Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические методы управления




1.

Тема 8 «Методы управления: экономические, организационно-административные, социально-психологические

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 14,99р. (на 29.03.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

 

1. Экономические методы управления

2.Организационно-распорядительные методы управления

3.Социально-психологические методы управления

4 Условия действенного применения методов управления

Экономические методы управления — это система экономи­ческих стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

Экономические интересы образуют в обществе систему, кото­рая может быть разложена на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами существуют диалектические противоречия. Противоречия не искусственные, а существующие изначально, объективно.

Каждый работник заинтересован, во-первых, в результатах сво­его труда как такового; во-вторых, в результатах труда производ­ственного коллектива, членом которого он является; в-третьих, в результатах всего общественного производства. На первом месте должны быть интересы общества, затем производственных кол­лективов и каждой личности. Без создания материальных предпо­сылок существования общества, обеспечения безопасности его жизнедеятельности и стабильности невозможно нормальное су­ществование личности и коллектива. Без обеспечения нормаль­ных условий деятельности коллектива невозможно развитие каж­дого работника.

Проблема сочетания личных, коллективных и государствен­ных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она предполагает решение целого ряда задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления, заработной платы и по­ощрительными и т.д. Применение экономических методов уп­равления необходимо для сознательного использования всей си­стемы экономических законов и категорий общественного раз­вития.

Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические рычаги, как планирование (стра­тегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнози­рование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредит­ная система, налоги, страхование, лизинг и т. д.

Схема экономических рычагов управления АПК на региональ­ном уровне представлена на рис. 5.

Бюджетная политика выражается в определении доли внутрен­него валового продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимо­отношениях между федеральной властью и субъектами Федера­ции, в структуре расходной части бюджета, в распределении рас­ходов между бюджетами разных уровней, в нахождении путей по­крытия дефицита бюджета. Она обеспечивает стратегические задачи развития АПК, направлена на выполнение программ, важ­нейших Мероприятий, СВЯЗанНЫХ СО СТИХИЙНЫМИ бедсТВИЯМИ, раз-

тие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК.

Кредитная политика должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего сельскохозяйственного производства. Систе­ма кредитования аграрной сферы пока неэффективна. Она недо­ступна для реального сектора АПК. Следует более широко ис­пользовать такие виды кредитования, как авансовые платежи за контрактованную продукцию, залоговые операции, фьючерсные сделки. Более широко может применяться ипотечное кредитова­ние. Важный стимул для развития сельского хозяйства — сезонное кредитование.

Ценовая политика в аграрном секторе имеет целью поддержать паритетные отношения между сельским хозяйством и другими от­раслями народнохозяйственного комплекса, создать условия для повышения доходности сельскохозяйственного производства, уве­личения объемов продукции, а также защитить отечественных то­варопроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров.

Налоговая политика — основной инструмент государства, обес­печивающий, с одной стороны, существование его самого, с дру­гой — регулирование экономики общества в целом. Налоги затра­гивают и проблему национальной безопасности, так как непроду­манная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального производящего секто­ра экономики. Налоговая система должна быть предельно про­стой. Законодательные нормы о налогах должны действовать авто­матически, трактоваться однозначно.

Страхование представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счет взносов, вносимых его участниками, с централизацией в орга­низациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление дру­гих выплат лицам, в отношении которых проводится страхова­ние, в случае наступления заранее оговоренных случайных со­бытий.

Аграрный протекционизм — это система государственных меро­приятий, направленных на стимулирование отечественного про­изводства сельскохозяйственных продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Главные инструменты аграрного протекционизма — пошлины на ввоз импортной продукции. Большое значение для защиты отечественных товаропроизводите­лей имеют импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну. Определенную роль в защите отечественного продоволь­ственного рынка играют нетарифные барьеры, то есть система ли­цензирования для предъявления повышенных требований к каче­ству.

Система экономических методов управления на уровне органи­зации опирается на такие рычаги хозяйствования, как планирова­ние, экономический анализ, экономическое стимулирование и др.

Планирование. Призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления: распределение должностных полномо­чий руководителей и специалистов, подготовку кадров управле­ния и повышение их квалификации, разработку технологии уп­равления, содержания управленческого труда.

Единство планового управления производством и деятельнос­тью управленческих работников обеспечивает планомерное и ди­намичное развитие коллектива. Большое значение имеют форми­рование прогрессивной структуры общественного производства, сбалансированное и пропорциональное его развитие, эффектив­ное использование научно-технического и производственного по­тенциалов. Выполнение этих задач требует постоянного совер­шенствования планирования. Основные пути его следующие: ши­рокий учет конъюнктуры рынка; совершенствование системы плановых показателей, усиление их направленности на конечные результаты, получение прибыли; повышение роли прогнозов и перспективных планов, обеспечение единства долгосрочных, те­кущих и оперативных планов; внедрение прогрессивных эконо­мических нормативов; применение технических средств; исполь­зование бирж, ярмарок, аукционов для эффективной работы; раз­витие договорных отношений.

Экономический анализ. Необходим для эффективного управле­ния, правильного решения экономических и социальных про­блем. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, в случае невыполнения выяснение причин этого; изучение передового опыта и возможностей его использо­вания; определение путей повышения эффективности производ­ства; улучшение социальных условий для членов коллектива и т. д.

Экономическое стимулирование — базируется на создании для всех подразделений равных экономических условий, обеспечении равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.

В более широком смысле экономическое стимулирование включает применение в качестве стимулов развития производства таких рычагов, как цена, себестоимость, кредит, прибыль, рента­бельность и т. д. Использование их должно быть комплексным (то есть охватывать все рычаги управления без исключения) и систем­ным (охватывать все иерархии объекта управления). Конечная цель системного и комплексного использования методов стиму­лирования — создание объективных условий для эффективной ре­ализации социально-экономических законов общественного раз­вития в интересах личности, коллектива и общества.

Единство интересов еще не означает их рациональное, эффек­тивное и тем более оптимальное сочетание в производстве, распределении, обмене и потреблении. Поскольку экономические интересы — категория динамичная, подвижная, экономические рычаги способны оказывать на них крайне противоречивое влия­ние: и стимулирующее, и тормозящее, поэтому во всех случаях необходимо предусматривать интегрирующее действие всех рыча­гов механизма управления.

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням вли­яния. Так, категория заработной платы — один из важнейших эко­номических рычагов, действующий на уровне личности работни­ка; на уровне коллектива таким рычагом могут выступать при­быль, рентабельность; на уровне общества — фондоотдача, окупа­емость инвестиций, экологичность производства и т. д.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Особое место в системе методов управления занимают органи­зационно-распорядительные методы. В них входят приемы и спо­собы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Эти методы устанавливают обя­занности, права, ответственность каждого руководителя и подчи­ненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управле­ния. Они должны обеспечивать персональную ответственность ра­ботников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Основа организационно-распорядительных методов —органи­зационные отношения, объективно существующие в любом обще­стве, любой социально-экономической системе. На их базе фор­мируются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения — это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.

Организационные отношения объективно заданы не только зако­нами общественного развития, но и социально-экономическими и политическими условиями, то есть имеют объективную и субъектив­ную природу. В любом случае они служат основой для построения иерархии власти, системы соотношения прав и ответственности. Эта система играет решающую роль при построении организационно-распорядительных методов управления. Для того чтобы они работа­ли эффективно, необходимы два основных условия:

сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне, что создает тождественность субъекта и объекта управления;

сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления; при этом каждый промежуточный уровень должен выступать в качестве передающего устройства, не создающего по­мех и перекосов в системе управления.

При нарушении этих требований неизбежно начинают доми­нировать права в ущерб ответственности. Система превращается в автократическую или охлократическую, следствием чего становят­ся диктат центра, парад суверенитетов, безответственность работ­ников промежуточных уровней управления.

Организационно-распорядительные методы выражаются в основном в прямом директивном воздействии органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют ад­министративными. Это не совсем верно. Ряд организационно-распорядительных методов имеет характер не прямого, а кос­венного воздействия на подчиненных — рекомендации, предло­жения, советы.

Организационно-распорядительные методы разнообразны, од­нако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия здесь служат регламенты, нормы, инструк­ции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказы, распоряжения и т. д.

Выделяют три группы организационно-распорядительных ме­тодов:

распорядительные;

организационно-стабилизирующие;

дисциплинирующие.

Их используют комплексно, они тесно взаимосвязаны (рис. 6).

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирова­ние. Направления их действия следующие:

обеспечение стабильности организационных структур социаль­но-экономической системы и условий их функционирования;

подчинение каждого процесса, протекающего в социально-экономических системах, власти.

При этом все организационно-распорядительные методы дол­жны применяться в комплексе, способствуя стабилизации систе­мы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправо­мочен, поскольку они имеют различные природу и спектр дей­ствия, а поэтому взаимодополняемы.

Регламентирование включает следующие методы управления: общеорганизационные, определяющие принципы устройства предприятия и органов власти;

структурные, от которых зависит структура органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;

должностные, регламентирующие должностной статус каждого лица, обладающего властью;

функциональные, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.

Проблема использования регламентирующих методов заключа­ется в том, что во многих сферах направления регламентации слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность от­дельных звеньев системы. В других случаях регламентация рас­плывчата, а иногда вообще отсутствует.

Нормирование основано на использовании нормативов. Поня­тие норматива следует отличать от понятия нормы. Норма — это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нормирую­щим методам управления относятся нормативы:

времени (затраты времени на единицу товара, на потребителя и т.д.);

численности (число медработников, приходящихся на 1 тыс. человек, и т.д.);

величины (предельно допустимая концентрация вредных ве­ществ в 1 м3 производственных помещений и др.);

выработки (объем продукции, произведенной за единицу вре­мени, и т.д.);

соотносительности (соотношение числа студентов и препода­вателей в вузе и др.).

Использование норм и нормативов — исключительно важно, их недооценка может привести к тяжелым последствиям.

Инструктирование образует широкую сферу действия организа­ционно-распорядительных методов управления. Оно включает различные виды информирования:

предостережение;

разъяснение;

ознакомление;

совет и т. д.

Инструктирующие методы управления преследуют цель ознакомить работников с последствиями необдуманных, нео­правданных или непрофессиональных действий, способных повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответствен­ность.

Распорядительное воздействие в сельскохозяйственных орга­низациях осуществляется в форме приказов и распоряжений, по­становлений общего собрания и собрания уполномоченных, прав­ления, проведения планерок и совещаний.

Приказ издает руководитель линейной службы в порядке ис­полнения постановлений и распоряжений вышестоящих органов. Это письменное или устное требование руководителя к подчинен­ным выполнить определенное задание с указанием сроков выпол­нения, используемых средств и других условий. Выполнение при­каза обязательно для всех работников, к которым он относится.

Распоряжение может отдавать каждое должностное лицо повопросам, которые входят в круг его непосредственных обязанностей. Например, главный агроном издает распоряжение по технологии производства, главный экономист — по планово-экономическому отделу и т.д. Распоряжение отличается от приказа тем, что его можно обжаловать у руководителя организации.

Постановление — это распорядительный документ коллегиаль­ных органов, например постановление общего собрания коллек­тива.

Планерка — важнейшая форма оперативного распорядитель­ства в сельскохозяйственных организациях. Непосредственное об­щение руководителей хозяйства со специалистами, бригадирами, заведующими фермами и другими руководителями подразделений позволяет получить детальную информацию о положении дел в хозяйстве и наметить план-наряд на предстоящий период.

Производственное совещание — одна из форм оперативного рас­порядительства. Хорошо организованные собрание, совещание и заседание — эффективный рычаг управления, поскольку позволя­ют одновременно информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ, обсуждать различные варианты решений, поощрять передовиков и т. д. Совещание следует созывать лишь в тех случаях, когда дей­ствительно необходимо коллективно решать ряд вопросов. Следу­ет помнить, что объем информации, которую получает руководи­тель на совещании, не всегда оправдывает отрыв от работы боль­шого числа специалистов.

Важная форма распорядительного воздействия — устное указа­ние, которое отдают подчиненным руководители всех уровней уп­равления. Оно относится непосредственно к подчиненному и предписывает, кто, где, когда и как должен действовать.

Объективная необходимость в организационно-распорядитель­ных методах управления не подлежит сомнению, поскольку они — составная, органичная часть дисциплины в самом широком смыс­ле. Четкое и безусловное соблюдение дисциплины — закон функ­ционирования больших технико-экономических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем организа­ционно-распорядительные методы требуют учета изменяющихся условий, несоблюдение этого требования приводит к возникнове­нию и развитию разрушительных тенденций в системе. При ис­пользовании этих методов необходимо учитывать динамику, дви­жение, многообразный, вероятностный характер причинно-след­ственных связей, процессов и явлений в природе, обществе, мыш­лении, поэтому регламенты, нормы, инструкции должны со временем изменяться.

 

3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

В жизни общества и отдельной личности огромная роль при­надлежит морально-этическим категориям, ценностям, пред­ставлениям о нормах этики, взаимоотношений между людьми. Целенаправленное формирование общественного мнения, его ориентация создают необходимые условия для проявления соци­альной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного сознания, социальной активно­сти, основывающиеся на общественно значимых морально-эти­ческих категориях и ценностях, образуют в совокупности соци­ально-психологические, или воспитательные, методы управле­ния.

Важнейшая задача социально-психологических методов — обеспечение благоприятного морально-психологического клима­та в коллективе:

отсутствие давления руководителей на подчиненных; взаимная требовательность и общая ответственность; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение мнения при обсуждении вопросов; высокая степень взаимопомощи. Объекты социально-психологического управления: личностные характеристики работников, а также их психо­логические и психофизиологические особенности; способы организации труда и рабочих мест;

система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

информационное обеспечение и его использование; система стимулирования работников; морально-психологический климат в коллективе; социально-бытовые условия; инфраструктура региона.

Управление социально-психологическими процессами вклю­чает:

• анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов со­циально-психологических процессов;

. организацию выполнения поставленных задач;

• регулирование социально-психологических процессов.

Поскольку духовная жизнь общества отличается исключитель­ным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды групп людей, социально-психологические методы также весьма разно­образны. В связи с этим особую важность приобретает их класси­фикация. Один из возможных способов классификации — состав­ление иерархии социальных процессов по уровням:

общество;

коллектив;

группа;

личность.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это главным образом воздействие средств массовой информации, пропаганды на население страны, регио­нов, социальные слои с целью формирования представлений о ха­рактере общественного развития и состоянии социально-массо­вых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевре­менность информации несут не только средства массовой инфор­мации, но и органы государственной власти.

На уровне коллективов и групп действуют методы, включаю­щие:

оценку индивидуальных качеств работников;

выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств.

На этом уровне конкретизируются законы развития общества, формируется и проявляется личность каждого. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессио­нальные качества, но и развивает личность. Тем самым соци­альная устремленность коллектива органично связывается с мо­рально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития социально-психологических методов управле­ния практически характеризует уровень развития коллектива как социальной целостности, систему его социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический климат.

Методы управления на уровне коллектива наиболее адекватны правилам коллективного поведения, формирования коллективной этики.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процесса­ми действуют на уровне взаимоотношений между членами кол­лектива или отдельной группы.

Чаще всего руководителю приходится решать задачи формиро­вания трудового коллектива, определения путей и направлений его социального развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и закрепления кадров, определении перспектив удовлетворе­ния потребностей в творческом труде, удовлетворенности личнос­ти (профессиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческого потенциала и т.д.). При подборе кадров не­обходимо учитывать комплекс социально-демографических и профессиональных квалификационных качеств работника, в ко­тором нет и не может быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллектива зависит от уровня взаимодействия (фор­мального и неформального), интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяют три ос­новные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и до­ведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и ре­зультатов.

Первая стадия — ориентация и адаптация —работники при­сматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источни­ком информации служит руководитель. Он информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению, расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных задач и культуру исполне­ния. Уже на этой стадии выделяется группа активных и инициа­тивных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливается процесс самоорга­низации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предпо­лагает, что уровень административного вмешательства руководи­теля должен уменьшиться, на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояль­ность друг к другу (на основе высокого профессионализма и об­щей культуры). Акцент делается на позитивные сдвиги, тенден­ции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие ко­торых — обязанность руководителя.

Третья стадия — интеграция коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Формируются коллективное мнение о нормах поведе­ния, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудни­чества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частных целей каждой личности.

На уровне личности методы управления представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и главным образом руководитель. В методах управления индивидуально-личностным поведением основа — личный пример, когда руководитель либо сам демонст­рирует образцы нужного поведения, либо указывает на пример­ных работников. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителя на достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориенти­рующих воздействий — создание обстановки, условий, направля­ющих поведение личности к проявлению ее лучших созидатель­ных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному сти-'мулированию, которое позволяет работникам глубже осознать со­циальную значимость и необходимость своего труда как нрав­ственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую диффе­ренцированную связь между результатами труда и мерой мораль­ного поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно связано с материальным. Здесь требуются тактичность, вы­сокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.

Моральное стимулирование включает поощрение как коллек­тива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Поощре­ние может активизировать и процессы выдвижения некоторых ра­ботников, требует особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотноше­ний.

Необходимо учитывать, что моральное поощрение, не под­крепляемое материально, также быстро теряет свою силу, как и материальное, не сопровождаемое уважением коллектива и обще­ства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.