Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Організаційно-правові засади державного управління у галузі державної безпеки. 10 страница




65. Організаційно-правові засади державного управління у галузі промисловості.

Промышленность - ведущая отрасль хозяйственного комплекса государства, которое имеет целью извлечение и переработку природных богатств. От состояния и развития промышленности зависят
состояние и развитие других отраслей хозяйства, социально - культурного и административно - политического строительства, а следовательно, и уровень жизни граждан, развития общества, государства в
целом. Промышленность подразделяют на тяжелую (производство средств производства) и легкую (производство предметов потребления), а также на нефтяную, угледобывающую, текстильную, пищевую и другие виды (в зависимости от конечного продукта), которые составляют подотрасли промышленности. В свою очередь, подотрасли промышленности разделяют на еще более мелкие - так называемые суботрасли промышленности. Например, подотрасль текстильной промышленности объединяет текстильные, швейные и другие предприятия; подотрасль горной промышленности - горнодобывающие, горно-обогатительные, горно-металлургические и другие предприятия и тому подобное.
Как объект управления промышленность является достаточно сложной системой, объединяющей различные подотрасли. Отраслевая организация промышленности определяет прежде сложную структуру органов
государственного управления в этой области, их различные полномочия.
Правовые основы организации и управления промышленностью в Украине находят свое отражение в Конституции, законах Украины «О предпринимательстве», «О промышленно финансовых группах в Украине» и др.., Актах Президента Украины, Кабинета Министров Украины
ведомственных актах.
Управление промышленностью осуществляют по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно имеет целью: координации и дальнейшем развитии производительных сил общества и государства; рост эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке; защита и наполнение внутреннего рынка отечественными товарами, услугами и т.п..
Наряду с промышленными предприятиями государственного сектора в новых экономических условиях дальнейшего развития приобретают промышленные предприятия негосударственных форм собственности:
акционерные, частные, совместные (в том числе с международным капиталом) и др.. Государственное управление ими имеет свои, весьма существенные отличия от управления промышленными предприятиями общегосударственной и коммунальной собственности и сводится в основном к воздействию на них экономическими мерами (налоговой, таможенной, финансовой политикой и т.д.) и контроля за их деятельностью.

66. Організаційно-правові засади державного управління у галузі агропромислового комплексу.

Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс), которое призвано обеспечивать общество продовольствием и сырьем для промышленного производства, охватывает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку) и переработку. С учетом исключительной значимости этой сферы для народного хозяйства ее отнесено к приоритетным.
Приоритетности социального развития агропромышленного комплекса обеспечивает государство путем различных организационно-экономических и правовых мер.
На это направлено концепции Национальной программы возрождения села на 1995-2005 годы, одобренную постановлением Верховной Рады Украины от 4 февраля 1994 г. Реализация задач этой концепции предусматривает: проведение аграрной реформы, создание экономического механизма рыночного типа; формирования многоотраслевой производственной сферы села на современной технологической основе, совершенствование структуры производства в агропромышленном комплексе; восстановление плодородия земли; рационального использования природных ресурсов; разработка системы законодательных и нормативных актов; усовершенствование государственной структуры управления развитием села исходя из межотраслевого характера проблем и т.д..
Верховная Рада Украины определяет государственную политику в сфере агропромышленного комплекса, устанавливает правовые основы его функционирования, утверждает национальные и другие программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития села, устанавливает объемы бюджетного финансирования, направления и объемы инвестиционной политики.
Президент Украины и Кабинет Министров Украины определяют потребность государства в сельскохозяйственной продукции и сырье, осуществляют политику поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, защиты внутреннего рынка и др.. Президент Украины и Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции и бюджетного финансирования создают, реорганизуют и ликвидируют центральные и местные органы государственного управления агропромышленным комплексом.
Органы АРК осуществляют правовое регулирование отношений в сфере сельского хозяйства, утверждают и реализуют программы по вопросам социально-экономического и культурного развития агропромышленного комплекса и села АРК.
Соответствующие функции в сфере управления агропромышленным комплексом выполняют на подведомственной им территории областные, районные местные государственные администрации, органы местного самоуправления. Так, органы местного самоуправления решают вопросы передачи земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды; регистрируют права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли, изъятие (выкуп) земель, взимание платы за землю, ведение земельно-кадастровой документации; согласовывают строительство жилых, производственных, культурно-бытовых и других зданий и сооружений на земельных участках. Они также организуют и осуществляют государственный контроль за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воспроизведением лесов, решают земельные споры.

 

 

67. Організаційно-правові засади державного управління у галузі транспорту.

Регулирования отношений в сфере транспорта осуществляется с помощью законов Украины "О транспорте" от 10.11.1994 p., "О железнодорожном транспорте" от 04.07.1996 p., "Об автомобильном транспорте" от 05.04.2001 p. и проч.
Управления транспортом и дорожным хозяйством осуществляется соответствующими органами государственной исполнительной власти. Высший орган общей компетенции - Кабинет Министров Украины принимает постановления, на основании которых обеспечивает общее руководство всеми видами транспорта. Транспорт является одной из важнейших отраслей общественного производства и призван удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках.
Согласно Закону Украины "О транспорте", развитие и совершенствование транспорта осуществляется согласно национальной программе с учетом его приоритета и на основе достижений научно-технического прогресса и обеспечивается государством.
Единая транспортная система Украины. Единую транспортную систему Украины составляют:
транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен);
промышленный железнодорожный транспорт;
ведомственный транспорт;
трубопроводном транспорте;
Единая транспортная система должна отвечать требованиям общественного производства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру для оказания всего комплекса транспортных услуг, в том числе для складирования и технологической подготовки грузов к транспортировке, обеспечивать внешнеэкономические связи Украины.
Цели и задачи государственного управления в области транспорта.
Государственное управление в области транспорта должна обеспечивать:
своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и общественного производства в перевозках и потребностей обороны Украины;
защита прав граждан во время их транспортного обслуживания;
безопасное функционирование транспорта;
лицензирование отдельных видов деятельности в области транспорта;
охрану окружающей среды от вредного воздействия транспорта.
Государственное управление деятельностью транспорта осуществляется путем проведения и реализации экономической (налоговой, финансово-кредитной, тарифной, инвестиционной-) и социальной политики, включая предоставление дотаций на пассажирские перевозки.
Управление железнодорожным транспортом. В соответствии с Положением "О государственной администрации железнодорожного транспорта Украины" от 29.02.1996 г. Укрзализныця является органом управления железнодорожным транспортом общего пользования, подведомственным Минтранссвязи Украины.
На сегодня в Украине действует шесть железных дорог, подчиненных Укрзализныци: Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Юго-Западная и Приднепровская. Кроме указанных железных дорог, этому ведомству подчинены также предприятия и организации отрасли.
Основными задачами Укрзализныци, которые определены Положением, являются:
организация слаженной работы железных дорог и предприятий с целью удовлетворения потребностей общественного производства и населения в перевозках;
обеспечение эффективной эксплуатации железнодорожного подвижного состава, его ремонта и обновления;
разработка концепций развития железнодорожного транспорта;
принятие мер для обеспечения безопасности функционирования железнодорожного транспорта, его инфраструктуры и надежности его работы.
Укрзализныця разрабатывает планы перевозок и утверждает их на коллегии Министерства транспорта и связи Украины, а также осуществляет меры по распределению подвижного
состава в соответствии с этими планами. Разрабатывается также и утверждается график движения поездов и планы их формирования.
Управления авиационным транспортом. Государственное регулирование деятельности гражданской авиации в соответствии с Указом Президента Украины от 15.07.2004 г. № 803/2004 осуществляет Государственная служба Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации.
Государственная служба Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужба) является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Госавиаслужба является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области гражданской авиации и в сфере использования воздушного пространства Украины.
Основными задачами Госавиаслужбы являются:
государственный надзор за обеспечением безопасности авиации;
проведения расследования авиационных происшествий с момента создания независимого органа по расследованию;
сертификация и регистрация объектов и субъектов авиационной деятельности и ее лицензирование.
Управление автомобильным транспортом. Задачами и функциями государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта являются:
формирование рынка транспортных услуг путем реализации единой экономической, инвестиционной, научно-технической и социальной политики;
контроль за исполнением законодательства об автомобильном транспорте;
нормативно-правовое регулирование по вопросам автомобильного транспорта;
лицензирование деятельности перевозчиков;
защита прав потребителей услуг автомобильного транспорта.

68. Організаційно-правові засади державного управління у галузі зв'язку.

Відповідно до Положення «Про Державну адміністрацію зв'язку», основними завданнями Держзв'язку є:

участь у реалізації державної політики у сферах телекомунікацій, користування радіочастотним ресурсом України та надання послуг поштового зв'язку;

здійснення державного управління у відповідних сферах;

розроблення та здійснення заходів щодо розвитку телекомунікаційних мереж загального користування та мереж поштового зв'язку, поліпшення їх якості, забезпечення доступності і сталого функціонування;

створення умов для інтеграції сфер телекомунікацій, користування радіочастотним ресурсом України та надання послуг поштового зв'язку у світовий інформаційний простір.

Держзв'язку відповідно до покладених на нього завдань:

вносить пропозиції щодо державної політики у сферах телекомунікацій, користування радіочастотним ресурсом України та надання послуг поштового зв'язку і реалізує її у межах своїх повноважень;

2) забезпечує проведення державної політики у сфері користування радіочастотним ресурсом України;

3) розробляє прогнози розвитку телекомунікаційних мереж та послуг, а також мереж та послуг поштового зв'язку, сфери користування радіочастотним ресурсом України;

бере участь у визначенні перспективних напрямів розвитку у сферах телекомунікацій, користування радіочастотним ресурсом України та надання послуг поштового зв'язку;

5) розробляє за участю Національної комісії з питань регулювання зв'язку (НКРЗ), міністерств та інших центральних органів виконавчої влади проекти Концепції розвитку телекомунікацій України та інших концепцій у сферах користування радіочастотним ресурсом України та надання послуг поштового зв'язку;

6) бере участь у реалізації державного замовлення на виконання робіт і поставок продукції для державних потреб, сприяє залученню інвестицій, новітніх технологій та використанню управлінського досвіду у сферах телекомунікацій, користування радіочастотним ресурсом України та надання послуг поштового зв'язку;

Держзв'язку під час виконання покладених на нього завдань взаємодіє з центральними і місцевими органами виконавчої влади, Радою міністрів Автономної Республіки Крим, органами місцевого самоврядування, представницькими органами, з відповідними органами інших держав та міжнародними організаціями. Держзв'язку очолює заступник Міністра транспорту та зв'язку - голова Державної адміністрації зв'язку (далі - голова Держзв'язку), який призначається на посаду та звільняється з посади Кабінетом Міністрів України за поданням Прем'єр-міністра України відповідно до пропозицій Міністра транспорту та зв'язку.

Голова Держзв'язку за посадою є членом колегії Мінтрансзв'язку. Голова Держзв'язку має заступників (не більше трьох), у тому числі одного першого, які призначаються на посаду і звільняються з посади Кабінетом Міністрів України за поданням Міністра транспорту та зв'язку, погодженим з головою Держзв'язку. Голова Держзв'язку:

1) здійснює керівництво діяльністю Держзв'язку та несе персональну відповідальність перед Кабінетом Міністрів України і Міністром транспорту та зв'язку за виконання покладених на Адміністрацію завдань;

2) призначає на посади та звільняє з посад керівників структурних підрозділів та інших працівників Адміністрації, крім заступників голови Держзв'язку;

3) розподіляє обов'язки між заступниками голови Держзв'язку.

Держзв'язок утримується за рахунок державного бюджету в межах коштів, передбачених на утримання Мінтрансзв'язку. Умови оплати праці працівників Держзв'язку визначаються Кабінетом Міністрів України.

Держзв'язок є юридичною особою, має самостійний баланс, рахунки в органах Державного казначейства, печатку із зображенням Державного Герба України і своїм найменуванням.

69. Організаційно-правові зсади державного управління паливно-енергетичним комплексом.

Центральным органом управления, который непосредственно управляет этой отраслью, является Министерство топлива и энергетики Украины (Минтопэнерго) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Минтопэнерго является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в электроэнергетическом, ядерно-промышленном и нефтегазовом комплексах.
Основными задачами Минтопэнерго являются:
государственное управление топливно-энергетическим комплексом;
- Обеспечение реализации государственной политики в топливно-энергетическом комплексе;
обеспечение энергетической безопасности государства;
разработка предложений по совершенствованию экономических рычагов стимулирования развития ТЭК;
- Участие в формировании, регулировании и усовершенствовании рынка топливно-энергетических ресурсов.
Минтопэнерго согласно возложенных на него задач:
1) разрабатывает кратко-, средне-и долгосрочные прогнозы экономического и социального развития ТЭК;
2) разрабатывает концепцию и целевые программы перспективного развития ТЭК;
3) участвует в разработке проектов Государственной программы экономического и социального развития Украины, Государственного бюджета Украины, Программы деятельности Кабинета Министров Украины, общегосударственных, отраслевых и местных программ в сфере альтернативных источников энергии и видов топлива;
4) контролирует целевое, экономное и эффективное использование выделенных предприятиям топливно-энергетического комплекса бюджетного средства;
5) разрабатывает предложения по совершенствованию механизма ценообразования в топливно-энергетическом комплексе;
6) принимает меры, направленные на усовершенствование внешнеэкономической деятельности предприятий, учреждений и организаций топливно-энергетического комплекса, защиту украинских товаропроизводителей на внешнем рынке и развитие внутреннего рынка;
7) в пределах своей компетенции участвует в подготовке международных договоров Украины, готовит предложения относительно заключения и денонсации таких договоров, заключает международные договоры отраслевого характера;
Минтопэнерго при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, а также с соответствующими органами других государств.
Минтопэнерго возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождается от должности Верховной Радой Украины по представлению Премьер-министра Украины.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Минтопэнерго, обсуждения важнейших направлений деятельности в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра и других руководящих работников Министерства.
При необходимости в состав коллегии Минтопэнерго могут входить в установленном порядке другие лица. Членов коллегии утверждает и освобождает Министр. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Минтопэнерго. В составе Минтопэнерго Кабинетом Министров Украины могут быть образованы правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции).
Для рассмотрения научных рекомендаций и других предложений относительно главных направлений деятельности Минтопэнерго, обсуждения важнейших программ и других вопросов в Министерстве может образовываться научно-технический совет, другие совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положения о них утверждает Министр.
Минтопэнерго является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах Государственного казначейства, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

70. Організаційно-правові засади державного управління у галузі захисту економічної конкуренції.

Державного управління у галузі захисту економічної конкуренції здійснює Антимонопольний комітет України. В 1992 р. був прийнятий перший антимонополь-ний акт України — Закон "Про обмеження монополізму та недопущення недобросовісної конкуренції в підприємницькій діяльності", який став базою для прийняття наступних законів: "Про Антимонопольний комітет України" (1993), "Про захист від недобросовісної конкуренції" (1996), "Про природні монополії" (2000), "Про захист економічної конкуренції" (2001) та цілого ряду підзаконних нормативних актів (близько 80), що у сукупності складають антимонопольно законодавство.

Важливо знати, що організаційно-структурну основу антимонопольно!' діяльності складають: Антимонопольний комітет України (далі АКУ) і територіальні відділення АКУ. АКУ — державний орган, призваний забезпечувати державний контроль за дотриманням антимонопольного законодавства, захист інтересів підприємців і споживачів від його порушень.

Завдання Антимонопольного комітету України: а) здійснення державного контролю за дотриманням антимонопольного законодавства; б) захист законних інтересів підприємців і споживачів шляхом застосування заходів щодо попередження і припинення порушень антимонопольного законодавства, накладення стягнень за порушення антимонопольного законодавства в межах своїх повноважень; в) сприяння розвитку добросовісної конкуренції у всіх сферах економіки. Складовими статусу АКУ є його компетенція та повноваження, які закріплені в Законі України "Про Антимонопольний комітет України".

Одним із основним методів діяльності Комітету є контроль, який має характер державного і надвідомчого. Суб'єктами контролю виступають: АКУ, державні уповноважені АКУ, голови територіальних відділень АКУ. В якості об'єктів контролю можуть бути: центральні і місцеві органи державної виконавчої влади, органи місцевого самоврядування; органи управління громадськими організаціями, асоціації, концерни, міжгалузеві, регіональні та інші об'єднання підприємців; суб'єкти господарювання.

Одним із основним методів діяльності Комітету є контроль, який має характер державного і надвідомчого. Суб'єктами контролю виступають: АКУ, державні уповноважені АКУ, голови територіальних відділень АКУ. В якості об'єктів контролю можуть бути: центральні і місцеві органи державної виконавчої влади, органи місцевого самоврядування; органи управління громадськими організаціями, асоціації, концерни, міжгалузеві, регіональні та інші об'єднання підприємців; суб'єкти господарювання.

З метою здійснення своїх повноважень, державні уповноважені і голови теориторіальни відділень АКУ мають право:

без перешкод входити на підприємства, в установи та організації і мати доступ до документів та матеріалів, необхідних для проведення перевірки;

вимагати усних та письмових пояснень посадових осіб і громадян;

вимагати для перевірки дотримання антимонопольного законодавства необхідні документи та іншу інформацію.

Для здійснення завдань, покладених на АКУ, в Автономній Республіці Крим, областях, містах Києві та Севастополі створюються територіальні відділення, правовий статус яких визначається Положенням про територіальне відділення Комітету, затверджене АКУ.

71. Організаційно-правові засади державного управління у галузі освіти.

Правовое регулирование управления образованием. Управления образованием осуществляется на основе требований Законов Украины "Об образовании", "О высшем образовании".
Органы, осуществляющие управление образованием. Согласно ст. 11 Закона Украины "Об образовании" в эти органы относятся:
Министерство образования и науки Украины;
министерства и ведомства Украины, которым подчинены учебные заведения;
Высшая аттестационная комиссия Украины;
Министерство образования Автономной Республики Крым;
местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им управления, отделы образования.
Закон определяет также компетенцию органов государственной исполнительной власти в области образования. Известно, что в этой области осуществляют управление и Президент Украины, который издает указы, обязательные для исполнения, и Кабинет Министров, который издает постановления как нормативного, так и индивидуального характера для этой отрасли.
Кабинет Министров Украины утверждает государственные стандарты образования по каждому образовательному и образовательно-квалификационного уровня, которые устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образовательной и профессиональной подготовки в Украине. Они являются основой оценки образовательного и образовательно-квалификационного уровня граждан независимо от формы полученной образования.
Государственные стандарты образования подлежат пересмотру и переутверждению не реже одного раза в 10 лет.
Центральным органом управления образованием, который непосредственно управляет этой отраслью, является Министерство образования и науки Украины.
Министерство образования и науки Украины, в соответствии со ст. 12 Закона Украины "Об образовании" и Положения о нем, утвержденным Указом Президента Украины от 7 июня 2000 г. № 773/2000, выполняет следующие задачи:
участвует в определении государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, разрабатывает программы развития образования, государственные стандарты образования;
устанавливает государственные стандарты знаний по каждому предмету;
определяет минимальные нормативы материально-технического, финансового обеспечения учебных заведений;
осуществляет учебно-методическое руководство, контроль за соблюдением государственных стандартов образования, государственное инспектирование;
проводит аккредитацию высших и профессионально-технических учебных заведений независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии, сертификаты;
разрабатывает проекты положений о заведениях, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины;
осуществляет руководство государственными учебными заведениями.
Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения, совместно с Министерством образования и науки Украины принимают участие в осуществлении государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров.
Акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения, принятые в пределах их компетенции, обязательны для местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений соответствующего профиля независимо от форм собственности.
Министерство образования Автономной Республики Крым осуществляет полномочия руководства образованием, кроме полномочий, отнесенных к компетенции Министерства образования и науки Украины, министерств и ведомств, которым подчинены учебные заведения.
Высшая аттестационная комиссия Украины, согласно ст. 13 Закона Украины "Об образовании", организует и проводит аттестацию научных и научно-педагогических кадров, руководит работой по присуждению научных степеней, присвоению ученого звания старшего научного сотрудника.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления образуют органы управления образованием. Последние обеспечивают управление учреждениями образования, находящихся в коммунальной собственности, организуют учебно-методическое обеспечение учебных заведений, совершенствование профессиональной квалификации педагогических работников, их переподготовку и аттестацию, осуществляют контроль за соблюдением требований относительно содержания, уровня и объема образования, аттестацию учебных заведений, находящихся в коммунальной собственности.
Сейчас Министерство образования и науки Украины осуществляет мероприятия по реформированию образования в Украине, приведение ее к мировым стандартам с целью достижения соответствия выпускников украинских учебных заведений этим стандартам повышение уровня их знаний и умений, для более эффективного использования в различных сферах отечественного производства и, кроме того, признание за рубежом дипломов, выдаваемых нашими учебными заведениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.