Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений




В первую очередь раскроем понятие социализации подростающих поколений: социализация подрастающих поколений – «есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах».

К подрастающему поколению мы относим детей от 0 до 16-18 лет (до момента их поступления в вуз). Именно в этом возрасте происходит активный рост, развитие и «впитывание» окружающей действительности детьми.

Проблема (от греческ. problema - задача) в широком смысле этого понятия - сложный, теоретический или практический вопрос, требующий, как правило, адекватной теории для своего решения.

Процесс (от лат. processus - продвижение) - это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо.

 

Стоит отметить, что к глобальным факторам и проблемам относятся мегафакторы социализации: космос, планета и мир (по А. В. Мудрику), а также информатизация общества, экономическое процветание, политическая нестабильность и компьютеризация общества.

Космос, безусловно, должен рассматриваться как макрофактор, оказывающий наиболее глобальное и практически не изученное влияние на социализацию человеческого индивида. Постепенно непонятные нам зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических сил и обстоятельств могут стать вполне реальными факторами целенаправленного воспитания личности, одной из основ индивидуального подхода к человеку. Так, обнаружена зависимость таких исторических событий как открытие Америки, революций в Англии, Франции и России от «эпох максимумов солнцедеятельности».

Совершенно очевидно, что сегодня, когда произошли кардинальные и стремительные изменения во внутренней и внешней политике страны, необходимо включать в педагогическое целеполагание формирование и развитие у детей, подростков, юношей планетарного сознания, отношения к нашей планете как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется человеческими ценностями. Планета – понятиеастрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. Так, на планете Земля в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих её людей. Мир – понятие социолого – политическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете. Мир и планета взаимосвязаны, 1-е оказывает влияние на 2-е в процессе своего развития. Средства массовой коммуникации позволяют человеку видеть, как живут люди в любой точки земного шара. Следствием этого явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков и юношей в модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и не те образцы, которые манят к сее, даже оставаясь недоступными.

Социализация подрастающих поколений сегодня происходит и под влиянием тех мировых, планетарных процессов, которые набрали силу относительно недавно: экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других - меньше).

Воздействуют эти процессы непосредственно на подрастающие поколения, на их сознание и поведение, на отношение к действительности.

Атомная угроза сыграла далеко не последнюю роль в том, что значительная часть подростков и юношей стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы.

Можно использовать, например, определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».

Роль макрофакторов социализации, о которых идет речь, необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. В течение ряда десятилетий они учитывались только в негативном аспекте. Утверждалось, что экологические, ядерные и другие планетарные проблемы нас не затрагивают. В результате складывалась, в первую очередь у подрастающего поколений, «психология жителей осажденной крепости». Формировались изоляционистское, оборонное сознание и ксенофобия, которая удивительным образом сочеталась с государственным и бытовым сервилизмом по отношению к тем же иностранцам.

Сказывается и неравномерность приобщения жителей разных стран к интернету, играющему все более важную роль в социализации современного человека.

Среди глобальных, смертельно опасных факторов социализации оказался и международный терроризм, порождая у жителей охваченных террором стран отчаянье и страх, а для самих террористов, преимущественно молодых людей, определяя весь их жизненный путь (как правило, короткий).

Приведём фразу французского социолога Э.Морина: «В XIX веке гражданин Вселенной был человеком без корней. Сегодня корни - это сама Земля, на которой мы рождены. Помимо долгов сообществу, в котором рождается человек, население мира объединено общей судьбой».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.