Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностные отношения в преступных группах




К личностным качествам лиц, принадлежащих к данной страте, относятся наличие опыта преступной деятельности, антиобщественная направленность, развитые волевые и интеллектуальные качества, наличие немалой физической силы, предприимчивость, властность и т. д.

Как правило, не только лидеры, но и члены данной страты являются профессиональными преступниками, т. е. лицами, которое систематически и постоянно занимаются преступной деятельностью и эта деятельность является основным источником материальных приобретений.

Следующий слой преступной группы - слой Б. Это слой ценностно-ориентационного единства. Члены данного слоя связаны не только совместной деятельностью, но и имеют общие взгляды относительно основных ценностей и интересов, способов осуществления этой деятельности. Данный слой охватывает организационно-контрольные звенья и группы безопасности.

Основными задачами организационно-контрольных звеньев являются обеспечение реализации решений руководителей преступной группы; посреднические полномочия; разрешение споров между отдельными членами группы, организация помощи членам группы, попавшим в места лишения свободы и членам их семей. Члены этого звена непосредственно не принимают участия в совершении конкретных преступлений - как правило, они руководят группами исполнителей (боевиками).

В группе обеспечения безопасности выделяются две категории лиц. К первой относятся члены объединения, обеспечивающие конспирацию ее деятельности, осуществляющие разведывательную и контрразведывательную деятельность, а также выполняющие функции подавления социального контроля. Отдельные члены этой группы могут непосредственно участвовать в некоторых преступных акциях. Лица второй категории обычно формально не являются членами группы, но регулярно оказывают ей полезные услуги: это коррумпированные чиновники, представители общественных организаций, юристы, журналисты, деятели литературы и искусства и пр.

Слой В включает в свой состав исполнителей. Это звено основано на эмоциональной привязанности членов к лидеру. Они просто счастливы, что являются членами данной группы. Исполнителями могут быть представители разных видов преступности как экономической, так и общеуголовной.

Однако необходимо отметить, что структура преступной группы зависит от уровня ее развития. Чем выше уровень развития преступной группы, тем она становится более сложной, структурированной; появляется не только распределение ролей и функций между членами, но и признаки сплочения. Ее деятельность становится более целенаправленной.

 

32. Поведе́ние — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой.

Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы; мелкие движения, типа мимики, дыхания, подрагиваний, движения глаз; речь (от крика до проговаривания про себя, которое отображается на микродвижениях губ и языка); физиологические реакции — расширение зрачков, изменение пульса, и т. д. Структура включает в себя когнитивный (познавательный, мыслительный), аффективный (чувственный, эмоциональный) и практический (преобразующий, сенсорный) компоненты. В человеческом поведении всегда присутствует все три компонента, однако один из них, как правило, преобладает над двумя остальными, что позволяет отнести того или иного работника к определенному типу поведения. Так, преобладание познавательного или информационного компонента показывает тип «мыслителя», аффективного или эмоционально-коммуникативного - тип «собеседника», а практического (преобразующего, регулятивного) - тип «практика».

Советским психологом Н. Н. Обозовым даны следующие характеристики названным типам поведения
«мыслитель» - больше ориентирован на познание мира внешнего и внутреннего, на постоянные размышления о жизни, науке, искусстве. Он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать. Все это заставляет его сосредотачиваться на своих внутренних рассуждениях, в результате чего - малая общительность, часто неумение решать организационные задачи;
«собеседник» - ориентирован на общение, контакты с другими людьми. Он любит компании, умеет подшутить над собой и над другими, легко знакомится и адаптируется в новой обстановке;
«практик» - характеризуется тем, что он терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных и незамедлительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором.

Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.

Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды).

импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями в конкретной ситуации. Стоят двое на обрыве, внизу, метрах в десяти море.
- А слабо прыгнуть?!
- Кому мне? Да вот, смотри!
Прыгнул... -импульсивное действие.

произвольное поведение которое удовлетворяет потребности своего Я - А слабо прыгнуть?!
- Прыгнуть... мм... надо подумать...
Подходит к краю, оценивает траекторию полета, долетит ли до воды; спускается к морю, заходит, проверяет глубину на том месте, куда предположительно он прыгнет. Возвращается.
- Да, без проблем!
Прыгает... -произвольное поведение.

33. Понятие преступного поведения. Мотивация преступлений. “Безмотивная” преступная деятельность. Преступное поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, направленной на достижение преступной цели. Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды - а именно причин и условий - его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности.

Под структурой преступного поведения понимается внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей. Преступное поведение имеет внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

мотив – это предмет потребности;

цель – это представление субъекта о результате действия.

Мотив и цель являются психологическими компонентами внутренней структуры преступного поведения.

предмет действия, способы, средства и условия его реализации (это физические и вещественные компоненты);

результат действия, т. е. то последствия, которые наступили от действия.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того, совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями. Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность и выступает как центральное связующее звено отдельных действий лица, через нее достигается единство регуляции этих действий и поведения в целом.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении. С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной – физическими действиями или воздержанием от них.

Если в совершенном преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внутренних причин (расстройство сознания, психическая болезнь и т. д.), то лицо не подлежит уголовной ответственности. Если в преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внешних причин (принуждение, насилие и т. д.), то это является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность.

Таким образом, когда речь идет о психологии преступного поведения, психологии правонарушения, это означает, что речь идет только об одном виде человеческого поведения, а именно о волевом поведении.

Конкретные преступления как волевые акты по своей структуре могут быть простыми и сложными. Простым волевым актом, имеющим психологический механизм, является преступное действие. Сложным волевым актом является преступная деятельность, которая складывается из совокупности ряда действий, т. е. эпизодов состава преступления.

Понятия «преступное действие» и «преступная деятельность» как единицы психологического анализа не следует смешивать с соответствующими уголовно-правовыми понятиями. С психологической точки зрения преступным действием считается только одноразовый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые. В уголовном праве под преступным действием понимается как одноразовый волевой акт, так и совокупность нескольких волевых актов.

К одноразовым преступным действиям, как правило, относятся неосторожные преступления, совершенные при превышении пределов необходимой обороны, а также в состоянии сильного душевного волнения. Примерами одноразового преступного действия могут служить единичные акты хищения, изнасилования, хулиганства и т. д.

В большинстве случаев в основе преступного поведения лежит агрессивность человека, как свойство его личности.

Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или даже на уничтожение человека или группы. В качестве объекта агрессии могут выступать как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности и называется агрессивностью.

Агрессивность – это устойчивое стремление индивида нанести человеку физический или психический вред, ущерб.

Виды агрессивности: 1) фрустрационная агрессивность, т. е. агрессивность направлена против тех, кто препятствует достижению значимых целей; 2) импульсивная агрессивность, т. е. агрессивность в состоянии аффекта; 3) умышленная агрессивность, т. е. агрессивность используется лишь как средство достижения цели.

Существует следующая классификация агрессивных преступлений:

Агрессивность в преступлении является характерной особенностью личности.

Агрессивность в преступлении связана со сложившейся ситуацией.

Агрессивность в состоянии аффекта.

Мотивация преступного поведения. «Безмотивная» преступная деятельность

В основе преступного поведения всегда лежат те или иные мотивы. В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. Отдельные поступки, поведение в целом, а также преступное поведение, в основном направляются не одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них имеются ведущие, которые и стимулируют поведение, придают ему личностный смысл. Ведущие мотивы носят неосознаваемый характер. По этой причине преступники во многих случаях не могут вразумительно ответить, почему они совершили данное преступление.

В науке существует несколько типологий мотивации преступного поведения. Рассмотрим некоторые из них.

Г. Г. Шиханцов выделяет следующие мотивы преступного поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые, мотивы самооправдания.

Мотивы самоутверждения. Потребность в самоутверждении – важнейшая потребность. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т. е. к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальными благами. Утверждение на социально-психологическом уровне связано со стремлением завоевать личный статус, т. е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на групповом уровне – семьи, референтной группы (друзей, приятелей, знакомых, коллег по работе и т. д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает как способ его проникновения в подобную группу, достижения признания. Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют сильные стороны личности.

Защитная мотивация. Защитные мотивы – это неосознаваемые мотивы защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий.

Мотивы замещения. Суть данных мотивов состоит в том, что если первоначальная цель деятельности по каким-то причинам становится недостижимой, то лицо стремиться заменить ее другой – доступной. Благодаря «замещающим» действиям происходит снятие нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации. Смещение в объекте нападения может происходить разными путями. Во-первых, путем «генерализации» или «растекания» поведения, когда насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т. д. Во-вторых, путем эмоционального переноса (например, подросток, ненавидящий отчима, портит его вещи). В-третьих, агрессия при замещающих действиях направляется против неодушевленных предметов или посторонних лиц, подвернувшихся под руку - это так называемая респондентная агрессия, наиболее опасная, поскольку ее объектом часто выступают беззащитные люди. В-четвертых, разновидностью «замещающих» действий является «аутоагрессия», т. е. обращение агрессии на самого себя. Не имея возможности «выплеснуть» свою враждебность вовне, человек начинает распекать, бичевать сам себя и нередко причиняет себе различные повреждения.

Игровые мотивы. К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой мотив. К представителям преступников-«игроков» принадлежат те, кто совершает преступления не только, а во многих случаях и не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения. Всех преступников-«игроков» исследователи разделяют на два вида и соответственно на два типа подобной мотивации: игровой активный и игровой демонстративный. Представители первого типа отличаются способностью к длительной активности и импульсивностью. Они испытывают постоянное влечение к острым ощущениям, что толкает их на поиск возбуждающих рискованных ситуаций. Типичные экстраверты, они нуждаются во внешней стимуляции, чрезвычайно общительны, контактны. Лица второго типа характеризуются стремлением произвести сильное впечатление на окружающих, занять лидирующее положение в преступной группе. Обладая артистическими способностями, пластичным поведением, они легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, что помогает им совершать преступления.

Мотивы самооправдания. Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания. Самооправдание осуществляется на основе механизмов психологической защиты, которые снижают, нейтрализуют или совсем снимают барьеры нравственно-правового контроля при нарушении уголовно-правовых запретов. Мотивы самооправдания преступного поведения могут проявляться в искаженном представлении о криминальной ситуации; изображении себя жертвой принуждения, вероломства, обмана; убеждении в формальности нарушаемых норм; отрицании жертвы преступления; облагораживании истинных мотивов своих действий; гипертрофии собственных личностных качеств в утверждении своей исключительности, ставящей лицо, по его мнению, выше закона и т. д.

Существует еще одна классификация «безмотивных» преступлений, предложенная В. В. Романовым. В первую группу «безмотивных» умышленных преступлений он включает преступления, внешне отличающиеся своей какой-то бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характером насильственных действий по отношению к малозначительному поводу для их совершения. Скрытая от поверхностного взгляда мотивированность таких действий нередко вызывает сомнения относительно психического здоровья подозреваемого. Исключение болезненной симптоматики исключает и возможность объяснения противоправного поведения лица, его невменяемость. Глубокое исследование всей мотивационной сферы личности, скрытых влечений, настроения, психического состояния, эмоций помогут понять кажущуюся на первый взгляд «безмотивность» преступления и найти истинные мотивы преступного поведения. Вторую группу «безмотивных» преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму «смещения» агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут носить характер аутоагрессии. Благодаря «смещающим» действиям, направленным на совершенно иной, посторонний объект, у субъекта ослабляется избыточное напряжение психики, возникающее в результате неудовлетворения какой-либо личностно значимой для него потребности; создается своего рода иллюзия реагирования на какие-то неблагоприятные факторы, с которыми субъект не смог в свое время справиться. А тот негативный опыт, который он приобрел, переносится им теперь на совершенно иных лиц, порой не имеющих никакого отношения к тем переживаниям, которые ему пришлось испытать. Третью группу «безмотивных» преступлений составляют преступления, совершенные по неосторожности. Поведение человека перед совершением преступления по неосторожности характеризуется тем, что субъект нередко находится под воздействием противоречий между требованиями ситуации, предписывающими ему поступать определенным образом, и его намерениями, частично или полностью не совпадающими с этими требованиями, его легкомысленным стремлением во что бы то ни стало добиться поставленной цели.

Таким образом, мотивы есть в совершении любых противоправных действий, но они могут субъектом преступления не осознаваться

 

Межличностные отношения в преступных группах – это субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимоотношения людей, входящих в данную преступную группу. Все эти процессы влияют на поведение личности в группе. Групповая интеграция обеспечивает психологическое единство членов группы, стабилизацию межличностных отношений. Групповая дифференциация обеспечивает специализацию и иерархизацию деятельностных связей, вычленение групповых ролей, формирование групповых статусов.

Групповой статус – это положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе. Под статусом индивида понимается некоторое единство объективно заданных ему характеристик, позволяющих субъекту занимать свое место в группе, изменить которое он может, только сменив первоначально заданные ему характеристики. Каждой позиции индивида соответствует определенный набор функций, которые в своей совокупности позволяют ему играть строго определенную роль в группе. Групповые роли – это функция личности, ее соответствие определенным требованиям, ожиданиям членов группы; это модель поведения, объективно заданная положением данной личности в преступной группе. Групповая роль выполняется индивидуальным стилем.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так все их многообразие можно подразделить на роли предписанные и роли достигнутые. Так, в больших преступных группах существуют так называемые бригады. Данным бригадам предписывается определенная роль в жизнедеятельности этой группы. Такая роль является предписанной. К достигнутым ролям относится роль, например, «вора в законе», который получил данный «титул» при соблюдении определенных, установленных преступным миром, условий.

Серьезные расхождения между «ролевым поведением» члена группы и «групповыми ожиданиями» по отношению к нему со стороны других членов группы нередко служит причиной возникновения внутригрупповых конфликтных отношений, приводящих в действие «групповые санкции» в отношение лица, пренебрегающего принятыми в группе нормами ролевого поведения, что особенно бывает заметно в групповых преступных формированиях.

Стремление, потребность члена группы соответствовать групповым ожиданиям часто является ведущим мотивом, побуждающим субъекта действовать в интересах группы. Именно этой закономерностью объясняются те нередкие случаи, когда члены преступной группы совершают действия в интересах группы, берут на себя вину других, отказываются давать показания, несмотря на изобличающие их доказательства.

И, тем не менее, благодаря тому, что мера принятия каждым членом группы норм групповой жизни и морали различная, данное явление может послужить своеобразной трещиной в групповой сплоченности членов группы, в конечном итоге стать причиной ее развала.

Личность, будучи членом той или иной группы, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах. Те или иные нормы могут влиять не только на действия личности, но и на такие психологические явления, как, например, установки. Причем часто член преступной группы не осознает, что, поступая так или иначе, он делает это именно под воздействием групповых взглядов.

Внутригрупповые нормы выражаются в соответствующих правилах и выступают: а) как средство контроля над поведением личности со стороны других членов преступной группы и б) как средство ориентации поведения отдельной личности в той или иной ситуации.

Английский психолог М. Аргайл выделяет следующие виды норм, которые присущи и преступной группе:

а) нормы относительно задачи (например, методы, скорость, качество выполняемого задания, в том числе и криминального);

б) нормы, регулирующие взаимодействие в группе, которые прогнозируют поведение других, предотвращают конфликты и гарантируют справедливое распределение вознаграждений;

в) нормы относительно установок и убеждений (например, взгляды организатора преступной группы принимаются ядром этой группы, сверяются с мнением других «приближенных», а не с реальностью, что может быть более трудным делом для группы).

Обычно нормы преступной группы противоречат нормам общества в целом. Когда человек вступает в какую-либо преступную группу, то, общаясь с ее членами, он получает информацию о ее «ценностях», обычаях, традициях, ритуалах, прочих правилах поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции собственного поведения.

Во всех преступных группах существуют нормы, предусматривающие позитивные санкции (похвала, материальное вознаграждение, продвижение по внутригрупповой карьерной лестнице) по отношению к тем, кто следует им, и негативные санкции для тех, кто отступает от данных норм. Здесь могут использоваться различные невербальные знаки одобрения, устные замечания, угрозы, бойкот, исключение из группы, а порой даже физическая расправа над лицом, нарушившим нормы данной группы.

Конфликты – это столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов. Конфликты начинаются с инцидента, когда одна из сторон предпринимает действия, ущемляющие интересы другой стороны.

Конфликты в преступных группах могут быть: а) внутриличностными (например, когда, с одной стороны, у человека формируются определенные нормы, традиции, а с другой – усиливается страх быть убитым, страх перед разоблачением); б) межличностными (например, в связи с разделением функций и установленного порядка распределением прибыли); в) межгрупповыми (например, могут происходить из-за раздела территории, сфер влияния).

Межличностные конфликты в преступных группах могут возникать между: а) лидером и всей группой; б) лидером и оппозицией; в) «старыми» и «новыми» членами группы; г) теми, кто желает «выйти из игры» и остальными членами группы; д) группой в целом и скомпрометировавшим себя членом группы; е) отдельными членами группы из-за неприязненных отношений; ж) отдельными членами группы, которые не соблюдают правил, установленных в группе.

Конфликты между лидером и членами группы могут возникнуть по многим причинам: а) недостатки в организации, неэффективность работы преступной группы; б) стремление лидера к присвоению большей части преступного дохода; в) отсутствие дисциплины у членов группы; г) благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования группы в данном регионе.

Основная причина конфликта в преступной группе – неравенство в иерархической структуре, стремление к руководству группой, неравное распределение доходов.

 

34. Понятие общения и его структура. Вербальные и невербальные средства общения.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Общение имеет два уровня понимания. Конкретный уровень предполагает понимание общения как процесса взаимодействия между людьми. Это взаимодействие может быть непосредственным, когда собеседники видят и слышат друг друга. Важной особенностью непосредственного общения является временная синхронность, т. е. замечания или фразы одного собеседника сразу же вызывают реакцию его партнера по общению. Опосредованное общение предполагает использование специальных средств общения: телефон, интернет, письма, записки и т.д. При опосредованном общении имеет место временная растянутость взаимодействия партнеров. Например, при общении с помощью писем или записок ответная реакция собеседника всегда будет приходить с некоторой отсрочкой.Обобщенный уровень понимания общения описывает его как любые формы передачи информации между людьми. В этом случае чтение книг, созерцание архитектурных памятников также может пониматься как процесс общения. Здесь человек воспринимает информацию в форме каких-то ценностей, идей, символов. Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты. Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

передача информации

восприятие друг друга

взаимооценка партнерами друг друга

взаимовлияние партнеров

взаимодействие партнеров

управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

информационная (обмен информацией между людьми)

когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)

социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая. Язык как средство объединения народ. C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое. К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.