КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастная периодизация психического развития человека. Критерии и факторы психического развитияПериодизация психического развития (ППР)— выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий психического развития. В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, др высших психич функций (ВПФ) и свойственной для кажд, специфич восприимчивостью для развития опр ВПФ. Выделяются критические периоды развития (Выготский), через смену кот происходит возрастное развитие психики. Переход от одного периода к др может проявляться в виде резкого изменения, "скачка" развития (Коссаковский). Физиологически критич период характеризуется преобразованием 1 доминант состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в новое состояние, требующееся в последующем возрастном периоде (Аршавский). Эльконин: «От правильного решения проблемы периодизации зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений. Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов». В процессе онтогенеза — от рождения до зрелых лет — человек проходит через неск возрастных периодов. Л. С. Выготский различал три группы периодизации (с I пол.XX в.) I. группа: попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе «ступенчатообразного» построения др процессов. К данной группе относ. периодизации детского развития, основанные на биогенетическом принципе, где за основу принимаются этапы филогенетического развития. Например, концепция американского психолога Гренвилла Стеши Холла. Исследуя ПР ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Геккель: зародыши в св эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего сущ-я. В теории рекапитуляции Холл утверждал, что последователь-ность и содержание этапов развития заданы генетически, и потохму ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психич развития, критерием в кот был способ добывания пищи. Выделил 5 осн фаз в ПР детей: 1. От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания - дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком. 2. 5 до 11 лет — стадия охоты и захвата - дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком. 3. 8 до 12 лет — пастушеская стадия - дети стремятся иметь свой собств уголок, строят свои укрытия во дворах или в поле, в лесу, но не в доме, любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. 4. 11 до 15 лет — земледельческая стадия. у детей появляется наблюдательность и осмотрительность. 5. 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия совр человека - дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и др точных наук. Гетчинсон считал, что с 8 лет, т. е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах.. периодизация детства в соответствии «со ступенями воспитания и образования ребенка», с расчленением системы народного образования, принятой в данной стране (дошкольный возраст, младший школьный возраст и т. д.). Концепция ПР ребенка, созданная А, Валлона - намечены стадии развития личности. 1) Первые формы контакта ребенка со средой носят аффективный характер. В этот период ребенок полностью погружен в свои эмоции, и благодаря этому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти реакции. Ребенок не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей, от каждого отдельного человека. Поведение ребенка в этот период показывает, что он постоянно чем-то занят: общается с другими детьми и взрослыми, играет, постоянно меняясь ролями с партнером. Но при этом он еще не может отличать действий партнера по игре от своих собственных. 2+3) За фазой противопоставления окружающему следует фаза более позитивного персонализма, воспитание ребенка в этом возрасте «должно быть насыщено симпатией». 4) 7-14 лет ведет личность к еще большей самостоятельности. С этого времени Дети, наряду со взрослыми, стремятся к созданию своеобразного равноправного общества. периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования. Периодизация зрелого возраста включает раннюю зрелость (17—40 лет), среднюю зрелость (40-60 лет), позднюю зрелость (старше 60 лет) с переходными периодами, носящими характер кризисов (Д. Левинсон, Д. Бромлей, Р. Хевигхерст).
Модульное обучение (МО) – один из видов программированного обучения, известного уже с 1960-х годов. В Украине технология МО в различ. вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х г (Юцявичене). В наст время в Украине идет становление новой СО, ориентир на вхождение в мировое образоват пространство. Традиц система обучения пережила глубокий кризис и вошла в противоречие с новыми условиями информац взрыва, глобальной информатизации всех сфер жизни совр. человека. Фронтальная сист обучения и аудитор принцип орг-и учеб занятий, кот родились более 3х в назад не способны в наст. время обеспечить решение задач подготовки компетентных специалистов на совр уровне, обладающих критическим систем. мышлением, способных творчески решать нестандартные проблемы. Отличия МО от др систем обучения: - содержание обуч представляется в законченных самост комплексах, усвоение кот осущ в соотв с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. - изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули, реализуется процесс индивидуал общения управляемого и управляющего; - студент работает макс времени самост, учится целеполаганию, самоорганизации и самоконтролю;- отсутствует проблема индивид. Консульти-рования, дозированной помощи учащимся. Цель МО: содействие развитию самост-ти учащихся, их умения работать с учетом индивидуал способов проработки учеб материала. При разработке модулей учёт принципов: частные дидактич цели учеб элементов в св совокупности обеспеч достижение интегрированной цели модуля; и комплексной дидактической цели модульной программы; реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. Вход. и выход. контроль более жесткий, осущ преподавателем, тек и промежуточ - в виде само- и взаимоконтроля учащихся - учебный и дидактич материал излагается доступно, конкретно, в диалоговой форме; - при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация; Структура проектирования модуля: 1. определение интегрирующей цели модуля. 2. Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой занятия. 3. формулирование цели каждого учебного элемента. 4. определение содержания каждого учебного элемента. 5. формулир-е рекомендаций студентам. Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля. Деятельность учащегося ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности студ на каждом занятии. Изменяется принципиально деятельность преп-ля. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осущ. рефлексивное управ-е обучением. Индивидуализир подход в МО позволяет студ освоить проф навыки полностью, а группы остаются относительно однородными по мн пок-лям, так как не происходит «расслоения» по шкале - успеваемость. Свобод регламентация времени искл неуспешность. благодаря свободному темпу большинство учащихся испытывают положительные эмоции. возможен негативный аспект, когда учащийся испытывает ошибоч ощущение «безграничности времени».
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |