Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Організаційно-правові засади державного управління у галузі державної безпеки. 6 страница




38. Характеристика заходів адміністративного попередження.

Характерной особенностью этой группы мер административного принуждения является их профилактическое (предупредительный) характер. Они применяются для предупреждения, профилактики правонарушений, для поддержания правопорядка при чрезвычайных обстоятельствах, поскольку угроза общественным и личным интересам, причинения им школы могут возникнуть не только вследствие совершения правонарушения, но и в следствие стихийного бедствия, действий душевнобольных и малолетних лиц и тому подобное. В большинстве случаев их применения противоправное деяние отсутствует, однако свобода действий лица ограничивается, административно-принудительные меры применяются независимо от воли и желания последнего.
Меры административного предупреждения (предотвращения) - это определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лиц в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов ради предупреждение, выявление противоправных деяний, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждению и локализации последствий чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, особенностью этих мероприятий является то, что они:
а) применяются при отсутствии противоправного деяния;
б) применяются в целях предупреждения, выявления противоправных деяний, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций.
К наиболее распространенным меры административного предупреждения (предотвращения) можно отнести:
- Проверку документов;
- Обзор (таможенный досмотр, переосвидетельствование, обязательный досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов, характеристики морских и речных судов и документов, осмотр лиц, работающих на объектах с особым режимом);
- Обследование (как разновидность осмотра);
- Посещение предприятий, учреждений и организаций, вхождения на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан;
- Ограничение движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог (в связи с ремонтом путей, прокладкой коммуникаций, аварийным состоянием, пожарами, стихийными бедствиями и т.д.);

39. Характеристика заходів адміністративного припинення.

Соответствующая группа мер административного принуждения характеризуется прежде всего тем, что их применение обусловлено реальной противоправной ситуацией и направлены они на прекращение (прерывание) соответствующей ситуации (поведения), установления личности нарушителя, обеспечения в дальнейшем выяснения всех обстоятельств дела и применения к нарушителю административных взысканий. Они не предусматривают в качестве цели - наказание личности нарушителя.

Итак, особенностями административного принуждения являются:
- Применение связано с реальной противоправной ситуацией (Поведением);
- Целью их применения являются: прекращение (прерывание) противоправного поведения, предупреждения совершения новых нарушений, обеспечения дальнейшего привлечения виновных лиц к ответственности, устранение вредных последствий
нарушения;
- Срочный, неотложный характер.
К мерам административного пресечения общего назначения следует отнести меры, применяемые многими субъектами в повседневной жизни. При этом эта подгруппа мероприятий в зависимости от непосредственной цели их применения делятся, в свою очередь, на:
а) самостоятельные (оперативные) меры административного пресечения, применение которых обеспечивает оперативное решение поставленных задач.
- Требование прекратить противоправное поведение;
- Привод лиц, уклоняющихся от явки в различных государственных органов и учреждений, не выполняющих обязанности явиться по вызову последних.
- Остановка транспортных средств (в случае нарушения правил дорожного движения, имеющихся признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также наличие данных о том, что оно используется с противоправной целью);
б) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленные на создание необходимых условий для привлечения виновного лица к административной ответственности.
- Доставления нарушителя в милицию, общественный пункт охраны правопорядка, помещение исполнительного комитета поселкового, сельского совета, служебное помещение военизированной охраны;
- Административное задержание (принудительное кратковременное ограничение свободы действий и передвижения нарушителя) применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных в ст. 262 КУоАП Украины (мелкое хулиганство, злостное неповиновение, нарушение правил пограничного режима и др.) и лишь четко определенными органами на определенный срок.
- Личный досмотр и досмотр вещей;
- Изъятие вещей и документов (принудительное прекращение владения, пользовании распоряжения лицом, совершившим административное правонарушение, определенным предметом или документом). Изъятию подлежат вещи, которые являются орудием или непосредственным предметом правонарушения могут быть вещественными доказательствами по делу.
- Отстранение водителей и обзор их на состояние опьянения при управлении транспортными средствами.

 

40. Система адміністративних стягнень та їхня характеристика.

Административное взыскание - это форма реагирования государства (его органов) на нарушения той или иной административно-правовой нормы, заход административной ответственности в виде применения к правонарушителю административного принуждения.
Административная ответственность реализуется путем применения к виновным лицам административных взысканий, то есть в своей совокупности они и составляют систему мер административной ответственности. Общей особенностью административных взысканий является их воспитательный, репрессивный, карательный и профилактический характер. Они применяются лишь к виновным в совершении административных проступков лиц. Административные взыскания, как правило, заключаются в лишены или ограничении определенных прав, благ. Этим достигается цель наказания нарушителя, предотвращение совершению новых правонарушений.
Систему административных взысканий закреплено в ст.24 КУпАП, в которой их перечислено с учетом роста строгости:
- Предупреждение (ст.26 КоАП); Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законом случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.
- Штраф (ст.27 КоАП); Штраф является денежным взысканием, налагаемым на граждан должностных лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины.
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения (ст.28 КоАП); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
- Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст.29 КоАП);
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами Украины.
Конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и
боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
- Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (ст.30 КоАП). Лишение предоставленного данному гражданину права охоты применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Лишение предоставленного данному гражданину права управления транспортными средствами применяется на срок до трех лет за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом или на срок до десяти лет за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
- Исправительные работы (ст.31 КоАП); Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным, районным в городе, городским или районным судом (судьей).
- Административный арест (ст.32 КоАП). Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным, районным в городе, городским или районным судом (судьей).
К лицам, которые не являются гражданами Украины, может быть применено выдворение за пределы Украины. Из перечисленных административных взысканий конфискация и возмездное изъятие в отдельных случаях могут применяться как основные, так и дополнительные взыскания, другие только как основные.

 

41. Порядок накладення адміністративних стягнень.

Привлечение к административной ответственности - обязанность государственных органов, которые являются субъектами исполнительной власти. Их перечень приведен в разделе III КоАП (органами внутренних дел, органами государственных инспекций). Субъектами административной юрисдикции являются также районные (городские) суды (судьи).
При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. При наложении взыскания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 34 и 35 КоАП). Смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:
чистосердечное раскаяние виновного;
предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения несовершеннолетним;
совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Этот перечень не исчерпывающий, открытый Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, может признать смягчающими и обстоятельства, не предусмотренные законом (например, безупречную трудовую деятельность, преклонный возраст, наличие у нарушителя иждивенцев и т.д.).
В отличие от смягчающих, в ст. 35 КоАП приведен полный перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за административное правонарушение. К ним относятся:
продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
совершение правонарушения группой лиц;
совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
совершение правонарушения в состоянии опьянения.
При совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - два месяца со дня его обнаружения.
Для признания лица не подвергавшимся административному взысканию не нужно издания какого-либо специального документа. Взыскание погашается автоматически после окончания годичного срока и при не совершении в течение этого срока нового административного проступка.

 

42. Обставини, що виключають адміністративну відповідаль­ність, та їхня характеристика.

Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или которая была в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.
Крайняя необходимость:
Не является административным правонарушением действие, которое имеет признаки административного правонарушения, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Необходимая оборона:
Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотрена настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и общественной вредности посягательства.

43. Характеристика заходів адміністративно-процесуального забезпечення.

Законодательством об административной ответственности предусмотрены следующие меры процессуального обеспечения (ст.259-266 КоАП):
- Доставления нарушителя;
- Административное задержание;
- Личный досмотр и досмотр вещей;
- Изъятие вещей и документов;
- Отстранение водителей от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами и осмотр их на опьянение;
1. Под доставкой правонарушителя необходимо считать принуждения (меры обеспечения производства), что ограничивает свободу действий и передвижения лица, затрагивает его честь и достоинство. При доставлении лица его заставляют идти (пешком или на транспорте) в милицию или в штаб по охране общественного порядка.
2. Административном задержании составляется по принудительному, кратковременного ограничения свободы действий (прежде всего, передвижения) граждан в виде содержания их под наблюдением в помещении милиции или другом определенном законодательством месте в течение установленного законом срока (ст.263 КоАП) с целью установления личности правонарушителя, осуществление его проверки по учетам, прекращения противоправного поведения, составление протокола. Он применяется лишь органами (должностными лицами) правомочными осуществлять административное задержание органами внутренних дел; пограничными войсками; должностными лицами военной автомобильной инспекции. Административное задержание преимущественно может длиться не более трех часов.
3. Личный досмотр и досмотр вещей проводятся с целью выявления, закрепления необходимых доказательств правонарушения и обеспечения дальнейшего привлечения к ответственности. Право на их производство предоставлено уполномоченным на то должностным лицам:
а) органов внутренних дел;
б) военизированной охраны;
в) гражданской авиации;
г) таможенных учреждений;
д) пограничных войск.
Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с задержанным и в присутствии двух понятых того же пола. Право на досмотр вещей, кроме вышеупомянутых, предоставлено должностным лицам:
а) природоохранных органов;
б) органов лесоохраны;
в) органов рыбоохраны;
г) органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.
О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
4. Изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право проводить административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей в целях обеспечения доказательств, а также, в зависимости от результатов рассмотрения дела, обеспечения их конфискации, возмездного изъятия, уничтожения или возвращения владельцу. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении, административное задержание или досмотр вещей.
5. Отстранение водителей от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами и осмотр их на состояние опьянения применяются милицией в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что они находятся в таком состоянии.
Признаками нахождения лица в состоянии опьянения являются:
1) Наличие признаков алкогольного опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожного покрова лица, поведение, не соответствующее обстановке. Заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков, а так же признание в этом самого лица.
2) Наличие признаков наркотического или другого опьянения: приведенные выше признаки алкогольного опьянения (кроме запаха алкоголя изо рта), а также суженные или очень широкие зрачки.

 

44. Способи забезпечення законності та дисципліни у держав­ному управлінні та їхня характеристика.

Законность и дисциплина в государственном управлении обеспечиваются тремя основными способами - проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан. Однако этим конкретным юридически значимым действиям предшествует образование определенного экономического основания правомерного поведения членов общества, убеждение, которое оказывается в предупреждении, разъяснении, воспитании, а также в образовании определенных моральных стимулов законопослушного поведения субъектов государственного управления. Их также следует рассматривать как способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Деятельность по обеспечению законности предоставляют государственно-правового характера, а органы, которые ее осуществляют (органы исполнительной власти, милиция, прокуратура, различные государственные инспекции, службы, суды, некоторые общественные образования и т.д.), наделяют юридически-властными полномочиями. Такую деятельность считают способами обеспечения законности. Каждый из этих способов имеет присущие только ему черты, закрепленные соответствующими нормативными актами, и реализуется с помощью специальных методов. Вместе с тем, эти способы связаны между собой единством цели - обеспечить строгое соблюдение требований законности и дисциплины всеми субъектами государственного управления.

Контроль - основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из важнейших элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна нормальная работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность, межотраслевое государственное управление. Саму контрольную деятельность осуществляют путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребование отчетов, проведение рейдов, обзоров и т.д.

Главными направлениями осуществления контроля в сфере государственного управления являются: 1) соблюдение плановой, финансовой, договорной, технологической, исполнительской, трудовой и других видов государственной дисциплины; 2) использование государственных ресурсов; 3) выполнение природоохранного законодательства; 4) подбор и расстановка кадров в государственном секторе; 5) выполнение социальных программ и др.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных действий, которые можно разделить на три стадии: подготовительную, центральную (или аналитическую) и итоговую. В свою очередь, они сами наполняются конкретным стадиями-действиями.

Контроля присущи свои принципы: 1) универсальность (это означает, что контроль должен охватывать все участки государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства); 2) систематичность (производится не единовременно, время от времени, а по определенной схеме, постоянно); 3) беспристрастность (достигается путем возложения задач контроля на лиц, которые не заинтересованы в его результатах); 4) реальность (обеспечивается наличием необходимых квалифицированных кадров контроллеров); 5) действенность, оперативность, результативность (предполагают быстрое проведение контрольных действий контролирующим органом в случае получения сообщений о нарушениях, предотвращение правонарушений и причинам, что им способствовали, своевременное принятие мер по их устранению, привлечения в соответствующих случаях виновных к ответственности); 6) гласность (позволяет, а в некоторых случаях и становится обязанностью доведение результатов контроля до сведения общественности или правоохранительных органов, других лиц, заинтересованных в результатах контроля).

Контроль осуществляют: 1) органы законодательной власти (Верховная Рада Украины); 2) Президент Украины и его Администрация; 3) представительный орган АРК - Верховная Рада АРК; 4) органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, местная государственная администрация, администрация предприятий, учреждений, организаций; 5) судебные органы (Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды); 6) специальные контролирующие органы - государственные инспекции и служб (пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба и т.д.); 7) органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные органы).

Контроль осуществляется в форме проверок (обследования и изучения отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляют справку или докладную записку), ревизий (документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется акт), истребовании отчетов и т.п.

Контроль следует отличать от ближнего к нему вида государственной деятельности - надзора, хотя они имеют некоторые общие признаки. Их объединяют единственная цель - обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, формы осуществления работы - проверки, истребование отчетов, объяснений и т.п., обязательность указаний. Но контроль, в отличие от надзора, проводится ежедневно и непрерывно широким кругом органов. Надзор же осуществляет единый государственный орган - прокуратура. (Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называются надзором. На самом же деле - это контроль.) Разная у них и нормативная база. Главное же, чем отличается контроль от надзора, - это то, что контролирующий орган вправе вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного объекта (иногда подменяя собой руководящий орган этого объекта) и самостоятельно привлекать правонарушителей к юридической ответственности, в то время как прокуратуру лишены таких возможностей. Например, органы пожарного, санитарного надзора, ветеринарного контроля могут принять решение о приостановлении (при наличии для этого оснований) работы подконтрольного им объекта до устранения выявленных ими правонарушений. Такие их действия фактически приравниваются к управленческой деятельности администрации этих объектов или в отношении высших органов. Кроме того, они могут самостоятельно привлекать к административной ответственности виновных в нарушении правил должностных лиц объектов, эксплуатация которых приостановлено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.