Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания возникновения и прекращения права пользования водными объектами




Цели, виды и способы водопользования

Глава 5 ВК РФ 2006 г. подробно регламентирует цели и виды водопользования. Водные объекты могут использоваться в следующих целях:

- для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно ч.2. ст.43 ВК РФ для таких целей на водных объектах устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При использовании для целей питьевого водоснабжения скважин применяются нормы законодательства о недрах;

- сброса сточных и дренажных вод. Статья 44 ВК РФ содержит запрет на сброс сточных и дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, расположенные в границах зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, первой и второй зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зон;

- использования водохранилищ, которое осуществляется в соответствии с правилами их технической эксплуатации и благоустройства (ст. 45 ВК РФ);

- производства электроэнергии (ст. 46 ВК РФ);

- сплава леса (ст. 47 ВК РФ);

- лечения, оздоровления и рекреации (ст. 48,49 ВК РФ);

- рыболовства и охоты (ст. 51 ВК РФ);

- разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 52 ВК РФ);

- обеспечения пожарной безопасности (ст. 53 ВК РФ);

- осуществления хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ как традиционного образа жизни этих народов.

При этом использование водных объектов может осуществляться как с изъятием (забор воды), так и без изъятия (использование для лесосплава, судоходства и иных целей.)

Водный кодекс РФ 2006 г. по сравнению с ВК РФ 1995 г., в котором выделялось три вида водопользования (общее, специальное и особое), устанавливает два вида использования водных объектов – совместное и обособленное. Согласно п. 2 ст. 38 ВК РФ 2006 г. обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических и юридических, а также водных объектах или их частей, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных и муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими и юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

 

 

 

В третьей главе ВК РФ 2006 г. раскрываются два основания возникновения права водопользования – это заключение договора водопользования и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно ч. 1 ст. 11 ВК РФ 2006 г. на основании договора водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей (законодатель не раскрывает, не конкретизирует этот перечень использования акватории); использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ВК РФ 2006 г. принятие решения о предоставлении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований в пользование требуется для обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных и дренажных вод; размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; размещения стационарных или плавучих платформ и искусственных островов; размещения и строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи; подводных коммуникаций; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; сплава леса; организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Не требуется ни заключения договора, ни принятия решения о предоставленииводного объекта в пользование, если водный объект используется для судоходства, плавания маломерных судов; забора (изъятия) из подземного объекта водных ресурсов, в том числе содержащих полезные ископаемые и являющихся природными лечебными ресурсами, для ликвидации пожаров, воспроизводства водных биологических ресурсов; проведения государственного мониторинга водных объектов, геологического изучения, рыболовства, рыбоводства, охоты; осуществления научных исследований, полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, купания граждан.

К договору водопользования согласно ч. 2 ст. 12 ВК РФ 2006 г. применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не противоречит условиям договора.

Содержание договора водопользования составляют сведения о предмете договора, т.е. водном объекте, с описанием его границ, цель, виды и условия водопользования, срок действия договора (до 20 лет), размер платы за пользование, порядок прекращения пользования и ответственность сторон.

Договор водопользования может быть заключен и по результатам аукционов, порядок проведения которого утверждается Правительством РФ. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме с указанием зон с особыми условиями пользования, если такие имеются в акватории предаваемого в пользование водного объекта.

Согласно ч. 3 ст. 12 ВК РФ 2006 г. договор водопользования признается заключенным с момента государственной регистрации в государственном водном реестре, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах. Эти сведения носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа. В государственный водный реестр заносятся сведения, полученные в ходе осуществления государственного мониторинга водных объектов. Статья 30 ВК РФ 2006 г. перечисляет цели ведения и состав государственного мониторинга водных объектов.

Статья 19 ВК РФ 2006 г. предусматривает передачу прав и обязанностей по договору водопользования третьим лицам только с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в области водных отношений.

В случае забора воды в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки пользования водным объектом.

Водный налог взимается с водопользователей в соответствии с нормами главы 25(2) налогового кодекса, введенной с 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ. До принятия данной главы водные платежи регулировались Федеральным законом от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». В соответствии со ст. 333(13) сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, которые устанавливаются по бассейнам рек, озер, сорей, экономическим районам в зависимости от вида водопользования.

Второй способ возникновения права водопользования основывается на принятии решения органами государственной власти РФ или субъекта РФ, или органами местного самоуправления, уполномоченными в области водных отношений, в которые обращается заинтересованное лицо. ВК РФ 2006 г. установил 30-дневный срок рассмотрения заявления. Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

Статья 10 ВК РФ 2006 г. предусматривает следующие основания прекращения право пользования водным объектом: нецелевое использование водного объекта; использование водного объекта с нарушением законодательства РФ; неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки; изъятия для использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд.

Предъявлению требований о прекращении пользования предшествует вынесение предупреждения уполномоченным органом.

При прекращении права пользования водным объектом возлагается обязанность в установленный срок прекратить использование водного объекта, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.