Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура




Читайте также:
  1. Access 2007 как реляционная система управления базами данных
  2. ATM как современная инфраструктура
  3. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  4. I. 5. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
  5. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  6. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  7. I. Круговая система с распределением на подгруппы
  8. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  9. I. Структура курсовой работы
  10. I. Структура открытого логопедического занятия
  11. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  12. II. Система с выбыванием после двух поражений

Полномочия Правительства Российской Федерации

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

В соответствии с конституционными нормами Президент Российской Федерации является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст. 11, ч. 1; ст. 80, ч.1).

Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ст. 80, ч. 2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ). В этих целях Президент РФ наделяется соответствующими конституционными полномочиями, осуществление которых является его прерогативой. Так, на основании Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Президент Российской Федерации:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума;

- принимает решение об отставке Правительства РФ;

- по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти;

- вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам;

- вправе приостанавливать действие акта высшего должностного лица субъекта РФ, действие акта органов исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

- может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и др.

Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, подписывает и обнародует федеральные законы, в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти. В настоящее время система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждена указом Президента.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством Президент руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей и заместителей руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.



Президент руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных служб и агентств, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Президент РФ участвует в процедуре назначения на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), представляя в законодательный (представительный) орган субъекта РФ соответствующее предложение о кандидатуре. Кроме того, Президент вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г.1 К его полномочиям относится также оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ2.

Таким образом, исходя из положений законодательства, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает значительное влияние на деятельность органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000г. был образован Государственный совет Российской Федерациисовещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти 1.

Президент РФ является Председателем Государственного совета. Членами Государственного совета являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. По решению Президента в его состав могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и имеющие большой опыт государственной деятельности. Таким образом, новый совещательный орган способствует более тесному взаимодействию Президента с руководителями высших исполнительных органов субъектов РФ.

В числе основных задач Государственного совета РФ:

- обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;

- обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

- содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Заседания Госсовета проводятся, как правило, не реже одного раза в три месяца. Решения, принятые на заседаниях, при необходимости оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ, а в случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений или поправок проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах1.

Основными задачами полномочного представителя являются:

1) организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

2) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

3) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

4) представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе и внесение соответствующих предложений.

Для реализации возложенных на него задач полномочный представитель Президента РФ выполняет следующие функции: обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе; принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина; взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства и др.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 г.1 полномочные представители приглашаются на заседания Правительства РФ с правом совещательного голоса, а также на заседания создаваемых Правительством РФ комиссий и советов, на проводимые Председателем Правительства РФ и его заместителями совещания по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов.

Обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В структуре Администрации Президента РФ имеются и другие подразделения, оказывающие влияние на деятельность органов исполнительной власти, например, Контрольное управление, осуществляющее контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и т.д.

 

26. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации

Правительство РФ является федеральным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Феде­рации» от 17 декабря 1997 г.1

Деятельность Правительства РФ основана на принципах верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, состоящий из членов Правительства РФ: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы. Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 112, 113 Конституции РФ).

ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 24) наделяет Председателя Правительства и другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности:

- представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

- ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

- подписывает акты Правительства Российской Федерации;

- представляет Президенту предложения о наложении на членов Правительства дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

- распределяет обязанности между членами Правительства;

- систематически информирует Президента РФ о работе Правительства.

В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство, участвуют в их подготовке и обеспечивают их исполнение, осуществляют иные полномочия, возложенные на них законодательством.

На заместителя Председателя Правительства РФ может быть возложено исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ в случае временного отсутствия либо освобождения последнего от должности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»1 Председатель Правительства РФ имеет восемь заместителей, в том числе двух первых заместителей, Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ - Министра финансов РФ.

Федеральные министры:

- участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства;

- принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение;

- принимают участие в выработке и реализации политики Правительства;

- обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

- координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;

- назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.

Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и законодательством к полномочиям Президента, - и Президенту.

Случаи и порядок отставки Правительства РФ предусмотрены ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ само может подать в отставку; решение об отставке может принять Президент РФ; недоверие может быть выражено Государственной Думой; вопрос о доверии может быть поставлен перед Государственной Думой Председателем Правительства РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет отставку Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 

Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что в отношениифедеральных органов исполнительной власти Правительство РФ:

- руководит работой и контролирует их деятельность;

- распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти;

- утверждает положения об этих органах;

- устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание;

- определяет порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также размер ассигнований на их содержание;

- назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве;

- вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов;

- вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные и иные органы при Правительстве РФ.

В отношенииорганов исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет общие, межотраслевые, отраслевые и иные полномочия Правительства РФ.

В пределах общих полномочийПравительство РФ:

- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

- обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, а также осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Для осуществления возложенных на него полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правовыми формами реализации Правительством возложенных на него полномочий выступают постановленияираспоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, – в форме распоряжений.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.

В заседаниях Правительства могут участвовать представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ и иные лица в соответствии с законодательством, либо в порядке, установленном Правительством.

На постоянной основе в заседаниях могут участвовать руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, а также полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ[16].

Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (ст. 28) определен круг вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. В частности:

- о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- о проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

- об установлении номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

- об установлении объемов выпуска государственных ценных бумаг;

- о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

- о проектах программ приватизации федеральной государственной собственности;

- о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

- об образовании Президиума Правительства РФ;

- об утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти;

- о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- об утверждении Регламента Правительства РФ;

- об утверждении Положения об Аппарате Правительства РФ и др.

Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства может быть образован Президиум Правительства. Его заседания проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам Правительства. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.

В результате реформирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. №3141 в Российской Федерации сложилась принципиально новая организованная совокупность органов исполнительной власти федерального уровня. Основными направлениями реформирования указанных органов, проводимого в рамках административной реформы, являлись сокращение количества федеральных органов исполнительной власти и исключение дублирования их функций.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. №314 в систему федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Основополагающим нововведением Указа явилось разведение правотворческих, контрольно-надзорных и правоприменительных функций между указанными организационно-правовыми формами органов исполнительной власти. Указ №314 ввел следующие определения функций органов исполнительной власти:

1) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

2) под функциями по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

3) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

4) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Исходя из положений Указа Президента РФ №314 можно выявить основные содержательные характеристики правового статуса федеральных органов исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Министерство осуществляет:

1) правовое регулирование в установленной сфере деятельностина основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ (за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ);

2) координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств (утверждает план и показатели их деятельности, отчеты об их исполнении; вносит в Правительство РФ по представлению руководителей указанных органов проекты положений о федеральных агентствах и службах; дает поручения федеральным службам и агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменять решения указанных органов и т.д.);

3) координацию деятельности государственных внебюджетных фондов (вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должности (освобождении от должностей) их руководителей; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов и т.д.)

4) не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом (кроме случаев, устанавливаемых Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или может находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

Функциональные характеристики федеральной службы:

1) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы;

2) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ.

Функциональные характеристики федерального агентства:

1) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента и Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;

2) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти представляет собой совокупность федеральных министерств, служб и агентств, сгруппированных в три блока в зависимости от статуса и подчиненности.

 

Решение вопросов назначения на должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, принятия положений об этих органах зависит от подчиненности органа Президенту или Правительству РФ.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ федеральные министры назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. При этом согласно п. 7 Указа Президента РФ №314 руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (органов, входящих в группу I), и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Положения об этих органах также утверждаются указами Президента.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, входящих в группы II и III, утверждаются Правительством РФ.

В основе организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти лежат регламенты, разрабатываемые на базе Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти1 и Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти2, утверждаемых Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г.1

Образование, формирование и деятельность органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами государственной и территориальной целостности России и распространения ее суверенитета на всю территорию; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельногоосуществления возложенных на них полномочий и с другими.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет выявить общее представление о системе органов исполнительной власти субъекта РФ. В нее включаются:

· высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, возглавляемый руководителем;

· исполнительные органы государственной власти специальной компетенции;

· территориальные органы, образуемые органами исполнительной власти общей и специальной компетенции.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта. Его наименование, структура и порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст. 21, ч.2) определяет основные полномочия высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Высший исполнительный орган субъекта РФ:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ и обеспечивает их исполнение;

3) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

4) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной ему в управление;

5) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат действующему законодательству, а также вправе обратиться в суд;

6) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта.

Согласно действующей редакции Федерального закона №184-ФЗ гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и корреспондирующими ему нормами Федерального закона «О политических партиях»[17], а также конституцией (уставом) субъекта РФ, на срок не более пяти лет. Наименование его должности устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

- представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

- обнародует законы путем их подписания или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта и принимает решение об его отставке;

- вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) данного субъекта;

- вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта с иными органами государственной власти субъекта, может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти данного субъекта с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

- определяет структуру исполнительных органов государственной власти субъекта в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) издает указы (постановления) и распоряжения.

 

Тема 6: «Государственные служащие»





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.156.39.245
Генерация страницы за: 0.023 сек.