Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание его уровни и формы




Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

В науке различают эмп. и теор. ур. п-я. Для эмпирического познания хар-на фатофиксирующая деятельность. Теоритическое познание-это сущьное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Наюлюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение-преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявления существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего лбъкт в определенные заданные условия, отвечающие целям исследования. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученые в уме оперируют определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент позволяет проверить и подтвердить гипотезу и дает данные для новых гипотез. Теория-это высшая, обоснованная, логическая, непротиворечимая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности и т.д. В серцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многобразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпритационные и дедуктивные.

Основной формами научного познания являются: 1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы. Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Теория выступает в различных формах: “типическая” - включает свои теоретические обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Части типической формы - объяснительные и описательные части. Описание - характера существенных черт, форм, структуры. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть объяснение дает понимание действительности, которое возникает только тогда, когда явление выведено из фактов, его порождающих. Различают ряд типов объяснения: - на основе закона (законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания и объяснения); - причинное (выяснение факторов, порождающих явление); - генетическое (исследование процесса возникновения явления, которое дает понять важнейшие черты этого явления). Непосредственный источники научного познания - факты. Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Факт - самостоятельное реальное событие. Важнейшее свойство фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам. Факты обладают принудительной силой только при условии объективно-реального подхода к действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности. наиболее общий метод, разрабатываемый философией; общенаучные методы - научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции - методы идеализации, формализации, математизации, моделирования; частные методы отдельных наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.