Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия,ее предмет, функции и структура




Термин «философия»(ф) возник из 2-х греческих слов «phileo»-любовь и «sophia»-мудрость и означает любовь к мудрости. Ф зародилась в дрИндии затем в дрКитае и позже в дрГреции. Пифагор был первым кто ввел термин ф, а употребил его уже Платон. В качестве предмета ф. Рассматр-ся вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека(ч) и мира, ответ на которые дает возможность ч оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов. Общую структуру предмета ф составляют: онтология (учение о бытии)(натур ф), гносеология (уч о познан), диалектика (уч о развитии); антропология (уч о чел как спец форм бытия о его происх, сущности смысле сущ-я); соц-я ф(изуч общ как спец-ю форму бытия). Они же явл-ся основ частями теоретич ф. Также иногда в кач-ве особого раздела выделяют метафизику. В рамках данных основных разделов ф можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия, материя, общество, бессознательное, человек, природа и тд.

Основ-ми методами ф (путями, средствами, с помощью кот-х осущ-ся ф-ое исследование) явл-ся: Диалектика – метод ф-го исслед-я, при котором вещи, явления рассм-ся гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассм-ся: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство). Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недосказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической ф. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности. Софистика – метод, основ-й на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Одновременно и направлениями в ф, и ф-ми методами явл-ся: Материализм – действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление материи. Идеализм – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познават-о процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Рационализм – ф-й метод и направление в ф, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

Функции ф – основные направления применения ф, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение: Мировоззренческую – способ-т формир-ю целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципы взаимодействия с окружающим миром; Методологическую – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; Мыслительно-теоретическую – выражается в том, что ф учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира; Гносеологическую – одна из основополагающих функций ф – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания); Критическую – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания; Аксиологическую – закл-ся в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др, ее цель– быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее; Социальную – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, вскрыть, противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества; Воспитательно-гуманитарную – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их ч и обществу, способствовать укреплению морали, помочь ч и обществу, способ-ть укреп-ю морали, помочь ч адаптир-ся в окружающем мире и найти смысл жизни; Прогностическую – заключается в том, чтобы на основании имеющихся ф-их знаний об окружающем мире и ч, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, ч, природы и общества; Идеологическую – учение об идеях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.