КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кадровые функции руководителя
В начале общения с другим человеком Неизвестная зона Скрытая зона Слепая зона Открытая зона Открытое, т.е. известное для меня и для других людей Закрытое для меня, но открытое для других, т.е. неизвестное мне Открытое для меня, но закрытое для других Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям ? Углубление человеческих контактов приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию «пространств» и уменьше-н ию закрытых и недоступных пониманию «пространств» личности. Размеры «пространств» личности * В некоторых источниках «окно Джохари» Размеры «пространств» в результате установления близких и подлинных взаимоотношений
Когда человек ведет себя открыто, другие люди могут узнать о нем больше, а это увеличивает возможность взаимопонимания. Если человек закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя. Определение системы кадровых функций Для понимания роли кадровых функций в деятельности руководителя сформулированы следующие исходные положения. 1. Система кадровых функций в деятельности руководителя дифференцируется по другому критерию, чем система административных функций. Кадровые функции соответствуют второму — основному — «измерению» управленческой деятельности и связаны с воздействием на людей (персонал). 2. Кадровые функции относительно независимы от конкретных особенностей организации и включают в себя инвариантный набор постоянных задач и обязанностей руководителя (подбор кадров, расстановка персонала, профессиональная ориентация, адаптация, подготовка и переподготовка, оценка и аттестация кадров, сокращение, увольнение и др.). Такая независимость придает системе кадровых функций стабильность, позволяющую рассматривать ее как самостоятельную категорию управленческих функций.
3. Реализация любой кадровой функции подчиняется «правилу целостного управленческого цикла». Например, комплектование штатов начинается с целеполагания. Затем планируется работа по реализации цели, включающая в себя прогноз динамики персонала. Решение этой задачи связано и с функцией организации исполнения, поскольку сам набор производится исходя из представлений о создаваемой структуре. Комплектование кадров сопряжено и с созданием мотивации и обеспечением коммуникативного пространства организации. Завершающий этап — контроль результатов комплектования. По этому сценарию происходит и решение других кадровых задач. 4. Решение всех кадровых проблем нетождественно кадровым функциям руководителя. Объем кадровой работы столь велик, что его реализацией занимаются специализированные подразделения, рассмотрение деятельности которых выходит далеко за пределы деятельности самого руководителя. Руководитель осуществляет координирующее воздействие, составляющее содержание его кадровых функций. Специфичность и особая роль кадровых функций в организационной работе привели к тому, что к настоящему времени их система оформилась в самостоятельное направление теории и практики управления — кадровый менеджмент. Функции руководителя при работе с персоналом Помимо кадровой работы в организации руководитель выполняет и другие управленческие функции: воспитательную, дисциплинарную, арбитражную, психотерапевтическую, экспертно-консультативную. Эти функции трудно отделить от других управленческих функций, особенно от кадровых. Очень показательна в этом плане воспитательная функция. Ее можно рассматривать в узком и широком смыслах. Руководитель может оказывать воспитательное воздействие в форме бесед, наставлений и т. п. Практика показала, что гораздо большее влияние имеет непрямая реализация воспитательной функции — через личный пример профессиональной компетентности руководителя, стиль ведения дела в организации. Для решения воспитательных задач надо создать определенную социально-психологическую среду в организации. При этом необходимо соблюдение двух основных требований: принцип единой морали и принцип единства слова и дела.
Данная функция основывается на фундаментальном психологическом законе: человек обучается социальному поведению посредством наблюдения и усвоения эталонов поведения значимых людей. К их числу относится, прежде всего, руководитель. Под влиянием механизма идентификации подчиненные копируют поведение, стиль, манеру руководителя. Им руководитель (часто не осознанно) отдает приоритет. Таким образом, личность руководителя влияет не только на реализацию воспитательной функции, но и на функцию подбора кадров. Арбитражная функция руководителя состоит в разрешении конфликтов и трудовых споров в организации. Ее реализация происходит в различных формах, но главными являются три ее стратегии. 1. Директивный стиль разрешения конфликта. 2. Медиаторная модель арбитража. Руководитель выступает посредником между конфликтующими сторонами. 3. Компромиссная модель. По форме — это приказ руководителя, а по содержанию арбитражные действия предполагают, возможно, более полный учет интересов конфликтующих сторон и взвешенность арбитражных санкций по отношению к ним. Суть психотерапевтической функции руководителя — в создании атмосферы психологического комфорта в коллективе. Его основными элементами являются чувство безопасности у работников, отсутствие тревоги за завтрашний день, уверенность в поддержке руководителя и сослуживцев в трудную минуту. Существует определенный симптомокомплекс личностных качеств руководителя, которые содействуют реализации этой функции: уверенность в себе, приветливость и вежливость, чувство юмора, искренний интерес к подчиненным,— ориентация на человека. Дисциплинарная функция не сводится лишь к карательным мероприятиям, она должна выполнять более общую задачу — эффективную организацию исполнения в целом и его корректировку.
Экспертно-консулътативная функция включает в себя три основных аспекта. 1. Реализация в деятельности руководителя потенциал обобщенного управленческого качества, обозначаемого понятием «профессиональная компетентность». 2. Роль данной функции — в решении задачи делегирования полномочий, распределения работ внутри организации. 3. Проведение руководителем регулярных бесед, консультаций для помощи исполнителям в реализации ими производственных функций. Наряду с этими аспектами существуют и иные формы экспертно-консультативной функции.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |