Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки




Билет 2

Вся история развития человеческого познания проявляла пристальное внимание ответу на вопрос: что такое общество, какова его природа, организация, природа, сущность? Представители древнего периода развития античной мысли – Платон, Гераклит и др. – предложили много социологических обобщений. Подобно современному человеку они анализировали эмпирические стороны своей жизни и приспосабливали некоторые свои идеалы к реальным человеческим отношениям.

В философии Платона причудливо переплетаются моменты материального и идеального, реального и фантастического, действительного и желаемого, создающего общую картину бытия, венцом которого выступает государство. Общество и человек рассматриваются как две симметричные и взаимодополняемые системы. Как в человеке выделяются 3 его главные части (тело, душа, ум), так и общество подразделяется на работников, воинов и правителей.

Государство, по Платону, возникает как результат естественного разделения функций, выполняемых различными группами людей: одни заняты производством товаров и их обменов, другие – охраной государства, а третьи – всецело управлением. Причем, если каста производителей формируется естественным путем, две другие «касты» тщательнейшим образом отбираются и формируются исходя из принципов идеального государства. Лучшей формой государства Платон считал аристократию («тимократию»). Рассогласование же частей целого, нарушение социальной гармонии ведет к появлению извращенных форм государственного устройства, среди которых выделяются такие, как олигархия, демократия и тирания.

Аристотель. В ходе построения собственной социальной теории стремился выявить естественные причины возникновения социальных институтов, истинную природу человека и общества. Гражданское общество как категория политики было внесено в науку Аристотелем: государство есть ни что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. Говоря о государстве, он подчеркивает, что всякое государство – продукт естественного возникновения.

Анализ системы «человек-общество-государство» Аристотель начинает с выявления основных элементов всякого живого существа, в том числе и человека. «Живое существо состоит, прежде всего, из души и тела». И тут же указывает на функциональные особенности этих элементов: «из них по своей природе одно – начало властвующее, другое – начало подчиненное». Пришел к выводу, что одни люди по природе свободны, другие рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо. Я в шоке.

Аристотелем выдвигается теория о трех хороших и трех плохих видах государственного устройства. К первым он относит царскую власть «законную монархию», аристократию (власть лучшей части зажиточных слоев общества) и политию (разумную власть большинства); противоположными же типами являются тирания, олигархия и демократия.

Аврелий Августин. Любовь к Богу – основная идея его философско-теоретической системы. Он полагал, что только подобная любовь делает человека подлинным человеком, возвышает его над остальным миром. Всякое насилие, как официальное (со стороны государства), так и неофициальное (со стороны разгневанных масс), определяется им как проявление пороков. Духовная власть, олицетворением которой становится церковь, провозглашается высшей властью на земле, которой должны подчиняться и простые люди, и государи. Политика и общественный прогресс приобретают у него сугубо теологический смысл и характер.

Фома Аквинский. Уступая новым веяниям, связанным с укреплением государственной феодальной машины, доказывал, что не только церковь, но и государство представляют собой Божественное установление, хотя все еще подчеркивалась зависимость государственной власти от церковной. Он выделяет 5 форм государственного устройства. Власть большинства определяется как демократия. Но эта форма правления не жалуется автором и олицетворяется скорее с неправильной формой власти, так как большинство, навязывая свою волю меньшинству, уподобляются тирании – одной из наиболее неприемлемых форм управления. Самой правильной формой государственного устройства признается монархия, что вполне соответствовало феодальному типу государства.

Николло Макиавелли. Стал одним из первых идеологов новой концепции государства. В своих трактатах «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции» он развивает идею активного использования человеком предназначенной фортуны. Особенно велика роль свободной воли человека именно в политической деятельности. Однако интересы централизованного государства ставились выше интересов отдельного человека или отдельных групп населения.

Томас Мор и Тамазо Кампанелла. Если Аристотель и его последователи из семьи пытались вывести образование государства, сохраняя в нем имущественные интересы семьи, т.е. частную собственность, то Томас Мор в своем произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве госудрства и острове Утопия», давшем название самому направлению теоретической мысли, попытался свести государство к большой семье, в которой не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл, причем необходимо, чтобы люди осознавали эту утрату, ибо все беды общества связаны с господством частной собственности. На своем острове Утопия он устраивает совершенное государство с совместным производством и справедливым государственным распределением полученных продуктов. По-своему решает вопрос об установлении общественной собственности, царства разума и свободы в «Городе солнца» Кампанелла. Он не отбрасывает идею политического господства церкви, но зато сама структура власти основывается не только на церковных догматах, сколько на разумных основаниях, поэтому предполагается развитие науки, народного образования и культуры.

Томас Гоббс (1588—1679 гг.). В работе «Левиафан», или «Мате­рия, форма и власть государства церковного и гражданского» Абстрагируясь от теологии при объяс­нении государства и права, Гоббс стремился вывести их признаки из естественной природы. Причем сама природа отнюдь не идеализиро­валась им, наоборот, человек в своем естестве представал как суще­ство жадное, эгоистическое и честолюбивое. Гоббсом разрабатыва­ется целая система естественных законов, предваряющих появление государства, ибо сами по себе эти законы без соответствующей под­держки со стороны крепкой власти не могут обеспечить мирное со­существование людей. Поэтому государство — это, прежде всего, сила, обеспечивающая действенность принятых законов. Наличие его оз­начает добровольное ограничение свободы на основе общественного договора.

Гоббс рассматривает общественный договор как акт перехода лю­дей из естественного состояния в состояние гражданское, т.е. в состо­яние государственное. Само стремление к личной свободе в условиях государства становится как бы противозаконным, так как нарушает первоначальный договор. Высшая государственная власть, по Гоббсу, должна быть абсолютной, безраздельной и неизменной, будь то демок­ратия, аристократия или монархия.

Джон Локк (1632—1704 гг.). В своих работах «Исследование о государственном законе», «Два трактата об управлении государством» отстаивал идею английского либерализма как своеобразного компромис­са между буржуазией и дворянством. Идеалом политического устрой­ства считал конституционную монархию парламентского типа. При этом глаавной целью правительства, единственно оправдывающей его существование, является, по Локку, защита естественных прав человека — права на свободу и права на собственность.

Шарль-Луи Монтескье (1689—1755 гг.). В своем основном произведении «О духе законов» предложил новое видение природы человека и естества общественно-политических явлений. Если гуманисти­ческая традиция стремилась представить природу человека исходя из его внутренних качеств, то Монтескье попытался объяснить эту природу внешними факторами человеческого бытия. Среди последних выделялись как чисто природные, так и социальные и социально-пси­хологические факторы. В духе деизма он говорит о сосуществовании божественных и естественных (человеческих) законов. Сущность последних проявляется в сознательной законотворческой деятельности лю­дей, политиков.

Джамбатист Вико (1668—1744 гг.). «Основания новой науки об общей природе наций». Он разрабатывает методологию и методику сравнительного типологи­ческого исторического исследования, теорию цикличности, которые позволили ему подняться до уровня выяснения характера процесса со­циально-исторического развития общества. Вико стремился к целост­ному познанию социальных процессов, к комплексному анализу политической, религиозной, хозяйственной, культурной, юридической и других основ социальной жизни, уяснил характер их взаимодействия в процессе функционирования. Создав «новую науку», Вико заглянул далеко вперед. Многие аспекты его концепции предварили ведущие на­правления современной социологической науки, в частности идеи по теории культуры, развитые в трудах М. Вебера, П. Сорокина, Н. Дани­левского, Т. Тойнби и др.

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724—1804 гг.). Свои идеи о принципах социального бытия и законах его развития он изложил в работах: «Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «Об изначально злом в человечес­кой природе», «К вечному миру», «Метафизика нравов». Для того что­бы преодолеть человеческие пороки, а вместе с тем и негативные по­следствия этих пороков, необходимы ограничение воли отдельных людей, подчинение их дисциплине гражданского общества, законам государства, которые признаны защищать благополучие людей и само­го государства.

Правовое гражданское общество мыслится как особая соци­альная система, в которой на основе разума формируются законы и имеются соответствующие механизмы их реализации. Поэтому в об­ществе, с одной стороны, должны существовать законы и соответству­ющие властные органы, обеспечивающие выполнение принятых зако­нов, с другой стороны, предполагается, что и сам властелин должен подчиняться законам, иначе он рискует впасть в произвол и стать тира­ном. А для этого нужен особый конституционный орган, который бы регламентировал деятельность правителя, ибо сам по себе властелин такой же человек, как и все, и поэтому несет в себе общий порок зло­употребления своей свободой.

Кроме того, по мысли Канта, правовое гражданское общество в идеале должно иметь всемирный характер, ибо внешние деструктив­ные силы всегда могут нарушить покой отдельного государства, поэто­му твердые правовые основы должны регулировать отношения не толь­ко внутри общества, но и между государствами. Он заложил основы концепции, обеспечения прав человека. Кант не только обобщает идеи своих предшественников, но и дает теоретический образ существую­щего буржуазного общества, утверждает его идеалы, через призму ко­торых стремится представить будущее всего человечества.

Г. Гегель (1770—1831 гг.). В одном из своих основных произве­дений «Философия права» реализация свободы Гегелем трактуется в широком философском контексте как выражение сути человеческого бытия. Оно включает в себя и право быть, и право существовать, и право владеть собственностью, и право вступать в определенные со­циальные связи, и право быть носителем нравственных качеств, и пра­во политической организации общества, высшей формой которой яв­ляется государство. Соединение моральности (единичной воли) и аб­страктного права (понятие воли) приводит к возникновению нравственности. Этапами опредмечивания нравственности являются семья, гражданское общество и государство. Последнее есть такое бытие, в котором «происходит необычное объединение самостоятель­ности индивидуальности и всеобщей субстанциальности. Поэтому право государства выше других ступеней: это свобода в ее самом кон­кретном образе, подчиняемая лишь высшей абсолютной истине ми­рового духа».

 

2. Понятие «социальная группа», типология социальных групп.

Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики субъектов общественных связей. Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы.(семья, школьная, студенческая, спортивная группа)

Под социальной группой принято понимать совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Характеризуются:1) устойчивым взаимодействием, которое способствует стабильности в пространстве и во времени 2) относительно высокой степенью сплоченности 3) отчетливо выраженной однородностью состава 4) вхождение в более широкие общности в качестве структурных элементов.

Классификация социальных групп:

Первичные социальные группы - социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.(термин введен Ч.Кули)

Характерные признаки:

1) малочисленный состав

2) пространственная близость членов

3) длительность существования

4) общность групповых ценностей норм и образцов поведения

5) добровольность вступления в группу

6) неформальный контроль за поведением членов

Вторичная социальная группа - социальная общность, социальная связь и взаимодействие, в которой носят обезличенный, утилитарный, функциональный характер(ориентирована на цель)Основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на определенную цель. Пример, футбольный клуб, объединенных в команду для получения определенных спортивных результатов. зарабатывания денег для клуба и его членов.

Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа - это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом.(минимум 2 человека)

Малые группы - это семья, круг друзей, бригада; для них характерны близкие, неформальные отношения; характерно групповое мнение.

Большие социальные группы - это устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально - значимых ситуациях. Это классы, социальные слои, национально-этнические общности. Она может быть только вторичной группой.

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы делятся на формальные и неформальные.

Формальная группа - это социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламинтируются нормативными документами. Создаются для выполнения социальных целей (школа. армия, предприятия). Имеет строгую структуру, предписанные ролевые функции, является вторичной группой.

Неформальная группа возникает стихийно, характерны дружеские отношения, контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер. порядок основан на традиции, уважении, авторитете.(пример, соседи, друзья, подруги)

Референтная группа - реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются в своем поведении и самооценке. По выделяемым функциям выделяют нормативные и сравнительные референтные группы. Нормативная выступает источником норм, регулирующих повеления индивида. Сравнительная является для индивидов эталоном, с помощью которого можно оценивать себя и других.

По факту членства различают группы присутствия(членом является индивид) и идеальные группы(- на нормы, мнение которой индивид ориентируется в своем поведении), может быть как реально существующая, так и воображаемая(- это существующие в сознании индивида егоценностные и нормативные ориентиры, выступающие в виде персонифицированных эталонов и идеалов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.