Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности федеративного устройства России.




Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация в основном объединяет субъектов с одинаковым правовым статусом, но в определенных случаях возможна и асимметричная федерация, когда приходится счи­таться с объективной реальностью. Например, когда субъекты федерации имеют прин­ципиальные различия и их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и, следовательно, к сепаратизму, развалу федерации, к асимметричным фе­дерациям западные ученые относят, например Бельгию, Испанию и, конечно, РОССИЮ. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в конституции РОССИЙ­СКОЙ Федерации, но, главным образом, в договорах между РОССИЙСКОЙ Федерацией и ее субъектами.

Разделение компетенции между федеральной властью и субъектами федерации является труднейшей проблемой федеративного устройства. Субъекты федерации как правило обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Феде­ральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную

компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию, осуще­ствление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения наро­дов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта феде­рации из союза.

Существует еще одна форма государственного устройства - конфедерация, которая предполагает собой объединение нескольких суверенных государств. Такая форма объ­единения носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя назвать устойчивой формой государственного устройства, так как со временем она, как правило, либо распадается на ряд суверенных государств, либо трансформируется в федерацию, которая даже при номинальном сохранении статуса конфедерации несет в себе все основные федеративные свойства и признаки. Так, на­пример, Канада и Швейцария по сути давно превратившиеся в федерации, формально сохраняют конфедеративное устройство. Состав субъектов РОССИЙСКОЙ Федерации

На сегодняшний день форма государственного устройства России и ее структура опре­делена в конституции, часть 1 статьи 65 конституции Российской федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов РОССИЙСКОЙ Федерации на момент принятия настоящей конституции. В РОССИЙСКОЙ Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 авто­номная область и 10 автономных округов: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алания, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республи­ка Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - хальмг тангч, карачаево-черкесская Республика, Республика Карелия, Рес­публика коми, Республика Марий эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Респуб­лика Хакасия, чеченская Республика, чувашская Республика - чаваш республики; Ал­тайский край, краснодарский край, красноярский край, приморский край, Ставрополь­ский край, хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, владимирская область, волгоградская область, вологодская область, воронежская область, ивановская область, иркутская область, калининградская область, калужская область, Камчатская область, кемеровская область, кировская область, кост­ромская область, курганская область, курская область, Ленинградская область, липецкая область, Магаданская область, московская область, мурманская область, Нижегородская область, новгородская область, новосибирская область, Омская область, оренбургская область, орловская область, пензенская область, пермская область, псковская области, Ростовская область, Рязанская область, самарская область, Саратовская область, саха­линская область, свердловская область, смоленская область, тамбовская область, твер­ская область, томская область, тульская область, тюменская область, Ульяновская об­ласть, челябинская область, читинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения; Еврейская автономная область; агинский Бурятский автономный округ, коми-пермяцкий автономный округ, Коряк­ский автономный округ, ненецкий автономный округ, таймырский (Долгано-ненецкии) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, ханты-мансийский автономный округ, чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Яма­ло-Ненецкий автономный округ.

Перечень субъектов федерации дается по видам в той последовательности, как они при­водятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутри каждого из них - в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка - государственного языка федерации), такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данного перечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равный конституционный статус включенных в него субъ­ектов.

Названия субъектов федерации даны в том варианте, который определен (или подтвер­жден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия рес­публик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.