Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об исторических формах философии




Социология расселения. Специфика функционирования города. Проблемы развития деревни. Система расселения.


37.Экономика общества: понятие и основные элементы. Производство и его факторы. Экономическая система и ее разновидности. Потребитель в различных экономических системах. Государство и экономика.

Фа́кторы произво́дства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека. Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал — здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. — то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала. Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.


38.Социология избирательных кампаний.

История просходит дважды: как что-то случившееся и как осмысление этого случившегося. Человек всегда внутри её. И скусство обращения заключается в том, что надо как-то так исхитриться, чтобы суметь взглянуть на себя со стороны.

И сторические формы философии, – это разные, исторически обусловленные и вместе с тем обусловливающие ход истории, попытки добраться до смысла бытия. Они обусловлены разным характером “обращения (языческие культы, греческая пайдейя, обращение в монотеистических креационистских религиях, новоевропейское просвещение и т. д.) в конечном счете, разным “пониманием бытия”, точнее, его предпониманием, и соответствуют разным “эпохам бытия”.

Образы ума. Назовём «умом» не чью-то способность мыслить, а ту самую среду понимания, эпохальную или региональную общность мыслительных привычек, которая обеспечивает само-собой-разумеемость всего само собой разумеющегося. Философия – это профессиональная работа по идентификации образа ума, который – пока он ум действующий – образа не имеет.

Ум как само собой разумеющееся (среда понимания – горизонт предпонимания)

Идеи, само собой разумеющиеся для людей в данную эпоху. Философия же пытается осмыслить это, но когда это осмысление появляется, эпоха уходит в прошлое. Образ ума – то, что осмысливает философия:

Исторические эпохи различаются по тому, какой характер принимает в них обращение, как оно осуществляется, и как истолковывается то начало, к которому оно “возвращает”. Речь идет о серии “образов ума”, образа, строго говоря, не имеющего. Как только ум “входит в образ” [получает определение], становится умом видимым, он перестает быть само собой разумеющимся собирающим основанием, на котором держится эпоха: её мировоззрение и культура, и эпоха уходит в прошлое. По образам ума, который составили себе прошлые эпохи, мы их и различаем. Но различаем мы их из нашей эпохи, собирающее основание которой нам неведомо.

Только поняв, что ум есть что-то само-собой-разумеющееся, т. е. без- о бразное по сути своей, как о том и говорит Аристотель, мы сможем различить исторические формы философии, разные образы ума, продиктованные тем или иным предпониманием бытия, характеризующим разные его эпохи [идеи Хайдеггера - разные понятия в разные эпохи имеют разный смысл, Гуссерля - горизонт предпонимания, разный даже для разных наук, Гадамера - осознавая эпоху прошлого, вживаясь в эпоху, не просто выявляем ее смысл, мы привносив в нее новый смысл, исходя из нашей эпохи – рождаем новый смысл].

Но если есть понимание, то всегда уже должен быть ум как естественная среда понимания, как само-собой-разумеющееся, которое делает возможным понимание. Это само-собой-разумеющееся именно потому, что оно разумеется само собой, обычно никак не фиксируется понимающими, не замечается ими.

Образы ума, предопределенные тем или иным предпониманием бытия и историческим формам философии, таковы: аристотелевский ум-перводвижитель, его христианские версии и новоевропейский “ субъект ”сознание=я. Они соотносятся с разными “обращениями” – античной “заботой о себе” в ее платоновско-сократовской, эллинистической и римской формах, христианским обращением, требующим отречения от себя и покаяния, новоевропейским обращением на себя, превращающим мыслящее себя “я” в точку отсчета для удостоверения всех прочих существований.

Античность. В античной, а равно и средневековой эстетике – в этом они едины – субъект, или подлежащее, - это сама вещь, обнаруживающая себя в своём «сущностном виде», «умственном облике», каковой и есть её идея (эйдос), или форма. Вещь обнаруживает себя в своей сущности, форме, каковая есть определение вещи в двояком смысле – в смысле определённости вещи, отделяющей её от всех других вещей [единичное Аристотеля], и в смысле возможной её дефиниции – формы «в уме» [эйдос Платона]. Форма открывается стороннему наблюдателю, а стать сторонним наблюдателем целого жизни, увидеть её как жизнь целого (космос), по понятной причине невозможно, но … нужно. Аристотелева дефиниция бытия – исток и основание всей традиционной метафизики – быть это быть чем-то.

1. Если античная философия носила созерцательный характер, то средневековая теология – практическое действие. 2. Если в античной ф. мы ищем первоначало (архе или в заботе о себе душу), в средн. оно дано и названо (сущ-е Бога и души не вызывают сомнения). 3. Если антич. фил. начинается с сомнения, удивления, средн. – с веры. 4. Антич. фил. (Аристотель) отталикивается от существования единичных вещей или (Платон) идей, и их существование деятельность (энергия=душа) может быть вечно – а в средн. теологии вещи сотворены, вызваны к сущ-ю Богом, их начало не в них самих, поэтому их сущность не = сущ-ю, они должны получить актуальность. 4. Роль слова 5. Идея нового человека (см. тетрадь)

 

Главный тезис средневековой онтологии -- различие сущности и существования. Различие это было известно со времен Аристотеля, но только в Средние века различение сущности и существования (кот. совпадают только у Бога), essentia и existentia стало активно обсуждаться.

Forma, как объясняет Фома, - один из синонимов «сущности». Форма отражает аспект определенности вещи, а нечто сущее только и существует как определенное в себе и взаимодействующее с другими сущими. Стало быть, «формальное» означает существующее, действительное.

Когда «сущее» понимается в смысле объективного бытия понятий (conceptus objectivus entis), то «схватывается» всеобщее в сущем, бытие в его совершенной абстракции, и тогда оно – «пустейшее и простейшее» понятие и не может быть заключено в какую-либо дефиницию.

Сущность, согласно Фоме, это также и форма, а значит, и quidditas, чтойность, от quid, «что» из вопроса «что это такое (есть)?», т. е. более точно, по Аристотелю, to ti en einai, quod quid erat esse, «то, чем каждая вещь согласно своему содержанию уже была, прежде чем она действительно осуществилась». Это означает, что «реальность» есть некая содержательная характеристика вещи: вещь по своим «вещным» свойствам должна уже в каком-то смысле сбыться, чтобы стать действительно существующей вещью. Значит, если мы сказали вещь res, то тем самым еще не обозначили нечто действительно существующее, говоря языком схоластики, то, что существует in actu, актуально или, что то же самое, формально, т. е. на самом деле.

Теперь о существовании. К действительному существованию вещь приходит, или «устанавливается вне своих причин» (res extra causas constituitur) посредством actualitas (греч. energeia ). Теперь это - “ отделенный от причин результат, ergon, содеянное, сделанное», то что обладает неким само-стоянием, действительная вещь, которая существует вне своих причин и вне ничто. [акцент на процессе творения – приход к сотворенному, конечному]

Как бы ни различались позиции разных схоластических школ в вопросе о том, как следует понимать различие сущности и существования, для всех них несомненно, что различие это – свойство конечного сущего, в чем и заключается его «тварность» и, значит, контингентность, оно есть ens ab alio, т. е. получает бытие от другого, тогда как бесконечное сущее, Бог, есть a se, из себя самого. Только в Боге сущность и существование - одно и то же. История средневековой философии – это история о том, как постепенно меняла свой смысл аристотелевская energeia, превращаясь в схоластическую actualitas.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.