Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первичная и функциональная грамотность. Способы развития навыков чтения. Техника быстрого чтения




Первичная грамотность – умение читать и писать.

Функциональная грамотность – способ использовать навыки и письма в обычной жизни и профессиональной деятельности, когда необходимо найти нужную для жизни информацию или правильно понять полученную информацию: прочитать инструкцию, написать объявление.

Стратегии чтения:

1.углублённое чтение (проблема, которую рассматривает автор, мнение, аргументы; сопоставить с нашим мнением; провести анализ текста и сделать оценку содержания)

2. ознакомительное чтение (какие сообщаются существенные факты, какие выводы) – когда читаем учебную или научно-популярную.

3. просмотровое или чтение-сканирование (когда нужно найти имя, фамилию, проценты)

4. выборочное чтение (когда мы выбираем только ту информацию, которая нам нужна)

Интегральный алгоритм чтения (Кузнецов, Хромов, Андреев). Разрабатывался для сотрудников научно-исследовательских институтов.

5. Быстрое чтение – с т.з. кач-ва: углублённое чтение, с т.з. кол-ва: быстрое чтение. Для этого нужно использовать интегральный и дифференциальный алгоритм чтения + нужно развивать память и зрение.

Дифференциальный алгоритм чтения: разделение текста, подробный анализ не целого, а частей (предполагается, что человек должен в каждом абзаце выделить ключевые слова). В тексте важно подчёркивать главные слова (например, подлежащие и сказуемое) – рематическую доминанту текста.

1. Количественное сокращение текста, путём выделения ключевых слов или смысловые ядра

2. Составление смысловых рядов

3. Качественное преобразование текста (формулировка главной мысли смысловой части, опираясь на смысловые ряды)

4. Формулирование доминанты текста, включающего несколько смысловых частей, причём доминанта текста – главная мысль автора, изложенная т.о., как её понимает читатель на основе своих знаний. Цель чтения – формулировка доминанты.

Главная опасность заключается в том, что при этом читатель формулирует вывод из текста. И очень важно понимать, что это не идея автора, а идея читателя.

Доминанта – субъективная интерпретация главной мысли текста. Отличается от объективной мысли автора.

Все алгоритмы нужно воспринимать критически и самим анализировать.

Учёные провели исследования по зависимости между особенностями личности человека и тем, насколько быстро он может овладеть навыками быстрого чтения.

Упражнения на концентрацию внимания:

1. Вращать пальцы не касаясь друг друга примерно 3 минуты и ни о чём не думать, кроме этого, постепенно увеличивая это время

2. Следить за секундной стрелкой 3 минуты, ни о чём не думая

13. Деятельность различных стран и организаций по поощрению чтения. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», утверждена в 2001 году. Российский комитет, председатель Кузьмин И.И. Рабочим органом рос.комитета является межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Цель программы – содействие построению инф общества. Развитие образования людей в течение всей жизни. ИКТ – инф. Коммуникационные технологии. ИКТ – грамотность. Цели программы:

1)содействовать международному осмыслению этических, правовых, социальных вызовов инф.общества.

2)содействие расширения доступа к инф путем упорядочения, сохранения, отцифровки инф.

3)поддержка обучения и образования.

4)доступность знаний

5)содействие использования международных стандартов в области коммуникации и инф.

6)содействие обмена инф и знаниями на местном национальном, региональном и международном уровне.

Области применения:

1.Разработка инф политики, концепции всеобщего доступа к инф как одного из основных прав человека.

2.Развитие человеческих ресурсов и возможностей для инф эпохи.

3.Усиление роли институтов.

4.Разработка средств и систем обработки и управления инф.

5.Инф технологии для образования, культуры, науки, коммуникации.

Сроки реализации программы 2002 – 2007 год.

Международная федерация библиотечных ассоциаций. Александрийская декларация об инф грамотности и образовании на протяжении всей жизни. Декларация маяки инф общества. Умение осознавать инф потребности, владеть современными технологиями поиска инф, умение учиться критически мыслить и интерпретировать инф, в т.ч.выходящую за рамки профессиональных знаний.

Национальная программа поддержки и развития чтения. 2007 – 2020 год. Цель программы – повышение читательской компетентности российских граждан и рост читательской активности в России. Задачи программы: упорядочение социально-культурного пространства чтения, создание системы управления инфраструктуры поддержки развития чтения. Результаты реализации программы: повышение культурной компетентности граждан, повышение читательской компетентности граждан, рост читательской активности населения до уровня который соответствует успешной адаптации в сложном обществе, увеличение доли граждан вовлеченных в повышение читательской компетентности, увеличение доли граждан, которые были бы удовлетворены качеством инф, которую получают, которые были бы удовлетворены доступностью инф.

Система популяризации чтения. Продвижение литры в слои читателя, формирование в общ.мнении представлений о значимости чтения, создание положительных образов читающего человека, магазинов, библиотек.

Региональные программы поощрения чтения. Программа книги и архивы. Цель – создать условия для лучшего взаимопонимания культур и ценностей по средствам печатного слова и развивать книжную индустрию. Книга – инструмент политического влияния, средство трансляции культуры. Есть условия для увеличения круга людей, которые обращаются к чтения: обеспечение школьников хорошими материалами для чтения на государственном уровне, обеспечение приоритета печатных материалов среди других учебных материалов, развитие способностей чтения и обучение преподавателей чтения, поддержка библиотек, обеспечение большей доступности книг и другой печатной продукции. Резолюция конференции министров культуры стран Европейского Союза: объединить усилия для сохранения европейского культурного наследия, обеспечить возможность странам, не входящим в совет Европы так же пользоваться достижениями в сфере инф.технологий, поощрять разнообразие литературной продукции, поддерживать в Европе плотную сеть книжных магазинов и библиотек, чтобы читатели имели свободный доступ к книгам, исследовать пути стимулирования покупки книг, принимать специальные меры по пресечении незаконного издания, поддерживать попытки перевода и издания книг, которые помогают читателям лучше знать европейскую культуру, интенсифицировать переводы и поддерживать переводчиков, проводить регулярные мероприятия в поддержку литературной продукцию создавать программы по проф.обучению специалистов книгоиздательского дела, изучать влияние новых инф.тех на будущее книги и статус автора.

Создание банков данных, создание энциклопедии европейской литературы. Все программы связаны с созданием более благоприятных условий для общественного функционирования инф существующей на разных носителях. Программы направлены на оптимизацию работы библиотек. На совершенствование законодательства применительно к возникшему инф.обществу. Вопросы авторского права, проблема копирования электронных версий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.