Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод деятельности – способы достижения целей государственного управления в процессе осуществления ОИВ его задач и функций. 1 страница




Постановление – индивидуальный правоприменительный акт, который с момента вступления в законную силу подлежит исполнению всеми органами государственной власти, МСУ, должностными лицами, гражданами и юридическими лицами.

Производство по делам об административных правонарушениях – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, его исполнителю.

Регистрация по месту жительства – гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Административное принуждение – применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний.

Разновидность государственного принуждения, один из методов государственной деятельности.

Достижение целей:

1) предупреждение правонарушений;

2) пресечение правонарушений;

3) привлечение виновных лиц к ответственности.

 

Особенности административного принуждения:

1. применяется на основе норм АП;

2. охраняются правоотношения разных отраслей права;

3. применение как за нарушения, так и в целях безопасности;

4. возможно применение физического насилия;

5. множественность субъектов применения (органы, действующие от имени органов управления, уполномоченные должностные лица);

6. применение в отношении неподчинённых лиц;

7. применение в порядке административного производства;

8. оперативное, дифференцированное применение мер.

 

 

Виды по критериям:

1. субъекты применения:

а) судебные;

б) внесудебные;

2. основания применения:

а) за правонарушения;

б) в силу экстремальных условий, предусмотренных НПА;

3. цели установления и применения:

а) административно-предупредительные;

б) меры административного пресечения;

в) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

г) меры наказания.

 

Административно-предупредительные · Применяются в целях профилактики правонарушений или обеспечения общественной безопасности и так далее. · Особенности: а) не являются мерами ответственности; б) применяются не за правонарушения; в) цель – профилактика правонарушений, обеспечение общественной безопасности; г) не являются санкциями. · Обстоятельства применения – гипотеза нормы. · Предусмотрены НПА.
Административного пресечения · Цели: а) пресечение правонарушений; б) предупреждение (устранение) вредных последствий. в) Применяются в соответствии с НПА. · Могут предшествовать назначению административного наказания. · Применяются лишь специально уполномоченными органами.
Обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Многоцелевое назначение.
Наказания  
     

 

45. особенности административной ответственности иностранных граждан.

Иностранные граждане и лица без гражданства – ответственность на общих основаниях за нарушения:

а) на территории РФ;

б) континентальном шельфе;

в) исключительной экономической зоне.

Субъекты некоторых правонарушений – только иностранные граждане (нарушение режима пребывания в РФ).

 

46.Административное ответственность: понятие, особенности.

Внешне – все признаки юридической ответственности.

Основание – правонарушение.

Меры – административное наказание.

Основные черты:

1) устанавливается ФЗ и законами субъектов об административных правонарушениях (совместная компетенция);

2) основание – административное правонарушение;

3) субъекты – физические, юридические лица;

4) за нарушения – административное наказание;

5) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;

6) наказания применяются органами к не подчинённым им правонарушителям (отличие от дисциплинарной);

7) назначение наказания не влечёт судимости и увольнения с работы;

8) меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

9) рассмотрение споров в судебном и во внесудебном порядках.

 

48.Действие правовых актов управления.

Действие правового акта управления определяется:

а) обязательным характером;

б) пространственными и временными пределами.

 

Действие в пространстве – определяются государственным и административно-правовым устройством.

Акты:

1) Президента – на всей территории РФ;

2) Правительства – на всей территории РФ;

3) других ФОИВ – на всей территории РФ;

4) субъектов – на территории данного субъекта или его части, определённой актом.

 

Сфера действия – вопросы по которым могут быть изданы, сферы жизни, ка которые распространяются:

а. акты Президента и Правительства РФ – не ограничена (по любому вопросу компетенции, с установлением пределов действия в самих актах);

б. на уровне субъектов акты ВДЛ – не ограничены;

в. акты ведомственных и межведомственных органов – сугубо ведомственное и межведомственное значение.

 

Действие во времени:

а) определённый срок действия (связан с наступлением определённых обстоятельств);

б) неопределённый срок действия;

в) регулируют отношения, возникшие после издания акта (не имеют обратной силы).

 

51.Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.

Деяние – акт волевого поведения:

а) действие – активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение запрета;

б) бездействие – пассивное невыполнение обязанности.

Признаки деяния:

1. антиобщественность – противоправность нарушения, противоречащие задачам и принципам законодательства и его нормам (антиобщественность устанавливается законодательством);

2. противоправность – совершение деяния, нарушающего нормы права (нормы не только АП, но и другим отраслям);

3. виновность – совершение деяния умышленно или по неосторожности;

4. наказуемость – за административное правонарушения законодательством предусматривается административная ответственность(административное правонарушение – основание административной ответственности, административная ответственность – признак правонарушения).

* виновность юридических лиц – если будет установлено, что кнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

Сущность правонарушения – подходы:

а. общественно-опасное, но менее чем преступление;

б. вредное для общества, но не общественно опасное;

в. одни общественно опасны, другие не общественно опасны (вредны).

Правонарушения по сути общественно опасны, отличаются от преступлений степенью общественной опасности, поскольку:

1) имеют общий объект посягательства;

2) общественная опасность различается не характером правонарушения, а их распространённостью;

3) общественная опасность проявляется в противоправности;

4) выражается во вредности;

5) постоянен процесс декриминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений;

6) если не общественно опасны, то государственная репрессия не обоснована;

7) за некоторые правонарушения административные ответственность строже, чем за преступления;

8) степень общественной опасность разграничивает преступление и правонарушение.

 

Понятие состава административного правонарушения отсутствует в законодательства.

Состав – совокупность закреплённых НПА признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаки состава:

1. объект – общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности;

2. объективная сторона – действие или бездействие, запрещённом административным правом (часто – зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий);

3. субъект;

4. субъективная сторона.

 

Объективная сторона может включать характер действия или бездействия:

а) неоднократность – единое однородное правонарушение;

б) повторимое – несколько однородных правонарушений, совершенных одним и тем же лицом в течение года, за которые оно уже подвергалось административному взысканию;

в) длящееся – деяние, сопряжённое с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности.

 

Субъекты:

а. физические лица – граждане РФ (специально выделяются в особенной части), иностранные граждане (субъектами некоторых правонарушении могут быть только иностранные граждане), апатриды, по общему правилу достигшие возраста 16 лет;

б. юридические лица – за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов (отягощённая для банковско-кредитных предприятий).

* среди граждан РФ – есть категории с особенностями правового положения (профессиональные, социальные функции), которые могут устанавливать дополнительные основания привлечения к административной ответственности или ограничение применения мер.

В отношении всех лиц – нормой не предусмотрено, что наказание может применяться только к физическим или юридическим лицам.

Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности (вместо неё – дисциплинарная ответственность).

Наложение административного наказания на юридическое лицо – не освобождает от ответственности виновное физическое лицо.

 

Субъективная сторона – психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному деянию и его последствиям (вина).

Формы:

а) умысел – лицо сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало таких последствий или сознательно их допускало, относилось безразлично;

б) неосторожность – лицо предвидело возможность нарушения вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело таких последствий, хотя должно и могло предвидеть.

Факультативные признаки:

а. мотив;

б. цель.

Вина юридического лица – вина уполномоченных должностных лиц (реализуют правоспособность) и работников (осуществляют фактические действия):

а) вина юридического лица может выражаться в действиях должностного лица, чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица;

б) в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.

 

Только при наличии состава административного правонарушения – привлечение лица, совершившего его, к административной ответственности.

 

Форма состава:

а. формальный (в самом факте противоправного поведения) – в основном;

б. материальный(деяние, последствия, причинно-следственная связь).

 

Классификация видов административных правонарушений:

В зависимости от диспозиции, нормы:

а) простые;

б) описательные;

в) бланкетные (в законах и подзаконных актах).

По субъектам, правонарушения, субъектами которых являются:

а) граждане, должностные лица, юридические лица;

б) должностные лица, юридические лица;

в) граждане и юридические лица;

г) граждане, должностные лица.

В зависимости от видов наказания, выделяются правонарушения, за которые назначаются:

а) только основные виды наказания;

б) основные и дополнительные наказания;

в) основные наказания в качестве альтернативных.

*каждый вид предусмотрен за то или иное правонарушение, может быть как основным, так и дополнительным.

 

Виды наказаний:

1) предупреждение – основное, альтернативное административному штрафу;

2) административный штраф – универсальное наказание;

3) административный арест – за небольшое число наиболее серьёзных нарушений;

4) лишение специальных прав – за небольшое число наиболее серьёзных нарушений;

5) дисквалификация – за небольшое число наиболее серьёзных нарушений;

6) административное прекращение деятельности – за небольшое число наиболее серьёзных нарушений.

 

53.Приостановление действия правовых актов управления.

Приостановление действия правовых актов – прекращение юридической силы до её подтверждения либо отмены этого акта уполномоченным органом (не подлежит исполнению или применению).

Органы, имеющие право приостановления, причины приостановления – НПА.

Орган может в определённом случае приостановить акт, поскольку не вправе отменить его.

Органы, имеющие право приостановления:

1. Президент – акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия ФЗ и Конституции;

2. Правительство – акты ФОИВ без указания оснований;

3. таможенный орган – при рассмотрении жалобы, приостанавливает исполнение обжалуемых решений (при основании полагать, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, если неприостановление решения может иметь необратимый характер);

4. суд общей юрисдикции – оспариваемое решение до вступления в законную силу решения суда.

 

54.Административные наказания: сущность, виды.

Административноенаказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, имеющая целью предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителем.

Не являются целями:

а) унижение человеческого достоинства;

б) причинение физических страданий;

в) нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Функция – предупреждение преступлений.

Меры административного пресечения – не являются мерами наказания, направлены на прекращение правонарушения и привлечения нарушителя к ответственности.

Выражение наказаний – материальное, моральное воздействие на правонарушителя.

 

Основные виды административных наказаний:

1. предупреждение – официальное порицание лица, выносящееся в письменной в форме (в устной форме – не вид административного наказания);

2. административный штраф – денежное взыскание, выражаемое в деньгах (для граждан до 5 тысяч, для должностных лиц до 50 тысяч, для юридических лиц до миллиона), может выражаться в величине кратной стоимости, выручке (в зависимости от характера денежного правонарушения);

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;

4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительно безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта не изъятых из оборота вещей (не конфискация – изъятие у правонарушителя орудия совершения или предмета правонарушение, если они чужие, изъятые из оборота);

5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу – за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП (срок от месяца до 3х лет);

6. административный арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (до 15 суток – общее правило, до 30 суток – за нарушение требования режима в зоне проведения контртеррористической операции);

7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное контролируемое перемещение указанных лиц через государственную границу РФ за пределы РФ (в некоторых случаях – контролируемый самостоятельный выезд), применение регламентируется специальными правовыми актами;

8. дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в других случаях;

9. административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, а также эксплуатации агрегатов, объектов, осуществление отдельных видов деятельности работ (при угрозе жизни людей, нарушение в области оборота наркотических средств, финансирования террористических организаций) (срок – 90 суток, назначается судьёй, если нельзя применить более мягкое).

В отношении юридических лиц:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие;

4) конфискация;

5) административное приостановление деятельности.

* наказания, кроме штрафа и предупрежденияустанавливаются КоАП.

 

Наказания:

а. основные: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности;

б. основные и дополнительные:административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

 

57.Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.

Регистрация по месту пребывания – граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Необходимые документы:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

3) документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

*вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет.

 

Регистрация осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

1. с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;

2. с собственниками жилых помещений;

3. с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

 

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы в органы регистрационного учета.

 

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов).

Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Необходимые докуенты:

1. документ, удостоверяющий личность;

2. заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

3. документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учетарегистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов.

Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

 

58.Производство по делам об административных правонарушениях: общие положения.

Задачи производства дел об административном правонарушении:

1. всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

2. разрешение его в соответствии с законом;

3. обеспечение исполнения вынесенного постановления;

4. выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

 

Принципы производства:

1) принцип равенства лиц, совершивших правонарушение перед законом;

2) принцип презумпции невиновности;

3) лицо, привлекаемое к ответственности не обязано доказывать своей невиновности;

4) принцип родного языка (возможность производства на языках республик);

5) принцип гласности рассмотрения (открытое рассмотрение дел);

6) принцип законности (применение наказания только на основе закона, применение административного производства только уполномоченными субъектами).

 

Производство не может быть начато (или прекращается):

1. отсутствие события административного правонарушения;

2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения правонарушения возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица;

3. действия лица в состоянии крайней необходимости;

4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5. отмена закона, установившего административную ответственность;

6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7. наличие по одному и тому же факту совершения правонарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство.

 

60.Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Обжалование:

1. судебный порядок;

2. внесудебный порядок:

а) в вышестоящий орган;

б) уполномоченный по правам человека.

 

Судебное обжалование – решений и действий органов государственной власти, МСУ, общественных объединений и должностных лиц.

Порядки обжалования

Общий · Для всех граждан. · Исковое производство – оспаривание решений учреждений, предприятий, организаций, их должностных лиц. · В рамках дел из публичных правоотношений: а) обжалование НПА; б) обжалование решений органов государственной власти и МСУ. · ОбжалованиеНПА: 1) только НПА, затрагивающие права и свободы; 2) рассмотрение заявления – месяц; 3) подача заявления не приостанавливает действие НПА; 4) суд: а) отказывает – признаёт акт непротиворечащим закону; б) признаёт акт недействующим – в случае противоречия (не преодолевается путём принятия акта снова). · Обжалование решений органов государственной власти и МСУ: 1) альтернативно – суд, государственный орган; 2) обжалование в административном порядке не исключает обжалования в судебном порядке; 3) заявление подаётся по месту жительства или по месту нахождения органа; 4) решения обжалуются в случае: а) нарушения прав и свобод; б) создания препятствий к осуществлению прав; в) незаконного возложения обязанности; 5) срок – 3 месяца с момента, когда стало известно, не соотносится со сроком предварительного рассмотрения жалобы в административном порядке; 6) пропуск срока – не основание для отказа принятия заявления; 7) рассмотрение – 10 дней; 8) суд: а) обязывает орган устранить нарушения; б) отказывает. · КС – по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона.
Специальный · Связан с особенностью правового положения граждан, как лиц, выполняющих те или иные функции, являющихся участниками тех или иных правоотношений. · Иной порядок обжалования. · Может находится вне сферы АП. · Специальное право обжалования не поглощает общего.

 

Обжалование у уполномоченного по правам человека (дополнительная мера).

Рассмотрение жалобы – ранее заявитель обжаловал соответствующие решения и действия в судебном или административном порядках.

Срок подачи жалобы – 1 год с того как стало известно о нарушении.

Реквизиты:

1. ФИО гражданина;

2. существо обжалуемых решений;

3. копии предыдущих решений по жалобам.

 

Уполномоченный:

а. принимает заявку к рассмотрению;

б. разъясняет возможные средства защиты;

в. передаёт жалобу органу, который может рассмотреть по существу;

г. отказывает в принятии жалобы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.