Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-психологическая структура научного микротекста. Ошибки, затрудняющие понимание микротекста




Воздействие текстов СМИ на читателя (слушателя). Логико-психологическая структура микротекста как условие воздействия газетного текста. Особенности работы внимания, мышления и памяти при восприятии газетного текста.

Факторы, влияющие на объективность результатов социологических исследований. Рекомендации к составлению вопросника (Логическая структура вопросника). Правила формулировки вопросов в анкетах. Приемы повышения объективности результатов опроса.

Требования к вопроснику:

Рекомендации института Гэллана.

I. рекомендации касаются логической схемы построения вопросника. Должны включать несколько частей:

1 группа: вопросы для выяснения степени информированности человека по проблеме.

2 группа: все открытые вопросы (без ввриантов ответа). - человек может уйти от ответа.

3 группа: вопросы, содержащие ответ Да или Нет, или несколько вариантов. - ситуация жесткого выбора.

4 группа: вопросы для выяснения причин выбранного варианта поведения или мнения.

5 группа: вопросы для измерения интенсивности оценки и степени уверенности в совеем умении.

II. рекомендации. Каждый вопросник должен быть анонимным, т.к. это означает искренность.

III. на результаты социологического исследования влияют специальные факторы:

1. формулировка вопросника.

2. результат зависит от вариантов ответа и их расположения.

3. результаты зависят от поведения социолога, кот проводит интервью.

Существуют следующие правила формулировки вопросника:

1. вопросы должны быть короткими, отражающие суть дела.

2. слова должны быть простыми, общеупотребительными для всех групп населения.

3. вопросы не должны содержать слов с сильной эмоциональной окраской.

4. вопросы должны включать все важнейшие альтернативы ответов.

5. вопросы не должны содержать подразумеваемого отношения, благоприятного или наоборот к той или иной точек зрения.

6. должна существовать возможность зафиксировать в документе ситуацию затруднения с ответом.

7. если человека просят выбрать один из вариантов ответа, то в анкете варианты должны быть представлены сразу после вопроса.

Если есть шкальные вопросы, то для того, чтобы результаты были объективными, то шкала должна быть от положительной (сверху) до отрицательной. Анкетные опросы. Вопросы анкет могут быть закрытые (даны варианты

ответов), открытые (респондент даёт свой вариант), и полузакрытые (комби-

нируют два первых). Открытые вопросы хорошо на стадии проб, определе-

ния области исследования и в функции контрольных. Ответ в свободной

форме помогает выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди гово-

рят в первую очередь о том, что их волнует больше всего. Главные недоста-

ток открытых вопросов в том, что высказываемые мнения связаны с какими-

то неизвестными исследователя рамками сравнений. Другой недостаток –трудность обработки данных. Закрытые вопросы позволяют более строго ин-

терпретировать ответ. Требования к закрытым вопросам:

1. Максимально предусмотреть возможные варианты ответов.

2. Три правила:

_ Отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – после-

дующие, поэтому первыми должны быть наименее возможные варианты.

_ Чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ей выбора, поэтому под-

сказки должны быть примерно равной длины.

_ Чем более общий, абстрактный характер имеет подсказка, тем меньше ве-

роятность её выбора, поэтому все варианты ответов нужно выдерживать

на одном уровне конкретности.

3. Нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.

4. Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной

странице.

5. Нельзя печатать подряд серию положительных ответов и серию отрица-

тельных и наоборот. Подсказки должны быть перемешаны.

6. Если список предложенных подсказок велик, то лучше разделить его на

несколько блоков и давать эти блоки разным респондентам в разной по-

следовательности. 7. Желательно в подсказках давать вариант, предполагающий возможность

уклониться от ответа. Респонденту как бы даётся свобода выбора, и это

побуждает его отнестись к анкете серьёзнее.

Анкеты отражают субъективные мнения. Способы повышения надёжно-

сти опроса:

1. Лексика опроса: а) структурные параметры вопросов (сложность грамма-

тики и лексики); б) уровень ясности смысла вопроса (нельзя допускать

формулировки с двойным отрицанием); в) оценка трудности формирова-

ния ответа (уровень компетентности, припоминание событий, представле-

ния воображаемой ситуации, исчисление, например, среднего дохода,

сравнение значительного количества отдельных событий, наблюдений и

т.д.)

2. Статус опрашиваемого. При любой теме опроса всегда требуются сведе-

ния об опрашиваемом: пол, возраст, стаж работы, семейное положение,

образование, доход. Сведения такого рода более надёжны в закрытой ан-

кете. Группировки по возрастам должны быть обоснованы целями иссле-

дования. Закрытый вопрос должен быть сформулирован в терминах, не

допускающих двусмысленного толкования

3. Дробность вопросов анкеты повышает надёжность информации.

 

Изучались в целях пропаганды. В последние 20 лет исследование неосознаваемого воздействия.

1. Воздействие с помощью номинаций. Для воздействия важна связь названия с категориями добра и зла (идеологически нагруженная лексика). Выстраиваются ассоциативные цепочки. Слова с оценкой повлияют на нейтральное слово этого ряда.

2. Методы НЛП. Якорение. Якорь – это условный рефлекс, который бессознательно вызывает какую-либо реакцию (состояние, переживание) у человека или животного. Позитивный контекст. Некое слово приобретает связь с эмоциями человека.

3. Смещение фокуса события. Выбираются детали, к которым нужно привлечь внимание, хотя они второстепенны. Часто причина подменяется поводом.

4. Использование моделей описания ситуации. Информационная структура любого события:

• Сущностные: что случилось (событие, иногда место и время – часть сущности), главные участники, причина, цель, результат, обязательные условия (условие, без которого не будет действия), источники инфы.

• Несущностные: место и время (точные), второстепенные подробности, второстепенные участники, оценка.

Все модели делятся на модели важных и неважных событий. Если важное, то в центре сущностный элемент. Важность инфы не зависит от реальной важности. Важные события: 1) неопасные (в центре любой элемент кроме негативных последствий); 2) опасные контролируемые (в центре действия людей, которые исправляют ситуацию); 3) опасные неконтролируемые (стихийное бедствие; в центре негативные последствия). Они сформулированы на основе трагедий.

5. Теория Черепановой. Теория золотого сечения при анализе политических текстов. Существует точка золотого сечения, слово, которое находиться в этом положении, оказывает неосознанное воздействие на человека.

 

 

Если в микротексте есть ошибка в построении, кот можно объяснить только в процессе разрешения проблемной ситуации, то понимание текста затрудняется, время увеличивается в 1, 5 раза, количество ошибок возрастает. При этом, эксперименты показали, что если исправить эти ошибки, то количество правильных ответов увеличится.

Студенты 1-3 курсов показали следующие результаты: правильно сформулировать главную цель микротекста могут примерно 66 % студентов. Остальные видят только главную часть инф и не ощущают причинно-следственную связь.

Чтобы повысить качество необх:

1)развивать навыки чтения,

2)редактировать сам текст.

Виды ошибок были выявлены только в 2002 г. Виды:

1.смешение двух понятий в одном микротексте (1 микротекст должен формировать 1 понятие). В этом случае каждое из понятий имеет недостаточную инф для формирования, следовательно каждый из микротекстов недостаточен. Варианты исправлений:

1)убрать все лишнее, что мешает формированию инф.

2)дополнить текст, чтобы получилось 2 полных микротекста.

2. нарушается последовательность ведения инф в микротексте.

V-I-II-IV-III – человек не осознает разворачиваемости мысли. Способ исправления: нужно установить правильную последовательность. (I-II-III-IV-V).

3. неправильное использование средства межфразовой связи. Способ исправления: заменить слово средствами межфразовой связи.(например: следовательно, это объясняется).

4. неправильное языковое оформление начала и конца текста. Принцип исправления: оформить текст таким образом, чтобы внимание привлекалось в центральной части с помощью лексико-граматич контраста.

5. неправильный выбор типа микротекста.

А)понятие раскрывается последовательно.

В) Г) логические отношения обратные.

Б) менее важная инф-ия.

Эксперименты показали, что при концентрации внимания текста инф микротекста типа б (логически неорганизованная) часто опускается как неважная, если эта инф конспектируется, то каждый конспектирует то, что ему понравилось, следовательно могут быть большие потери инф. Вывод: нужно использовать структуру микротекста типа А, в крайнем случае В и Г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.