,— ориента­ция на человека.

Дисциплинарная функция не сводится лишь к карательным мероприятиям, она должна выполнять более общую задачу — эффективную организацию исполнения в целом и его коррек­тировку.

Экспертно-консулътативная функция включает в себя три основных аспекта.

1. Реализация в деятельности руководителя потенциал обобщенного управленческого качества, обозначаемого поня­тием «профессиональная компетентность».

2. Роль данной функции — в решении задачи делегирования полномочий, распределения работ внутри организации.

3. Проведение руководителем регулярных бесед, консульта­ций для помощи исполнителям в реализации ими производ­ственных функций.

Наряду с этими аспектами существуют и иные формы экспертно-консультативной функции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.