Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические функции государства в рыночной экономике




Функции государства: 1) Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. 2) Обеспечение занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. 3) Регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. 4) Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. 5) Государственное регулирование рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.

6)Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности и т.д.

7)Реализация национальных интересов.Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.


37 Фискальная политика государства: сущность, цели, типы и инструменты.

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Главная задача фискальной политики - сбалансировать макроэкономическую систему. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на объемы национального производства и занятость населения.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. Автоматическая фискальная политика - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

38. Государственный бюджет:доходы и расходы.Бюджетный дефицит. Государственный долг и его социально-экономические последствия.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства.

Основные функции:

- Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);

- Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;

- Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;

- Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств;

Доходы бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет и состоящие из налоговых и неналоговых доходов, кроме того, доходы бюджета образуются за счёт безвозмездных перечислений. Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К неналоговым доходам относятся: доходы от продаж и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; штрафы, взимание которых не связано с налогами;

Расходы бюджета- денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы бюджета - это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.

При превышении расходной части государственного бюджета над расходной возникает бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи превосходят доходы. В макроэкономике бюджетный дефицит - один из факторов развития инфляционного процесса, показатель кризисного состояния государственных финансов.

Государственный долг - неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты.

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж. Происходит ограничение возможностей частного предпринимательства и роста экономики. Проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. Происходит подрыв финансово-кредитной системы.

Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.


39. Налоги и налоговая система: сущность, функции, виды, принципы, элементы. Кривая Лаффера.

Налоги и налоговая система это:

1.источники бюджетных поступлений

2.важнейшие структурные элементы экономики рыночного хозяйства

Налоги- обязательные платежи, взимаемые местными и центральными органами власти

Элементы налоговой системы:

1.Субъект налогооблажения: юридическое или физическое лицо, которое является плательщиком налога

2.Носитель налога- лицо, фактически уплачивающее налог

3. Объект налогооблажения-доход, имущество, цена товара, по которым начисляется налог.

4. Налоговая ставка-величина налога на единицу обложения.

Принципы налогооблажения по Смиту:

1. равномерность: единство требований государства к налогоплательщикам

2. определенность: четкость, ясность, стабильность

3. простота и удобство

4. неотягощенность: умеренность

Принципы налогооблажения современные:

1.всеобщность

2.стабильность

3.равнонапряженность

4.обязательность

5. социальная справедливость и.т.д.

Виды налогов:

1.Прямые-налоги, связанные с результатом хозяйственной деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества. (подоходний налог с физических лиц, налог на прибыль с корпораций, имущественные налоги, налоги с наследства и дарений, земельный налог)

2.Косвенные- налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости оборота и продажи товаров, работ, услуг. (акцизные, таможенные налоги, налог на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость)

В зависимости от характера налоговых ставок, налоги: пропорциональные (применяется единая налоговая ставка), прогрессивные (налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогооблажения), регрессивные (налоговая ставка понижается по мере возрастания величины объекта налогооблажения).

В зависимости от того, кто взимает налоги, на какой бюджет поступают налоги: государственные и местные

Функции налоговой системы:

1.фискальная-состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы

2.распределительная-влияет на распределение доходов, капиталов, инвестиционных ресурсов

3.контрольная-защитная функция, обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий

4.стимулирующая- проявляется через специфические формы, элементы налогового механизма

5.регулирующая-характеризует роль налогов в системе регулирования макроэкономических процессов.

6.социальная-само материальное содержание налогов как денежных ресурсов.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения(35-40%), при котором налоговые поступления достигают максимума.

 


40. Финансы: понятие, принципы построения. Государственные, местные финансы, финансы предприятий.

Финансы - система, сложившихся в обществе экономических отношений по формированию использования фонда денежных средств

Денежные фонды формируются на макро и микроуровне. На макроуровне к ним относятся: госбюджет, государственные внебюджетные фонды. На микроуровне к ним относятся: фонды собственных, заемных, привлеченных средств

Финансовые отношения возникают:

1.Между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации продукции, оказании услуг.

2.Между хозяйствующими субъектами и вышестоящими инстанциями при создании совместных фондов денежных средств и их использования

3.Между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании внебюджетных фондов.

4.Между отдельными бюджетными и внебюджетными формами.

5. Между отдельными гражданами и государством.

Финансовая система включает 3 блока:

1.государственные финансы - отражают экономические отношения по формированию и использованию фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения государством своих функций. Включают: госбюджет и внебюджетные формы

2.местные финансы- совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

3.финансы физических и юридических лиц - совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, для обеспечения расширенного воспроизводства. Включает: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

41. Деньги: сущность, формы, функции. Предложение и спрос на деньги. Денежные агрегаты.

Деньги- особый товар, который служит всеобщим эквивалентом. Сущность денег проявляется в их функциях.

Функции:

1)Деньги, как мера стоимости

- это приравнивание товаров к определенной сумме денег.

2)Деньги, как средство обращения

-с помощью чего осуществляется обмен товаров и услуг.

3)Деньги, как средства накопления

-сбережение и образование сокровищ.

4)Деньги, как средства платежа

-в силу определённых обстоятельств товар нельзя продать за деньги и возникает Необходимость продаже товаров в кредит.

Эволюция форм денег:

1)Товарные денежные эквиваленты – товар с натуральной формой которого сравнивается его функция всеобщего эквивалента.

2)Золотые и серебряные формы- это наличная монета из золота или серебра, кол-во которой составляет наличную стоимость.

3)Биллонные деньги -неполноценная разменная монета.

4)Бумажные деньги- денежные знаки выпускаемые государством.

5)Кредитные деньги- знаки стоимости возникшие на основе замещения имущественных обязательств частных лиц и государства.

Предложение и спрос на деньги

Предложение денег осуществляет банковская система, центробанк страны может непосредственно увеличивать или уменьшать денежную массу регулируя размер своей эммисии.

Предложение денег имеет свои параметры и рассчитывается с учетом следующих факторов:

1)производственные тенденции развития производства

2)изменение уровня цен и доходов

3)скорость обращения денег

Спрос на деньги.

Трактуют спрос по-разному: одни, как желание иметь деньги в запасе, другие включают спрос на деньги которые индивид хочет потратить на текущие нужды и на те которые имеет в запасе в целях будущих прав.

Спрос на деньги всегда конкретен он включает: текущий спрос и транссакциональный(желание иметь наличные деньги для обеспечения в будущем возможности распоряжаться ими)

Денежные агрегаты - виды денег и денежных средств отличающиеся друг от друга по степени ликвидности.

М0 – представляет собой наличные деньги. Он предпочтительнее других т.к

1)отражает количество денег в стране

2)относительно легкий в расчете

М1 – включают в себя наиболее мобильные денежные средства в виде наличных денег (М0)+ деньги, находящиеся на банковских счетах до востребования и другие чековые вклады.

М2 - М1+ срочные вклады денег, нечековые сберегательные вклады и др.

М3 -М2 + крупные срочные сберегательные вклады принадлежащие частным лицам и организациям.

L – М3 + различные ценные бумаги

42. Денежная система: элементы и механизм действия. Условия стабилизации денежной системы.

Денежная система- форма организации денежного обращения в стране.

Структурно денежная система включает следующие элементы:

1)наименьшие денежные системы

-это мера денег в стране принятая за 1 год

2) масштаб цен

- высокое количество денежного металла, принимаемое в стране в качестве денежной единицы.

3)эммисионная система

-учреждение выпускающее деньги и ценные бумаги

4) формы денег

-овеществленное в определенном типе всеобщего эквивалента, меновая стоимость которая в состоянии обеспечить устойчивое обращения товара.

5)институты денежной системы

-государственные и негосударственные учреждения регулирующие денежные обращения.

Условия стабилизации денежной системы.

1. Увеличение производства и товарооборота.

2. Ликвидация дефицита государственного бюджета — обеспечивается путем увеличения налогового обложения, сокращения гражданских расходов, в том числе на образование, здравоохранение, жилищное строительство и другие социальные нужды.

3. Сжатие денежной массы в обращении

4. Сбалансирование международных расчетов страны и накопление золото-валютных резервов для поддержания валютного курса


43.Инфляция: причины, сущность, виды, измерение.

Инфляция- обесценивание денег, снижение их покупательной способности.

Причины инфляции:

1)несбалансированность гос. расходов и доходов.

2)инфляционный рост цен

3)общее повышение уровня цен

4)инфляция ожиданий

5)импортируемая инфляция

Инфляционная сущность,в двух формах:

1)открытая - повышение цен

2)скрытая- цены контролируются государством

Исходя из причин выделяют три вида инфляции:

Инфляция спроса. Причины: 1) расширение гос.законов 2)расширение покупательной способности 3)увеличение спроса на средства производства

Инфляция издержек. Причины: 1) повышение номинальной З/П 2)повышение цен на сырье 3)увеличение налогов

Инфляция ожиданий -связана с ростом з/п. Причины: 1)недавние растущие инфляционные ожидания.

Измерения.

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции.

Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило используются несколько основных методов:

· Индекс цен производителей — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж.

·Индекс расходов на проживание— учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

·Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.


44. Механизм современной инфляции. Социально – экономические последствия. Инструменты регулирования инфляционных процессов. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Современная инфляция представляет собой сложный многопрофильный процесс, в той или иной мере охвативший все страны. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны, ее населению. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: - если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; - если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов сопровождается серьёзными изменениями в распределительных процессах (в распределении не только доходов, но и ресурсов), ведёт к выигрышу одних и проигрышу других экономических агентов.

Ранее инфляция возникала, как правило в чрезвычайных обстоятельствах, к примеру во время войны. Однако в последние два -три десятилетия во многих странах она стала постоянной.

Экономические последствия инфляции:

Последствия зависят от того является ли она предсказуемой или нет.

Издержки предсказуемой инфляции:

1)связанные с инфляцией налогов

2)обесценивание денег ведет к падению спроса на них

3)связанные с особенностью налогового законодательства

4) в неудобствах жизни при часто меняющихся ценах

Издержки непредвиденной инфляции:

1)обесценивание денежных сбережений фирм и населения

2)перераспределения богатства от кредитора к должнику

3)перераспределение богатства

4)увеличение инвестиционных рисков и увеличение инвестиций

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки и др.

Антиинфляционная политика включает направления:

1) контроль над совокупным спросом и жесткая бюджетная политика

2)стимулирование совокупного предложения

3)предложения инфляционных ожиданий

Существует связь между инфляцией и безработицей. При высокой безработице – низкая инфляция и наоборот. Эта взаимосвязь выражена в кривой Филлипса.

Из графика видно, что когда безработица велика, инфляция низка и след.безработица представляет собой менее значимую проблему. Кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в условиях инфляции с постоянными темпами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.