Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация психического развития человека. Критерии и факторы психического развития




Периодизация психического развития (ППР)— выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий психического развития.

В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, др высших психич функций (ВПФ) и свойственной для кажд, специфич восприимчивостью для развития опр ВПФ. Выделяются критические периоды развития (Выготский), через смену кот происходит возрастное развитие психики. Переход от одного периода к др может проявляться в виде резкого изменения, "скачка" развития (Коссаковский). Физиологически критич период характеризуется преобразованием 1 доминант состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в новое состояние, требующееся в последующем возрастном периоде (Аршавский). Эльконин: «От пра­вильного решения проблемы периодизации зависит страте­гия построения системы воспитания и обучения подрастающих поко­лений. Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдель­ных возрастных этапов».

В процессе онтогенеза — от рождения до зрелых лет — человек про­ходит через неск возрастных периодов. Л. С. Выготский различал три группы периодизации (с I пол.XX в.)

I. группа: попытки периодизации дет­ства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе «ступенчатообразного» построения др процессов. К данной группе относ. периодиза­ции детского развития, основанные на биогенетическом принципе, где за основу принимаются этапы филогенетического развития. Например, концепция американского психолога Гренвилла Стеши Холла. Исследуя ПР ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Геккель: зародыши в св эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего сущ-я. В теории рекапитуляции Холл утверждал, что последователь-ность и содержание этапов развития заданы генетически, и потохму ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Гетчинсон на основании теории рекапитуляции со­здал периодизацию психич развития, критерием в кот был способ добывания пищи. Выделил 5 осн фаз в ПР детей: 1. От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания - дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком.

2. 5 до 11 лет — стадия охоты и захвата - дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жесто­кость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком.

3. 8 до 12 лет — пастушеская стадия - дети стре­мятся иметь свой собств уголок, строят свои укрытия во дворах или в поле, в лесу, но не в доме, любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать.

4. 11 до 15 лет — земледельческая стадия. у детей появ­ляется наблюдательность и осмотрительность.

5. 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или ста­дия совр человека - дети начинают осозна­вать роль денег, значение арифметики и др точных наук. Гетчинсон считал, что с 8 лет, т. е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах..

периодизация детства в соответствии «со ступенями воспитания и образования ребенка», с расчленением системы народного образова­ния, принятой в данной стране (дошкольный возраст, младший школь­ный возраст и т. д.).

Концепция ПР ребенка, созданная А, Валлона - намечены стадии развития личности.

1) Первые формы контакта ребенка со средой носят аффективный ха­рактер. В этот период ребенок полностью погружен в свои эмоции, и благодаря этому он сливается с соответствующими ситуациями, кото­рые вызывают эти реакции. Ребенок не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей, от каждого отдельного человека. Поведение ребенка в этот период показывает, что он постоянно чем-то занят: общается с другими детьми и взрослыми, играет, постоянно ме­няясь ролями с партнером. Но при этом он еще не может отличать дей­ствий партнера по игре от своих собственных.

2+3) За фазой противопоставления окружающему следует фаза более позитивного персонализма, воспитание ребенка в этом возрасте «должно быть насыщено сим­патией». 4) 7-14 лет ведет личность к еще большей самостоятельности. С этого времени Дети, наряду со взрослыми, стремятся к созданию своеобразного равноправного обще­ства.

периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. Пос­ле стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспи­тание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования.

Периодизация зрелого возраста включает раннюю зрелость (17—40 лет), среднюю зрелость (40-60 лет), позднюю зрелость (старше 60 лет) с переходными периодами, носящими характер кризисов (Д. Левинсон, Д. Бромлей, Р. Хевигхерст).

 

 


 


  1. Технология модульного обучения. Проектирование модульной программы.

Модульное обучение (МО) – один из видов программированного обучения, известного уже с 1960-х годов. В Украине технология МО в различ. вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х г (Юцявичене).

В наст время в Украине идет становление новой СО, ориентир на вхождение в мировое образоват пространство. Традиц система обучения пережила глубокий кризис и вошла в противоречие с новыми условиями информац взрыва, глобальной информатизации всех сфер жизни совр. человека. Фронтальная сист обучения и аудитор принцип орг-и учеб занятий, кот родились более 3х в назад не способны в наст. время обеспечить решение задач подготовки компетентных специалистов на совр уровне, обладающих критическим систем. мышлением, способных творчески решать нестандартные проблемы.
Технология МО является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осущ самообучение, саморазвитие, регулировать темп работы, содержание учебного материала. Обучающим модулем называется автономная часть учебного материала, состоящая из следующих компонентов:
1.Точно сформулированная учебная цель
2. Информац-й блок (банк информации) - учеб материал, структурированный на учебные элементы в виде методич пособий, рабочих тетрадей или обучающих компьютерных программ 3. Методический блок – руководство по достижению целей (алгоритмы обучения)
4. Исполнительский блок (для формирования умений) – пакеты задач и упражнений с алго-ритмами решений, описания лаб и практич работ
5.Контролирующий блок
МО предполагает организацию образовательного процесса, при кот учебная информация раздел. на модули (и самостоят. единицы информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание дисциплины. Модули м.б. целевыми (содержать сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания).

Отличия МО от др систем обучения:

- содержание обуч представляется в законченных самост комплексах, усвоение кот осущ в соотв с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. - изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули, реализуется процесс индивидуал общения управляемого и управляющего; - студент работает макс времени самост, учится целеполаганию, самоорганизации и самоконтролю;- отсутствует проблема индивид. Консульти-рования, дозированной помощи учащимся.

Цель МО: содействие развитию самост-ти учащихся, их умения работать с учетом индивидуал способов проработки учеб материала.

При разработке модулей учёт принципов:

частные дидактич цели учеб элементов в св совокупности обеспеч достижение интегрированной цели модуля; и комплексной дидактической цели модульной программы;

реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. Вход. и выход. контроль более жесткий, осущ преподавателем, тек и промежуточ - в виде само- и взаимоконтроля учащихся

- учебный и дидактич материал излагается доступно, конкретно, в диалоговой форме; - при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

Структура проектирования модуля:

1. определение интегрирующей цели модуля.

2. Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой занятия. 3. формулирование цели каждого учебного элемента. 4. определение содержания каждого учебного элемента.

5. формулир-е рекомендаций студентам.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности студ на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность преп-ля. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осущ. рефлексивное управ-е обучением.

Индивидуализир подход в МО позволяет студ освоить проф навыки полностью, а группы остаются относительно однородными по мн пок-лям, так как не происходит «расслоения» по шкале - успеваемость. Свобод регламентация времени искл неуспешность. благодаря свободному темпу большинство учащихся испытывают положительные эмоции. возможен негативный аспект, когда учащийся испытывает ошибоч ощущение «безграничности времени».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.