Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления природоохранной деятельности в сельском хозяйстве. Объекты охраны окружающей среды в сельскохозяйственном секторе производства




Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

1. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

2. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

3. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

1. Общий обзор статьи. Статья состоит из трех частей и содержит общие начала правового регулирования охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения. В части 1 сформулированы обязанности соблюдения экологических требований и проведения мероприятий по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов для этапа эксплуатации. Часть 2 "сдвигает" обязанность по соблюдению экологических требований на этапы производства, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции. В части 3 конкретизируются обязанности собственников (владельцев, арендаторов) объектов сельскохозяйственного назначения в отношении природоохранных мероприятий; они обязаны устанавливать необходимые санитарно-защитные зоны и использовать очистные сооружения. Здесь же указаны цели профилактического характера: исключение загрязнения почв и т.д.

Адресатами предписаний статьи являются сельскохозяйственные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, а также работники сельскохозяйственных предприятий и иные хозяйствующие субъекты, в том числе и граждане, чья деятельность затрагивает вопросы производства, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции (например, фермеры).

3.1. Объекты сельскохозяйственного назначения. Они представляют собой имущественные комплексы, необходимые для производства, хранения, первичной обработки и/или переработки сельскохозяйственной продукции. К таким объектам относятся: различные фермы и комплексы по разведению сельскохозяйственных животных, птицефабрики, хранилища, склады, тепличные и парниковые хозяйства, цеха по приготовлению кормов, включая использование пищевых отходов, гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению автомобилей и сельскохозяйственной техники и др.

4. Содержание и цели мероприятий по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов. Основой сельскохозяйственного производства является использование земель сельскохозяйственного назначения и в первую очередь, естественно, сельскохозяйственных угодий. Экономическое значение разных видов сельскохозяйственных угодий неодинаково, как и неодинакова их роль в обеспечении экологического баланса на сельскохозяйственных ландшафтах. Наиболее экономически эффективным является, как правило, использование пашни. Однако использование именно этих угодий влечет ощутимые неблагоприятные экологические последствия. Наоборот, наименьший экономический результат имеет использование залежей и малопродуктивных угодий. В то же время именно эти земли выполняют важные стабилизирующие экологические функции, поскольку ухудшение экологического состояния земель происходит из-за нарушения структуры сельскохозяйственных угодий, преобладания в их составе пашни <646>.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <647> собственники, владельцы, пользователи (в том числе арендаторы) земельных участков обязаны:

- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

- соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

- представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

- содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

- информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

5. Порядок и критерии установления санитарно-защитных зон. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Данные требования утверждены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 <648>). Они включают в себя отнесение различных сельскохозяйственных производств и объектов к классам опасности для окружающей среды, и в зависимости от класса опасности устанавливается ширина санитарно-защитной зоны, например, к первому классу относятся: свиноводческие комплексы, комплексы крупного рогатого скота, открытые хранилища навоза и помета. Санитарно-защитная зона для них составляет 1000 м <649>.

Для второго класса опасности санитарно-защитная зона составляет 500 м, и к данным объектам отнесены: свинофермы до 12 тыс. голов, фермы крупного рогатого скота от 1200 до 2000 коров и до 6000 скотомест для молодняка, фермы звероводческие (норки, лисы и др.) и т.д.

Для третьего класса опасности санитарно-защитная зона составляет 300 м. Эти объекты включают в себя: фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций), фермы коневодческие, фермы овцеводческие на 5 - 30 тыс. голов и др.

Санитарно-защитная зона четвертого класса опасности составляет 100 метров от объекта, это тепличные и парниковые хозяйства, склады для хранения минеральных удобрений, ядохимикатов до 50 т, склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений (зона устанавливается и до предприятий по переработке и хранению пищевой продукции), гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению автомобилей и сельскохозяйственной техники и др.

Для пятого класса санитарно-защитная зона равна 50 м, а к объектам отнесены: хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна и материальные склады <650>.

87. Понятие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. Мелиоративные системы: понятие, требования к проектированию, строительству и эксплуатации. Рекультивация: понятие, значение, порядок осуществления.

Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ

(ред. от 28.11.2011)

"О мелиорации земель"

мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий;

мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ;

мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях;

Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ФЗ «Об охране окружающей среды»).

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Обеспечение упомянутых в комментируемой статье экологических требований в сфере мелиорации земель обеспечивается посредством возложения на хозяйствующих субъектов следующих обязанностей.

Во-первых, мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации (ст. 20 Закона о мелиорации). При проведении паспортизации на мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения.

Под гидротехническим сооружением понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Во-вторых, проектная документация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ст. 23 Закона о мелиорации земель).

В-третьих, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию (ст. 10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений).

В-четвертых, граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения. Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами (ст. 29 Закона о мелиорации земель).

В-пятых, строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 30 Закона о мелиорации земель).

В-шестых, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

соблюдать нормы и правила безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и т.д. (ст. 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений). Указанный перечень обязанностей не носит исчерпывающего характера. Наряду с комментируемым и вышеупомянутыми Законами, вопросы охраны земель при осуществлении мелиоративных работ регламентируются главой II ЗК РФ и некоторыми иными нормативно-правовыми актами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.