Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение права граждан на экологическую информацию




Закрепленному в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» праву граждан и общественных экологических объединений направ­лять обращения в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране корреспондирует обязан­ность соответствующих органов предоставлять такую информацию.

Правовые основы информационного обеспечения изложены в Федераль­ном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и за­щите информации» [36], п. 3 ст. 10 которого запрещает относить к информа­ции с ограниченным доступом документы, содержащие экологическую, санитарно-эпидемиологическую и иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом. При этом согласно ст. 12 названного закона доступ физических и юридических лиц к государст­венным информационным ресурсам является основой осуществления обще­ственного контроля, в том числе за состоянием экологии. Предусмотрено также, что перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам вла­дельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставля­ют пользователям бесплатно.

Органы государственной власти обязаны создавать доступные для каждо­го информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и под­ведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по во­просам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим во­просам, представляющим общественный интерес. Нарушение прав граждан на информационное обеспечение, в том числе путем отказа либо предостав­ления недостоверной информации, может быть обжаловано в суде.

Необходимая информация о состоянии окружающей среды формируется уполномоченными на то государственными органами как на основании организации собственного наблюдения, так и в результате получения ее от природопользователей.

Как уже отмечалось выше, одной из целей проведения государственного мониторинга окружающей среды является обеспечение потребностей насе­ления в достоверной информации. Статья 23 Федерального закона «Об охра­не атмосферного воздуха» среди целей проведения государственного мони­торинга атмосферного воздуха называет, в том числе обеспечение населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Для надлежащей реализации этой функции создана система органов госу­дарственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, в которую входят:

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальные органы;

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и подчиненные ей территориальные органы;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла­гополучия человека и подведомственные ей учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Названные органы строят свою деятельность на основании Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.08.2000 №622 [164].

В свою очередь ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» вменяет в обязанность граждан и юридических лиц, имеющих ста­ционарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух немедленно передавать информацию об ава­рийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровъю людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.

На основании получаемой двумя названными путями информации попол­няется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, который представляет собой собранные в

- становлением порядке документы, отражающие информацию общего значения и специализированную информацию. Эта сфера регламентируется 11оложением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденным 11 постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 № 1410[155].

Непосредственно деятельность уполномоченных государственных орга­нов по обеспечению прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды осуществляется согласно Положению о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказть негативное воздействие на окружающую природную среду, утвержден­ному постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 128 [156].

Специально уполномоченными государственными органами в рамках своей ' компетенции более предметно регламентируется деятельность по предоставле­нию информации населению. Так, приказом Минздрава России от 02.12.1999 № 429 утвержден Порядок предоставления гражданам и пользователям (потре­бителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безо­пасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг [254].

Проявляя повышенное внимание к вопросам надлежащего информирования населения, в том числе и в экологической сфере, законодатель установил уго­ловную ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей ли­бо окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать населе­ние такой информацией (ст. 237 Уголовного кодекса РФ). В свою очередь Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях преду­сматривает в ст. 8.5 ответственность в виде наложения штрафа за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресур­сов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природ­ной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.