Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций




Особенности прохождения государственной правоохранительной службы

Правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, которые призваны осуществлять функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Гражданам, которые проходят службу в правоохранительных органах, также присваиваются специальные звания и классные чины. Эти лица являются сотрудниками следующих нижеприведённых органов:

 Министерство внутренних дел Российской Федерации;

 Федеральная миграционная служба (ФМС России);

 Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России);

 Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России);

 Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России);

 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России);

 Государственная противопожарная служба МЧС России;

 Следственный комитет Российской Федерации.

 

Нельзя не отметить, что в современном российском законодательстве нет единого, самостоятельного закона о правоохранительной службе. В каждом конкретном случае деятельность сотрудников правоохранительных органов регулируется различными законами о конкретных правоохранительных органах. Таким образом, можно сделать вывод, что основные организационные вопросы о правоохранительной службе нуждаются в более широком, чётком законодательном урегулировании, должны иметь под собой единую законодательную базу. Поэтому можно предположить, что одним из направлений реформирования государственной службы в РФ могла бы стать более детальная работа над законодательством о правоохранительных органах.

 

 

Согласно ч. 1 ст. 50 ГК, коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие — не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и обладают правами юридического лица. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Разновидностью коммерческих организаций являются унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества.

Признаки унитарного предприятия:

♦ вид коммерческой организации;

♦ не наделено правом собственности на закрепленное за ним имуществом;

♦ имущество находится в государственной или муниципальной собственности;

♦ имущество может распределяться по вкладам, долям, паям;

♦ имущество принадлежит на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

♦ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

♦ не несет ответственности по обязательствам собственника имущества;

♦ имеет фирменное наименование;

♦ органом управления является руководитель, назначаемый собственником имущества, которому он и подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть:

А) по форме собственности: государственными и муниципальными.

Б) по объему прав на имущество:

= предприятия с правом оперативного управления имуществом;

= федеральные казенные предприятия;

= предприятия с правом хозяйственного веления.

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Формой некоммерческих организаций являются ассоциации, указанные в наименовании Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» от 17 декабря 1999 г. Они создаются в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Федерации, совершенствования методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений и повышения уровня жизни населения.

По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как: предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.).

По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

Различие между предприятиями и учреждениями содержится в результатах их основной деятельности.

Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Признаки предприятий:

~ организационное единство;

~ имущественная обособленность;

~ самостоятельная имущественная ответственность;

~ в гражданском обороте выступает от своего имени;

~ выполнение работ услуг на возмездной основе с целью получения прибыли.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это — выражение юридического равенства всех форм собственности, установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) - комплекс прав и обязанностей, которые предприятие (учреждение) приобретает и реализует в процессе совершения следующих действий:

- создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива предприятия;

- государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения

предприятия (учреждения) местным органом государственной власти;

- получение разрешения на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти;

- формирование органа управления делами;

- определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия (учреждения);

- ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности.

В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры административно-правового характера:

= недопущение отказа в регистрации предприятия (учреждения) по мотивам нецелесообразности;

= запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприятия (учреждения), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

= защита имущества предприятия от незаконного изъятия;

= недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.

Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности разделяются на:

- государственные (федеральные или субъектов Российской Федерации);

- муниципальные (районного, городского, поселкового и сельского значения);

- частные;

- общественные;

- смешанных форм собственности.

В зависимости от организационно-правовых форм различают:

• полные товарищества;

• товарищества на вере;

• общества с ограниченной ответственностью;

• открытые и закрытые акционерные общества;

• унитарные пред­приятия (государственные и муниципальные);

• производственные кооперативы.

В зависимости от отраслевой специализации различают:

= промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);

= сельскохозяйственные (совхозы, фермерские хозяйства и др.);

= строительные (строительные управления, кооперативы и др.);

= транспортные (предприятия железнодорожного транспорта, предпри­ятия водного транспорта, аэропорты, предприятия гражданской авиа­ции и др.);

= связи (узлы связи, почтамты, телеграфы и др.);

= торговли (универмаги, гастрономы и др.);

= жилищно-коммунальные (жилищно-эксплутационные управления и др.).

По масштабу и значению своей деятельности государственные предприятия и учреждения могут быть: федеральными, субъектов Федерации и местными — районного, городского, поселкового и сельского значения.

Предприятия могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными на то собственниками имущества.

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

 

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Государственные предприятия — это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на два вида:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, которые создаются в виде федеральных казенных предприятий (ст. 115 ГК).

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают существенным объемом оперативно-производственной самостоятельности. Они самостоятельно планируют свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые ими хозяйственные договоры.

Разновидностью государственных унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые создаются в соответствии с Указом Президента «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. Казенные предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Поэтому они являются федеральными казенными предприятиями, действующими на праве оперативного управления, т.е. степень их хозяйственной самостоятельности значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. Федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы могут передаваться в собственность субъектов Федерации. Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности субъектов Федерации, осуществляют исполнительные органы этих субъектов в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Влияние со стороны государства на негосударственные предприятия ограничено. Управление осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административ­но-правового режима, общего для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

В соответствии с законодательством ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть: истечение срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой оно создано; признание в судебном порядке его регистрации недействительной; осу­ществление деятельности без лицензии; грубое нарушение закона; признание предприятия несостоятельным (банкротом).

Учреждение в отличие от предприятия выполняет только социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, здравоохранения).

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных, административно-политических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры.

Признаки учреждения:

~ разновидность некоммерческих организаций;

~ обладает правом юридического лица;

~ полностью или частично финансируется собственником имущества;

~ обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество;

~ создается собственником имущества для некоммерческих целей;

~ отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении;

~ собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности имущества учреждения.

Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например, в федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» и др.

Государственные учреждения, как и государственные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Что касается муниципальных предприятий и учреждений, то ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений с органами исполнительной власти разных уровней определен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., Указом Президента «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. и некоторыми другими правовыми актами.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Их долг — создавать благоприятные условия для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказания ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления. Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.