Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По изучению дисциплины




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1

Понятие, предмет, принципы и система экологического права

 

Изучение курса следует начать с вопроса о формах взаимодействия общества и природыи их развития на современном этапе. Для адекватного восприятия проблем правовой охраны окружающей среды студентам важно разобраться в понятиях «природа», «окружающая среда», «охрана природы», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность».

На основе знаний общей теории государства и права уясняется сущность экологической функции государства и роли права в регулировании природоохранительных отношений, предмета и методов правового регулирования экологического права.

Далее следует перейти к вопросу об источниках экологического права. Здесь также окажутся весьма полезными знания общей теории права относительно критериев классификации источников по юридической силе, предмету правового регулирования, уровням органов власти и управления, принимающих нормативные правовые акты и др. Особоевнимание следует уделить изучению конституционных основ охраны окружающей среды а условиях правового и социального государства. Обязательно знание истории развития экологического права в России.

При изучении данной темы важно иметь в виду, что на современном этапе экологическое право развивается путем:

а) создания собственно законодательства об охране окружающей среды;

б) экологизации природоресурсового законодательства;

в) экологизации гражданского, уголовного, хозяйственного, аграрного и иного законодательства.

Изучив вопросы данной темы, студенты смогут определить понятие экологического права как комплексную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения в сфере использования природныхресурсов и охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений и охрану прав участников экологических отношений.

1. Земля и другие природные ресурсыкак объекты природы, пользования, охраны и собственности; как основа жизни и деятельности народа. Влияние этих факторов на правовой режим природопользования к охраны окружающей природной среды.

2. Социальная экология - научная и методологическая основа правового регулировании отношений природопользования и охраны окружающей природной среды. Понятия «охрана природы», «охрана окружающей природной среды», «охрана окружающей среды», «рациональное использование природных ресурсов» «природопользование» и их соотношение.

3. Российская экологическая доктрина. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития. Право граждан на благоприятную окружающую среду.

4. Роль права в обеспечении рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Соотношение правовой охраны природы с другими способами её охраны.

5. Экологическое право как комплексная отрасль права. Его становление и развитие. Проблемы интеграции и дифференциации в нём.

5. Предмет, задачи, принципы и методы экологического права.

7. Экологические нормы и правоотношения. Их классификация. Система экологического права.

8. Место экологического права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права.

 

 

Тема 2

Источники экологического права

 

При изучении данной темы следует иметь представление о понятии источников экологического права на современном этапе развития общественных отношений. Под источником экологического права обычно понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и определяет поддержку содержащихся в них норм, государственную обеспеченность.

Следует отметить, что основной источник экологического права – нормативный акт, т.е. официальный документ, содержащий обязательные для исполнения юридические нормы. Акт может принимать форму закона, указ, постановления, распоряжения, приказа и т.д. Совокупность таких нормативно-правовых актов образуют законодательство как внешнее выражение права. Сказанное имеет прямое отношение к экологическому праву России, являющемуся составной частью российскому праву

Далее, студенты должны уделить внимание источникам экологического права, которые представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом.

Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ – постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.д.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, обусловленную огромным массивом и численностью нормативно-правовых актов, которые приняты и принимаются в стране.

Например, ежегодно прирост юридической информации только на общесоюзном уровне составил более 10 млн. законов, а в республиканских уровнях он намного выше.

Поэтому студентам в целях преодоления информационного барьера необходимо источники экологического права осуществлять через классификацию информационного массива (по юридической силе, по предмету регулирования, по направленности правового регулирования, степени значимости,

Приступая к анализу источников земельного права, студентам следует сразу определиться в отношении самого понятия «законодательство». Такая оговорка связана с неоднозначной трактовкой юристами этого термина.

Следует отметить, что систематизация источников земельного права на современном этапе развития российского общества крайне необходима. В этой связи необходимо несколько слов сказать о понятии ”система”. Система в научном понимании означает организованное множество взаимосвязанных между собой элементов, выполняющих определенную функцию.

Далее, необходимо иметь в виду, что к понятию ”система законодательства” тесно примыкает понятие его структуры. Структура означает внутреннее устройство, строение чего-либо. Нам представляется, что структура – качество присущее любым объектам вне зависимости от его системных принадлежностей. И системные и несистемные образования имеют свою структуру. Когда мы говорим о структуре системы законодательства, то имеем в виду внутреннее членение этой системы на определенные нормативные акты. Для исследования системы источников земельного права, целесообразно обратиться к рассмотрению, иерархической структуре данной системы нормативно-правовых актов.

 

 

Тема 3

Объекты и субъекты экологического права

 

При изучении данной темы следует различать два значения права природопользования - объективное и субъективное право.

С одной стороны право природопользования может рассматриваться как особый институт в системе земельного, горного, лесного, водного, фаунистического права, представляющий собой совокупность норм, регулирующих отношения природопользования.

С другой - как субъективное право природопользования - конкретное правомочие, принадлежащее природопользователю, содержание которого включает владение, пользование и распоряжение предоставленного в пользование природных объектов.

Таким образом под объектами окружающей среды, которые подлежат охране, понимают природные объекты, то есть составные части окружающей нас среды, состоящие в системе экологической взаимосвязи и выполняющие экологические, экономические, культурно-оздоровительные и иные функции. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» является единственным нормативно-правовым источником, который определяет перечень природных объектов, подлежащих правовой охране.

Так, ст. 4 данного Закона гласит, что на территории Российской Федерации объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство

В свзя с вышеизложенным необходимо указать на три группы объектов охраны. Студенты при подготовке к семинарским занятиям должны проанализировать каждые группы объектов охраны окружающей среды и иметь об них представление. Кроме этого необходимо выделить группы субъектов и проанализировать их полномочия в рассматриваемой сфере.

 

 

Тема 4

Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

 

Принципиальные вопросы данной темы касаются поиска возникновения, изменения и прекращения правоотношений природопользования, которые изменяется в зависимости от объекта, субъекта и вида природопользования. Студентам важно иметь четкое представление об установленных законодательством процедурах в этой области, включая процедуру оформления права в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Изучение темы следует начинать с вопроса о понятии управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и различных видов управления – государственного, ведомственного (производственного), общественного.

При этом под управлением понимается организаторская деятельность, направленная на обеспечение наиболее рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды.

При характеристике государственного управления необходимо выявить и показать действие основных принципов управления: комплексного подхода в решении вопросов охраны окружающей среды, разделения хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных полномочий и др.

Вопросы системы и компетенции органов государственного управления в рассматриваемой области следует изучать и освещать с учетом государственного устройства России и организации государственного управления в стране.

В системе органов природоохранительного управления выделяются органы общей и специальной компетенции. Студенты определяют роль правительства и администрации субъектов и городов в решении вопросов охраны окружающей среды.

В систему органов специальной компетенции входит ряд государственных органов. Центральное место в этой системе занимает Министерство природных ресурсов Российской Федерации по охране окружающей среды (Минприроды РФ) и его территориальные органы.

Необходимо иметь общие знания о структуре Минприроды России и иных специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды,их функциях и компетенции. О взаимодействии данного Министерства с другими органами и роль этих органов следует изучать как в данной теме, так и при изучении тем, касающихся правовой охраны отдельных природных ресурсов.

Далее, от студентов требуется знание основных функций государственного управления охраной окружающей среды, т.е. видов постоянной деятельности государственных органов, включая нормирование в охране окружающей среды, государственную экологическую экспертизу, лицензирование природопользования, государственный экологический контроль и др.

1. Понятие и общая характеристика, права природопользования. Объекты, виды, субъекты, принципы и содержание.

2. Понятие и организационно-правовое обеспечение рационального использования природных ресурсов.

3. Правовые основы информационного обеспечения охраны окружающей природной среды.

4. Правовые основы нормирования и стандартизации в сфере охраны окружающей природной среды.

5. Правовые основы экологической экспертизы.

6. Правовые основы лицензирования в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

7. Экономическо-правовоймеханизм рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

Тема 5

Экономико-правовой механизм охраны окружающей

природной среды

 

Работу над указанной темой следует начинать с общих представлениях в сфере охраны окружающей среды, которую можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых и экономических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижение уровня вредного воздействия человеческой деятельности на нее.

Комплекс этих мер в работах некоторых исследователей рассматривается как механизм охраны окружающей природной среды

Студентам необходимо также иметь представление обадминистративно-правовом механизмом охраны окружающей природнойсреды, под которым следует понимать самостоятельный институт российского экологического права, проявляющийся в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.

При этом, формой реализации административно-правового механизма в практической жизни является управление процессами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования со стороны государства, органов местного самоуправления и общественности.

Определяющее место здесь, безусловно, занимает государственное регулирование этих процессов, которое, в свою очередь, реализуется через систему соответствующих государственных органов.

Действующим природоохранительным законодательством так же определены задачи механизма охраны окружающей среды, а именно:

1. планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

3. установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; платность природопользования и ее виды.

4. предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

5. возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, и т. д.

 

 

Тема 6

Правовые основы управления природопользованием

и охраной окружающей среды

 

Вначале студентам следует усвоить роль нормирования. Нормирование и стандартизация и стандартизации в области охраны окружающей среды рассматриваются как основные правовые меры охраны окружающей среды, как функции управления в данной сфере и как институт экологического права.

От студентов требуется знание положений законодательства, регулирующего экологическое нормирование и стандартизацию - Закона РФ «Об охране окружающей среды». Закона «Об охране атмосферного воздуха». Земельного кодекса и др. В системе подзаконных актов важно знание государственных природоохранительных стандартов.

Основное внимание уделяется вопросу системы нормативов в области охраны окружающей среды по российскому законодательству. В этой системе необходимо четко различать нормативы качества окружающей среды, нормативы использования природных ресурсов, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды

С учетом видов воздействия на состояние окружающей среды студенты должны дать полную характеристику видов, функций, критериев определения нормативов. При этом необходимо принимать во внимание специфику источников отрицательного воздействия на окружающую среду - предприятий, транспортных средств, «неточечных» и др.

Так как в природоохранительной практике России применяются разного рода нормативы и стандарты, студентам следует знать различия между ними Студенты должны дать также характеристику экологических стандартов.

Основное внимание при этом важно уделить предусматриваемым государственными стандартами требованиям к продукции массового производства, являющейся объектом стандартизации.

Завершается изучение темы вопросами регулирования нормирования санитарных и защитных зон. Здесь обращается внимание на виды таких зон и требования к нормированию.

1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

2. Виды управления в экологической сфере. Система органов, осуществляющих управление в этой области.

3. Функции управления в экологической сфере.

4. Участие общественных объединений а также и граждан в охране окружающей природной среды и обеспечение рационального природопользования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.